Дело № 2-401/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Ковалевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мустакимова Х.Х. о признании строения самовольной постройкой, признании решения комиссии по землеотводам Администрации ЗГО в части отказа в отводе земельного участка незаконным,
у с т а н о в и л :
Мустакимов Х.Х. обратился в суд с заявлением о признании строения по адресу: <адрес> самовольной постройкой, признании решения комиссии по землеотводам Администрации ЗГО от 22 сентября 2011 года в части отказа в отводе земельного участка по адресу: <адрес> незаконным, возложении на орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом ЗГО» (далее – ОМС КУИ ЗГО) обязанности после принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду заключить договор аренды указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в июле 2011 года обратился в Администрацию ЗГО с заявлением на отвод земельного участка примерной площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Распоряжением от 25 ноября 2011 года № 1703-р в предоставлении земельного участка ему отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке. Отказ Администрации ЗГО считает незаконным, нарушающим его права.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ заявленный земельный участок не ограничен в оборотоспособности земельных участков, подпадает под категорию земель, выдаваемых на основании ст. 34 ЗК РФ. Права на землю и документы о правах, предусмотренные ст. 264 ГК РФ, 26 ЗК РФ на земельный участок в отношении третьих лиц отсутствуют. В ЕГРП сведения об указанном земельном участке отсутствуют. Строение, расположенное на земельном участке, никому не принадлежит, собственников нет. По состоянию на 02 июня 2010 года строение полуразрушено, непригодно для проживания. Установить лицо, произведшее постройку, невозможно. Ввиду того, что строение возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, без получения необходимых разрешений, оно является самовольной постройкой на основании п. 1 ст. 222 ГК РФ. Полагает, что незаконная постройка нарушает его права на предоставление земельного участка в аренду.
В ходе производства по делу заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. Сформулировав их в окончательном виде, просил признать строение, расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой, признать незаконным Распоряжение Администрации ЗГО «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам» от 25 ноября 2011 года № 1703 в части утверждения протокола комиссии по землеотводам от 22 сентября 2011 года № 27, которым ему отказано в отводе земельного участка по адресу: <адрес> (л.д. 36-39, 44).
В судебном заседании заявитель Мустакимов Х.Х. на удовлетворении своих требований настаивал.
Представитель заинтересованного лица Администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
В письменном отзыве на заявление указал, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Права Мустакимова Х.Х. не нарушены, поскольку правомочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет ОМС КУИ ЗГО, который вправе обратиться в суд с заявлением о признании строения самовольной постройкой и ее сносе (л.д. 20).
Представитель заинтересованного лица ОМС КУИ ЗГО Бобылев В.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.
В письменном отзыве на заявление указал, что требования о признании строения, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой не подлежат удовлетворению, поскольку заявитель не является лицом, чьи права и интересы нарушаются. Отсутствие регистрации права на строение не является основанием для признания его самовольной постройкой. Доказательств того, что объект возведен на участке, не отведенном для этих целей, в отсутствии необходимых разрешений, не предоставлено (л.д. 46).
Заслушав заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Мустакимовым Х.Х. требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 11 ГК РФ, в соответствии со ст. 3, 4 ГПК РФ целью производства по гражданскому делу является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Заявляя требования о признании строения по адресу: <адрес> самовольной постройкой, заявитель указывает на то, что ее наличие на земельном участке препятствует предоставлению участка в аренду, признание строения самовольной постройкой необходимо для того, чтобы ОМС КУИ ЗГО могло распорядиться земельным участком. Требований о сносе самовольной постройки Мустакимовым Х.Х. не заявлялось.
На основании п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи (п. 2).
Таким образом, строение является самовольным в силу самого факта создания его на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо с нарушением действующих норм и правил.
Признание строения самовольным не влечет возникновения, изменения или прекращения чьих-либо прав и обязанностей, в том числе прав Мустакимова Х.Х., в связи с чем в удовлетворении его требований о признании строения по адресу: <адрес> самовольной постройкой необходимо отказать.
Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом, согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для строительства, а также для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.30, 34 ЗК РФ соответственно.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Согласно пункту 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,25 га.
Главой 2 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства.
Согласно п. 7 предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
Заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты (п.п. 1);
Решение комиссии по землеотводам утверждается распоряжением Главы округа. В случае недостаточной обоснованности принятого решения Глава округа направляет соответствующую заявку в комиссию по землеотводам на повторное рассмотрение с мотивированным заключением. Срок действия распоряжения Главы округа один год с момента официальной публикации решения комиссии по землеотводам (п.п. 3-1)
Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий». Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа.
Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).
Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11).
Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения;
2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 26 июля 2011 года Мустакимов Х.Х. обратился на имя главы Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и (или) ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 24).
Распоряжением Администрации ЗГО от 25 ноября 2011 года № 1703-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от 22 сентября 2011 года № 27» утвержден указанный протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования, Мустакимову Х.Х. отказано в отводе испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства (п.п. 3 п. 2 распоряжения) ввиду отсутствия у заявителя правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке (л.д. 45).
Распоряжение опубликовано в газете Златоустовский рабочий 08 декабря 2011 года (л.д. 12).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).
Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).
Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 Закона).
Земельный участок, испрашиваемый Мустакимовым Х.Х., находится в пределах городской черты г.Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Из пояснений заявителя в ходе производства по делу следует, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, испрашиваемый земельный участок планирует присоединить к своему для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно копии уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений (л.д. 10), запись о государственной регистрации прав на земельный участок по адресу: <адрес>, отсутствует.
Согласно справке Златоустовского филиала ОГУП «ОЦТИ» по Челябинской области, на земельном участке по указанному адресу расположено полуразрушенное строение, непригодное для жилья. Сведения о собственниках отсутствуют (л.д. 14).
В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из материалов дела, пояснений представителя заинтересованного лица Администрации ЗГО следует, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, находятся в зоне усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 г., жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду
По смыслу ст. 30, 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для строительства и ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка по его выбору действующим законодательством не предусмотрена
В судебном заседании установлено, что отвод Мустакимову Х.Х. земельного участка примерной площадью 500 кв.м по адресу: <адрес> строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства невозможен. Заявитель, не являясь собственником расположенной на спорном земельном участке постройки, исключительных прав на данный участок не имеет участок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в отводе земельного участка не нарушает прав заявителя, в связи с чем его требования о признании недействительным распоряжения Администрации ЗГО от 25 ноября 2011 года № 1703-р в части отказа в отводе ему земельного участка удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
В соответствии с п. 24 указанного Постановления судам необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Как следует из копии оспариваемого распоряжения, оно опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» 08 декабря 2011 года (л.д.12), заявление Мустакимова Х.Х зарегистрировано 23 января 2012 года, то есть в установленный ст. 256 ГПК РФ срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Мустакимов Х.Х. о признании строения по адресу: <адрес> самовольной постройкой, признании незаконным Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам» от 25 ноября 2011 года № 1703-р в части утверждения протокола комиссии по землеотводам от 22 сентября 2011 года № 27, которым Мустакимов Х.Х. отказано в отводе земельного участка по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов