По иску Сулейманова Е.М. к УПФР в г.Златоусте о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений



Дело № 2-672/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2012 г. г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Карповой О.Н.,

при секретаре Емельяновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулейманова Е.М. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,

у с т а н о в и л :

Сулейманов Е.М. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – УПФР в г. Златоусте), в котором просит признать причину пропуска срока уважительной и восстановить ему шестимесячный срок для обращения в орган ПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего.

В обоснование своих требований сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО1, который при жизни являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. После смерти ФИО1 на его индивидуальном лицевом счете остались пенсионные накопления. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений, однако в выплате ему было отказано в связи с пропуском шестимесячного срока. Полагает, что установленный законом срок пропущен им по уважительной причине, в связи с тем, что он не знал о сроках выплаты пенсионных накоплений умершего.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что своевременно не обратился в УПФР с заявлением в силу своего несовершеннолетнего возраста. Наследником после смерти отца также является брат истца ФИО2, который на получение средств пенсионных накоплений не претендует.

Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте Танцырева Е.А. с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.8-9). По мнению ответчика, довод истца о том, что он не знал о сроках получения средств пенсионных накоплений умершего, несостоятелен, поскольку информирование населения по данному вопросу осуществляется через официальные издания, средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, сеть Интернет. Дополнительно представитель ответчика пояснила, что с письменным заявлением о получении средств пенсионных накоплений Сулейманов Е.М. обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск Сулейманова Е.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.

В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

В силу п.3 ст.38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ, выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета (утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741) правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений (п.3). Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства. При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди (п.4). Территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о застрахованном лице (п.8). Обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или N 3 к настоящим Правилам. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок (п.9).

    

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте умер ФИО1 (копия свидетельства о смерти л.д. 4).

Правопреемниками первой очереди после его смерти в соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является его сыновья ФИО2, Сулейманова Е.М. (копия свидетельства о рождении л.д. 5).

ФИО1 являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, в специальной части его индивидуального лицевого счета имеется сумма средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам.

Правопреемники ФИО1 в порядке, предусмотренном п. 8 Правил, утвержденным постановлением Правительства РФ № 741 от 03.11.2007г., УПФР в г. Златоусте не извещались о возможности получения средств пенсионных накоплений, поскольку соответствующего заявления о правопреемниках он в УПФР не представлял (л.д. 8-9 отзыв УПФР в г. Златоусте).

ДД.ММ.ГГГГ Сулейманов Е.М. обратился в УПФР в г. Златоусте с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего (л.д.10-12). Заявление было ему возвращено, поскольку подано по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, копия решения суда о восстановлении пропущенного срока к заявлению не приложена, рекомендовано обратиться в суд с иском о восстановлении пропущенного срока (л.д. 6).

Другие правопреемники с заявлениями в УПФР не обращались.

Как следует из искового заявления, пояснений истца, на момент смерти отца ФИО1 он был несовершеннолетним, совершеннолетия достиг ДД.ММ.ГГГГ. Родители истца были в разводе, истец проживал с отцом, с матерью ФИО9 практически не общается. До достижения совершеннолетия самостоятельно обратиться в УПФР в г.Златоусте с заявлением о получении средств пенсионных накоплений отца он не мог, а мать этого не сделала. О том, что он может обратиться в УПФР с подобным заявлением, истец не знал, публикаций в газете не читал, при вступлении в права наследства после смерти отца нотариус также не разъясняла о таком праве. О том, что в УПФР можно получить пенсионные накопления отца истец узнал от своей матери ФИО8 13 февраля 2012 года, а 17 февраля 2012 обратился в УПФР в г.Златоусте с заявлением.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 (мать истца) показала, что на момент смерти ФИО1 истец проживал совместно с отцом, не достиг совершеннолетия. В сентябре 2011 года свидетель помогала сыну оформить в УПФР в г.Златоусте пенсию по потере кормильца. Тогда же в УПФР ей было разъяснено право обратиться с заявлением о получении средств пенсионных накоплений умершего, для чего необходимо было сначала сделать запрос о наличии на лицевом счете ФИО1 средств пенсионных накоплений. Такой запрос был сделан, им рекомендовано было прийти через два месяца. В последующем она несколько раз звонила в УПФР, узнавала, поступили ли сведения о наличии средств пенсионных накоплений, но сведения не поступали. Затем она прекратила заниматься этим вопросом, обратилась лично в УПФР 13.02.2012 и узнала, что на лицевом счете ФИО1 имеются денежные средства, но обращаться с заявлением должен сам Сулейманов Е.М., который уже достиг совершеннолетия. Тогда же ей разъяснили, что с заявлением необходимо было обратиться в течение шести месяцев после смерти застрахованного лица. Публикации в газетах по поводу порядка получения средств пенсионных накоплений умершего она не читала.

Свидетель ФИО2 (брат истца) показал, что на момент смерти отца Сулейманов Е.М. был несовершеннолетним. Истец вступил в права наследства после смерти отца, но нотариус не разъясняла ему право обратиться в УПФР для получения средств пенсионных накоплений умершего. Мать ФИО9 от имени истца в УПФР с подобным заявлением не обратилась, поскольку ей никогда было этим заниматься, свидетель на получение средств пенсионных накоплений отца не претендует. Публикации в газетах по поводу порядка получения средств пенсионных накоплений умершего он не читал.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных вышеуказанными лицами. Данных о какой-либо их заинтересованности в исходе дела нет, их показания соответствуют друг другу и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Из пояснений представителя УПФР в г.Златоусте Танцырева Е.А. следует, что по существующему порядку, для получения средств пенсионных накоплений умершего сначала необходимо сделать запрос о наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – выписку из лицевого счета застрахованного лица. Для оформления запроса достаточно устного обращения. По ФИО1 выписка из лицевого счета застрахованного лица была запрошена в декабре 2011 года, выписка поступила ДД.ММ.ГГГГ. До получения выписки из лицевого счета застрахованного лица заявление о выплате средств пенсионных накоплений умершего не принимается.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2008 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 года), восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учётом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объёме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.

Учитывая, что истец на момент смерти отца не достиг совершеннолетия, мать истца до достижения Сулеймановым Е.М. совершеннолетнего возраста в его интересах в УПФР в г.Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего ФИО1 не обратилась, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении законным представителем правопреемника, не обладающего дееспособностью в полном объеме, возложенных законодательством функций, суд приходит к выводу, что срок для обращения в УПФР в г. Златоусте с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего пропущен истцом по уважительной причине. Следовательно, на основании п.3 ст.38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ пропущенный срок подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Сулейманова Е.М..

Восстановить Сулейманова Е.М. срок для обращения в Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу