о признании права собственности при жизни



Дело № 2-473/12                                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 марта 2012 года                                    г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителя истца Пирог А.П., представителя ответчика Администрации ЗГО Зверева Д.Б., гражданское дело по иску Румянцевой О.В. к Администрации Златоустовского городского округа, Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании договора заключенным, признании собственником при жизни, включении имущества в наследственную массу,

у с т а н о в и л :

    Румянцева О.В. обратилась в суд с иском к Администрации ЗГО о признании заключенным договора безвозмездной передачи комнаты дома по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в собственность граждан, между МУ «КУИ ЗГО» и ФИО1, признании за умершей ФИО1 права собственности на спорную квартиру, включении ее в наследственную массу.

    В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ умела ее мать ФИО1, после которой открылось наследство, в том числе в виде комнаты, расположенной по адресу: <адрес> После открытия наследства, в установленный срок она обратилась в нотариальную контору с заявлением о вступлении в права наследства. Однако ей было указано, что не может быть выдано удостоверение о праве на наследство, поскольку у умершей не было правоустанавливающих документов на комнату. В данной комнате мать истца проживала с ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу, ФИО1 была зарегистрирована, кроме того, являлась основным нанимателем жилого помещения по договору найма жилья. При жизни ФИО1 намеревалась, а также совершила действия, направленные на приватизацию квартиры, в которой проживала и была зарегистрирована. О действиях и намерениях ФИО1 свидетельствуют справки и выписки, полученные для оформления приватизации, изготовление кадастрового паспорта комнаты. ДД.ММ.ГГГГ состояние здоровья матери истицы резко ухудшилось, присутствовать в отделе приватизации лично она не могла, изготовить нотариальную доверенность на осуществление действий по приватизации комнаты не было возможности по состоянию здоровья ФИО1, она умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истица считает, что ФИО1 приобрела право собственности при жизни на комнату, расположенную по <адрес>.

    Истец Румянцева О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.59).

    Представитель истца Пирог А.П., действующая по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, зарегистрированная в реестре за -л.д.7, поддержала исковые требования Румянцевой О.В. и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Администрации ЗГО Зверев Д.Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ –л.д.36-38) с исковыми требованиями Румянцева О.В. не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.39).

    Определением суда в качестве соответчика был привлечен Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия (л.д.57).

    В письменном отзыве на исковое заявление указали, что заявленные исковые требования Румянцева О.В. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку ФИО1 с заявлением о приватизации комнаты, расположенной по адресу: <адрес> не обращалась (л.д.28).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Румянцева О.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте умерла ФИО1, которая приходилась матерью истице Румянцева О.В. (л.д.5,10,11,32,34).

Как следует из пояснений представителя истца, материалов дела, ФИО1 являлась нанимателем комнаты, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения в общежитиях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).

Как следует из выписки поквартирной карточки (л.д. 13), в указанной квартире была зарегистрирована, и проживала ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет был открыт на имя ФИО1 (л.д.13,15,41,43).

Комната, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования ЗГО на основании распоряжения ЧОКУГИ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы администрации г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер № (л.д.16,51,52).

Согласно справки, выданной нотариусом нотариального округа Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело , наследником к имуществу ФИО1 является дочь Румянцева О.В.. ФИО7 отказалась от принятия наследства в пользу дочери наследодателя Румянцева О.В. (л.д.6).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации прав на комнату, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.12).

Как пояснила представитель истца, ФИО1 проживала с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. По указанному адресу, ФИО1 была зарегистрирована, и являлась основным нанимателем жилого помещения по договору найма жилья. При жизни ФИО1 намеревалась, а также совершила действия направленные на приватизацию квартиры, в которой проживала и была зарегистрирована. О действиях и намерениях ФИО1 свидетельствуют справки и выписки, полученные для оформления приватизации, изготовление кадастрового паспорта комнаты. ДД.ММ.ГГГГ состояние здоровья матери истицы резко ухудшилось, присутствовать в отделе приватизации лично она не могла, изготовить нотариальную доверенность на осуществление действий по приватизации комнаты не было возможности по состоянию здоровья ФИО1, она умерла ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (ст. 2). Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в едином государственном реестре учреждениями юстиции (ст. 7).

Из смысла ст. 1, 2 вышеуказанного Закона следует, что гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемого им на условиях договора социального найма жилого помещения (за исключением особо оговоренных в законе случаев), если они обратились с таким требованием. Согласно пунктов 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую (п. 5). При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано (п. 8).

Представитель истца считает, что ФИО1, при жизни намеревалась, а также совершила действия, направленные на приватизацию комнаты в которой проживала, о чем свидетельствуют справки и выписки, изготовление кадастрового паспорта комнаты.

Однако, как указывалось выше, единственным показателем совершения действия, направленного на приватизацию квартиры является подача заявления на приватизацию. Действующим законодательством РФ не предусмотрена иная процедура приватизации, кроме как указанная в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Из ответа ОМС КУИ ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос следует, что ФИО1 с заявлением о приватизации комнаты, расположенной по адресу: <адрес> в КУИ ЗГО не обращалась. В архиве отдела приватизации КУИ ЗГО отсутствуют данные о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.31). Данное обстоятельство не отрицается и представителем истца Пирог А.П., которая также в судебном заседании пояснила, что в связи со смертью ФИО1 не успели подать заявление о приватизации.

В материалах дела имеется ксерокопия простой письменной доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, которой она (ФИО1) доверяет Пирог А.П. представлять ее интересы в ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» по вопросам проведения технической инвентаризации, изготовления технической документации, необходимой для государственной регистрации (сделки, приватизации жилья, наследования, наличия перепланировки), принадлежащее ей (комнаты, квартиры, жилого дома, помещения), расположенного по адресу: <адрес>. Также доверяет расписываться за нее, а также подавать и получать от ее имени все необходимые документы, совершать все необходимые действия, связанные с данным поручением (л.д.58).

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Румянцева О.В. о признании заключенным договора безвозмездной передачи комнаты дома по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в собственность граждан, между МУ «КУИ ЗГО» и ФИО1, а, следовательно, и признании за умершей ФИО1 права собственности на спорную квартиру, включении ее в наследственную массу, поскольку ФИО1 не выразила своей воли при жизни на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку с заявлением о приватизации комнаты № дома № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> не обращалась. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 разъясняет возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности. Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для признании договора заключенным, признании собственником при жизни, включении имущества в наследственную массу являться не могут.

Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Румянцевой О.В. к Администрации Златоустовского городского округа, Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом» Златоустовского городского округ» о признании договора заключенным, признании собственником при жизни, включении имущества в наследственную массу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу