Дело № 2-452/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Федосеевой Ю.В.,
с участием прокурора Казаковой Т.Б.,
представителя ответчика Ахмадуллина Д.Н., представителя третьего лица Собрания депутатов Златоустовского городского округа Игнатенко С.Б., представителя третьего лица МБУ «Капитальное строительство» Сафиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке проектной документации и выполнению работ по строительству линий наружного освещения дорог,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – «администрация ЗГО») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке проектной документации и выполнению работ по строительству линий наружного освещения дорог.
В обоснование поданного иска прокурор г. Златоуста сослался на то, что проверкой, проведенной прокуратурой г. Златоуста по обращению и.о. начальника полиции МО МВД РФ «Златоустовский», установлено, что на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте отсутствует уличное освещение, что не соответствует требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и что является одной из причин дорожно-транспортных происшествий, создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан.
В 2011 году на территории Златоустовского городского округа из-за неудовлетворительных дорожных условий – неисправной работы и отсутствия наружного освещения в темное время суток произошло 19 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 31 человек, 2 человека получили смертельные травмы. УВД Златоустовского городского округа МО МВД РФ «Златоустовский» в администрацию Златоустовского городского округа неоднократно направлялись письма с информацией о неудовлетворительном состоянии в сфере безопасности дорожного движения, об отсутствии наружного освещения на дорогах в границах города.
По запросу прокуратуры г. Златоуста из администрации ЗГО поступил ответ о том, что на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте требуется строительство линий наружного освещения ввиду их отсутствия, на финансирование строительства требуется ориентировочно 90 млн. руб.; средства на работы по строительству линий наружного освещения будут выделяться поэтапно; первоочередные мероприятия в сфере безопасности дорожного движения предусмотрены целевой программой, утвержденной постановлением администрации округа от 20.12.2010 г. № 427-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Златоустовском городском округе на 2011-2012 годы».
Анализ мероприятий целевой программы показал, что строительство линий наружного освещения дорог Программой не предусмотрено. Конкретные мероприятия по строительству линий наружного освещения дорожной сети администрацией округа не разработаны, сроки выполнения работ и необходимые финансовые ресурсы правовыми актами органов местного самоуправления не определены.
Бездействие администрации Златоустовского городского округа по непринятию мер по строительству линий наружного освещения на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте создает условия для дорожно-транспортных происшествий, тем самым угрожает причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Прокурор г. Златоуста просил признать незаконным бездействие администрации ЗГО по непринятию мер к обеспечению наружного освещения на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте, а также обязать администрацию ЗГО в срок до 31.12.2012 г. разработать проектную документацию и выполнить работы по строительству линий наружного освещения дорог по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте.
В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. просила иск удовлетворить, уточнив, что указание в тексте иска об установлении срока до 31.12.2012 г. относится лишь к требованию в части выполнения работ по разработке проектной документации, а в части выполнения работ по строительству линий наружного освещения дорог в г. Златоусте просила срок в судебном решении не указывать, так как невозможно установить конкретный срок выполнения такого рода работ.
Представитель ответчика администрации ЗГО просил в удовлетворении иска прокурору г. Златоуста отказать.
Представители третьих лиц Собрания депутатов ЗГО, МБУ «Капитальное строительство» полагают, что требование прокурора г. Златоуста в части признания незаконным бездействие администрации ЗГО по непринятию мер к обеспечению наружного освещения на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспект 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте удовлетворению не подлежит, так как ответчиком принимаются меры по обеспечению наружного освещения на дорогах г. Златоуста.
Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
К полномочиям органов местного самоуправления Златоустовского городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О безопасности дорожного движения» осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать в соответствии с требованиями статьи 12 Закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 6 от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 37) предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 27 Устава Златоустовского городского округа администрация округа осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, письменного отзыва на иск (л.д. 40-42), предоставленных письменных доказательств следует, что администрацией ЗГО осуществляется определенная деятельность, направленная на повышение безопасности дорожного движения и в частности по обеспечению наружного освещения на дорогах г. Златоуста.
Так, постановлением администрации ЗГО от 20.12.2010 г. № 427-п утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Златоустовском городском округе на 2011-2012 годы» (с последующими изменениями), на реализацию которой предусмотрен общий объем финансирования более 4,8 млн. руб.
Администрацией ЗГО принимались решения (протокол от 01.02.2011 г. № 2 – л.д. 43) о необходимости выполнения мероприятий, в том числе по проектированию и строительству линий наружного освещения дорог по ул. Советская, Полетаева и объездной (5-й микрорайон – железнодорожный вокзал); (протокол от 15.03.2011 г. – л.д. 44) о проработке варианта прокладки линий наружного освещения по ул. Советская, ул. Полетаева, на объездной дороге (ул. Ветлужская – 5-й микрорайон); (протокол от 10.08.2011 г. № 6 – л.д. 45-46) о согласовании мест расположения освещения на улично-дорожной сети; (протокол от 08.11.2011 г. – л.д. 47) принято решение о необходимости проектирования и строительства новой линии уличного освещения вдоль объездной дороги Аносова – 5-й микрорайон, на участке дороги по Кусинскому шоссе.
Следовательно, требование прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа по непринятию мер к обеспечению наружного освещения на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспекта 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах: ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте удовлетворению не подлежит.
Исходя из предоставленных доказательств иск в остальной части является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Администрацию Златоустовского городского округа следует обязать разработать проектную документацию в срок до 31.12.2012 г. и выполнить работы по строительству линий наружного освещения дорог по ул. Полетаева, ул. Советская, проспекта 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах: ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Златоуста, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке проектной документации и выполнению работ по строительству линий наружного освещения дорог удовлетворить частично.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа разработать проектную документацию в срок до 31.12.2012 г. и выполнить работы по строительству линий наружного освещения дорог по ул. Полетаева, ул. Советская, проспекта 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах: ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте.
В удовлетворении остальной части иска о признании незаконным бездействия администрации Златоустовского городского округа по непринятию мер к обеспечению наружного освещения на дорогах по ул. Полетаева, ул. Советская, проспекта 30 лет Победы от автошколы до кольца АГНКС, на объездных дорогах: ул. Мельнова – телевышка и 5-й микрорайон – ул. Аносова в г. Златоусте прокурору г. Златоуста отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через суд, его вынесший.
Председательствующий: Короленко В.А.
Решение не вступило в законную силу.