Дело № 2-529/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 марта 2012 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе : председательствующего судьи Яковлевой А.А., при секретаре Дербеневой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием истца Грачев В.В., представителя истца Грачева Н.Е., представителя ответчика ГУ УПФР Танцыревой Е.А., гражданское дело по иску Грачева В.В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о возложении обязанности признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении, возложении обязанности признать и обеспечить установление двух пенсий, установил : Грачев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте», в котором просит обязать ответчика признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении 1:3, обязать ответчика признать и обеспечить установление двух пенсий: как на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он имеет право на получение двух пенсий. Ответчик истцу письмом сообщил, что в соответствии с нормами п.п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г., он имеет право на одновременное получение двух пенсий как инвалид вследствие военной травмы, ему будет устанавливаться пенсия по инвалидности согласно п.п. 1 п. 2 ст. 15 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.. При этом назначение трудовой пенсии по старости осуществляется на основании п.п. 3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, как инвалидам вследствие военной травмы с достижения возраста 55 лет, при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 лет. Что касается включения периода участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в льготном исчислении 1:3, то нормами ст. 30 Закона № 173-ФЗ данное обстоятельство не предусмотрено- весь общий трудовой стаж, а также служба, учитывается календарно 1:1, независимо от характера работы. Но согласно, абзацу 6 ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, время на выполнение заданий и несение военной службы в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три. Также на основании п.п.1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возврата мужчинами 50 лет, если он проработал не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. По п.п. 2 п.1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ право на пенсию имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно п.п 2 п. 2 ст. 10 Закона № 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в п.п.2 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ по достижении возраста мужчины 50 лет при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Истец Грачев В.В., представитель истца Грачева Н.Е. настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» Танцырева Е.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.16) с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.17-19). Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям. В ходе судебного заседания установлено, что истец Грачев В.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., является пенсионером, и участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ., и имеет право на компенсации и льготы, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (л.д.8). Грачев В.В. является инвалидом 3 группы (заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС), с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидность установлена бессрочно (л.д.12). Из копии трудовой книжки (л.д.7), справки военного комиссариата г. Златоуста (л.д.9) следует, что Грачев В.В. был призван на специальные военные сборы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в В/Ч № для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 км. зона). Как следует из таблицы трудовой деятельности застрахованного лица, данный период составляет 4 месяца 22 дня (л.д.21). Истец считает, что он имеет право на одновременное получение двух пенсий: как на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в ГУ УПФР о праве на одновременное получение двух пенсий (л.д. 27). Ответчиком ГУ УПФР на заявление Грачев В.В. по вопросу одновременного получения двух пенсий было дано письменное разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) о том, что в соответствии с нормами п.п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. право на одновременное получение двух пенсий имеют: граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы. Им может устанавливаться пенсия по инвалидности согласно п.п. 1 п. 2 ст. 15 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 174 –ФЗ от 17.12.2001 г.. При этом назначение трудовой пенсии по старости может быть осуществлена на основании п.п. 3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет, при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 лет. На ДД.ММ.ГГГГ при достижении возраста 50 лет истцу была установлена пенсия в соответствии с нормами п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ, как участнику ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС. Право на установление второй пенсии возникает только при достижении возраста 55 лет. Что же касается включения периода участия в ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС в льготном исчислении 1:3, то нормами ст. 30 Закона № 173-ФЗ данное обстоятельство не предусмотрено-весь общий трудовой (страховой) стаж, а также служба, учитывается календарно 1:1 независимо от характера работы. Суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Грачев В.В. о возложении обязанности на ответчика признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении 1:3, признать и обеспечить установление двух пенсий: как на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по следующим основаниям. Как было установлено в судебном заседании Грачев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ была установлена пенсия по инвалидности 3 группы (причина инвалидности-увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на чернобыльской АЭС) в соответствии с нормами Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.28-29). Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, нормами п. 2 ч. I ст. 29 Закона № 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязаны военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в том числе пенсию по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 Закона № 166-ФЗ. При этом согласно нормам п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, к которым может относиться и рассматриваемая категория граждан, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст. 15 указанного Закона и трудовой пенсии по старости. Право указанных лиц на досрочную трудовую пенсию по старости урегулировано нормами п.п. 3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-Ф3. Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. № 7), инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в норме п. 2 ст. 29 Закона 1244-1, после 01.01.2002 г. имеют право на получение двух пенсий на основании п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ. При этом назначение второй трудовой пенсии старости может быть осуществлено на основании п.п. 3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-Ф3 как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет. Следовательно, нормы ст. 30 Закона № 1244-1 при назначении рассматриваемым гражданам второй трудовой пенсии по старости по нормам, предусмотренным законодательством для инвалидов вследствие военной травмы, не применяются. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в ДД.ММ.ГГГГ. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получающие пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по государственному пенсионному обеспечению, имеют право на установление второй трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Таким образом, мужчинам для назначения двух пенсий по п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ необходимо соблюдение условий — достижение возраста 55 лет и наличие страхового стажа 25 лет. Грачев В.В. не достиг установленного возраста 55 лет, в связи с чем, не может получать одновременно трудовую пенсию по старости и государственную пенсию по инвалидности. Как было установлено, в судебном заседании и следует из пояснений сторон, материалов дела (л.д. 20,28-29), с ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 50 лет у Грачев В.В. возникло право на пенсию по старости по одному из оснований (на выбор заявителя): государственную пенсию по старости по п.п. 3 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; государственную пенсию по старости по п.п. 2 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ, как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; трудовую пенсию по старости по п.п.1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Размеры указанных государственных пенсий одинаковые и в соответствии с п. 1 ст. 17 составляют 250 % от социальной пенсии (п.п.1 п. 1 ст. 18 Закона № 166-ФЗ). На ДД.ММ.ГГГГ их размер составил по <данные изъяты>. Размер трудовой пенсии по старости так же был определен и на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> Соответственно, был выбран более выгодный вариант пенсионного обеспечения - государственная пенсия по старости, которая была установлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ и получателем которой он является по настоящее время. Порядок подсчета в льготном порядке времени выполнения задания по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, применяется согласно ст. 23 Закона № 1244-1, при этом установлено, что данный период засчитывается только в выслугу лет на пенсию. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Из вышеприведенных норм закона следует, что законом предусмотрено право обращения с иском к ответчику в случае нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Одним из требований истца является возложение на ответчика обязанности признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении 1:3, при этом истец в судебном заседании пояснил, что исчисление данного стажа может повлиять при назначении пенсии с 55 лет. Таким образом, суд приходит к выводу, что никаких последствий на пенсионные права истца такое исчисление стажа не оказывает в настоящее время. Доводы истца основаны лишь на возможных предположениях нарушения его прав в будущем. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. право на одновременное получение двух пенсий граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, приобретают только по достижению возраста 55 лет. Им устанавливается государственная пенсия по инвалидности в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 15 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом № 173-ФЗ. Таким образом, Грачев В.В. приобретет право на одновременное получение двух пенсий по достижению возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истец получает государственную пенсию по старости, размер которой составляет 250 % от социальной пенсии и никоим образом не зависит от размера трудового стажа истца. Указание УПФ по г. Златоусту в таблице трудовой деятельности, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж составляет <данные изъяты> (л.д.21) никоим образом не влияет на размер государственной пенсии по старости, которую получает истец. В последующем, если будет назначен другой вид пенсии, истец не утрачивает право обращения с соответствующим иском, если он будет не согласен с порядком исчисления стажа за указанный период, и размер стажа будет влиять на права истца. В судебном заседании не нашел подтверждения факт нарушения ответчиком прав истца. На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Грачев В.В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о возложении обязанности признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении, возложении обязанности признать и обеспечить установление двух пенсий следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,198 ГПК РФ, суд решил : В удовлетворении исковых требований Грачеву В.В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о возложении обязанности признать и установить трудовой стаж в льготном исчислении, возложении обязанности признать и обеспечить установление двух пенсий, отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Златоустовский городской суд. Председательствующий : А.А. Яковлева Решение не вступило в законную силу