О признании распоряжения незаконным, обязании совершить действие



Дело № 2-624/2012

Р Е Ш Е НИ Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                      19 марта 2012 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего             Закировой С.Л.

при секретаре                     Акатышеве А.Н.

с участием представителя заявителя     Васильева Ю.В.

представителя администрации         Мезенова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Кокоревой М.В. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным, обязании совершить действие,

у с т а н о в и л:

    Кокорева М.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 102-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 35 от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельного участка, примерной площадью 2500 кв.м., находящегося по <адрес> на правах аренды для размещения временного сооружения – металлического ангара, обязании отвести указанный земельный участок на правах аренды, для размещения временного сооружения – металлического ангара, после проведения работ по его формированию.

    В обоснование своих требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию ЗГО об отводе вышеуказанного земельного участка для размещения временного сооружения - металлического ангара. ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», в котором было опубликовано распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № 102-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 35 от ДД.ММ.ГГГГ», узнала, что ей отказали в отводе, так как не определён испрашиваемый вид использования земельного участка. С данным решением не согласна, поскольку отказ в предоставлении земельного участка не соответствует ст. 34 ЗК РФ, где указано, что орган местного самоуправления на основании заявления утверждает и выдает заявителю в месячный срок схему расположения земельного участка на кадастровом плане. Кроме того, заявление, поданное в администрацию ЗГО, соответствует требованиям действующего законодательства, а также в данном заявлении указан разрешенный вид испрашиваемого земельного участка. Предоставление дополнительных документов к заявлению действующим российским законодательством не предусмотрено.

Заявитель Кокорева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещёна, просила дело рассматривать в своё отсутствие (л.д. 28).    

    Представитель заявителя Васильев Ю.В., действующий на основании доверенности (л.д. 13), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Златоустовского городского округа Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности № 12 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в пояснительной записке к правилам землепользования и застройки территории установлены виды разрешенного использования. Такого вида использования как «размещение металлического ангара» там нет. Требование об отводе земельного участка не предусмотрено нормами Земельного кодекса РФ, так как они могут выдать только схему расположения земельного участка.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).

Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Кокорева М.В. обратилась с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа Караваева А.Н., в котором просила отвести ей земельный участок примерной площадью 2500 кв.м., находящийся по <адрес> на правах аренды, для размещения временного сооружения – металлического ангара (л.д. 14).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № 102-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 35 от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ, Кокоревой М.В. отказано в отводе вышеуказанного земельного участка, так как не определён испрашиваемый вид использования земельного участка (л.д. 4).

    Из объяснений представителя заявителя Васильева Ю.В. следует, что с вышеуказанным распоряжением Кокорева М.В. не согласна, полагает его незаконным, поскольку цель использования «для коммунально-складской деятельности», которую требуют указать в администрации ЗГО, является общим понятием, что конкретно входит в коммунально–складскую деятельность не определено. Кокорева М.В. просила отвести участок под размещение временного сооружения – металлического ангара. Понятия ангар и склад всегда используются совместно, фактически являются идентичными, обозначают сооружения, предназначенные для складирования и хранения предметов. В данном случае ангар предполагается использовать для хранения стройматериалов из дерева.

    Оценивая имеющиеся доказательства, а также доводы каждой из сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.

    Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

    принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

    уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

    обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

    В силу пункта 2 указанной правовой нормы граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ.

    В соответствии с п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Кроме того, согласно ст. 11 п. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из положений ч. 1 ст. 17 Закона Челябинской области от 28.04.2011 года № 120-ЗО «О земельных отношениях» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов.

Функции управления и распоряжения являются атрибутами института права собственности.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Права всех собственников защищаются равным образом.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (далее Положение № 811).

В соответствии с п. 9 указанного Положения администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий»

Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление в <адрес>.

Заявление о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации.

Из анализа вышеназванных правовых норм следует, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка. Несмотря на то, что законодатель обязывает орган местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются, и заблаговременно опубликовать такую информацию (ч. 1 ст. 34 ЗК РФ), право выбора остается за органом местного самоуправления.

Поэтому, исходя из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, пункта 9 Положения № 811 обращения граждан с заявлениями о предоставлении им земельных участков, для целей не связанных со строительством, могут иметь место не ранее опубликования органом местного самоуправления указанной информации.

В судебном заседании представитель заявителя Васильев Ю.В. не отрицал то обстоятельство, что администрация Златоустовского городского округа не публиковала информацию, содержащую сведения том, что испрашиваемый участок предлагается заинтересованным лицам, о праве на котором участок предоставляется, его местоположение, площадь, цель использования, об условиях предоставления.

Таким образом, суд полагает, что Кокоревой М.В. не соблюден установленный законом порядок предоставления гражданам земельных участков, для целей не связанных со строительством.

Кроме того, суд соглашается с позицией органа, чье решение обжалуется, о том, что при подаче заявления Кокоревой М.В. не был конкретизирован вид использования земельного участка.

Пунктом 3 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Аналогичные положения содержатся также и в пункте 10 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте № 811.

В материалах дела заявление Кокоревой М.В., соответствующее требованиям п. 3 ст. 34 ЗК РФ отсутствует, поскольку в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не указана цель использования спорного земельного участка.

Между тем из содержания вышеприведенной нормы закона следует, что обязанность по определению местоположения испрашиваемого земельного участка и его предполагаемых размеров, а также цели использования возложена законом на гражданина, заинтересованного в предоставлении или передаче земельного участка.

Указание цели использования земельного участка необходимо для установления соответствия либо несоответствия градостроительному зонированию территории города, поскольку в каждой территориальной зоне устанавливаются свои виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что испрашиваемый участок находится в зоне Г.2 «Зоны коммунально-складских объектов», предназначенной для функционирования, модернизации и реконструкции, размещения коммунально – складских объектов (очистные сооружения, насосные, специализированные склады, торговые базы, учреждения коммунального и транспортного обслуживания и др.), иных объектов торговой и коммерческой деятельности. К основным видам разрешенного использования относятся: коммунально – складская деятельность, коммунальное инженерно – техническое обеспечение (размещение новых, эксплуатация существующих) и дороги, проезды (л.д. 18-24).

Указание же такого вида использования, как отражено в заявлении Кокоревой М.В. - для размещения временного сооружения – металлического ангара, не дает точного представления о цели использования временного сооружения.

Дополнительные документы комиссия затребовать не вправе, поэтому на заявителя ложится обязанность более точно сформулировать - для чего ему необходим испрашиваемый земельный участок.

Озвученная в судебном заседании представителем заявителя цель использования металлического ангара – для складирования деревянных стройматериалов - не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку данная цель стала известна только при рассмотрении дела в суде, ранее о ней комиссии ничего известно не было.

Соответствие указанной цели виду разрешенного использования, а именно коммунально–складской деятельности, должно устанавливаться комиссией по землеотводам в ходе рассмотрения заявки.

Кроме того, по результатам рассмотрения заявления заинтересованному лицу выдается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ч. 4 ст. 34 ЗК РФ). И лишь после этого принимается решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 102-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 35 от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Кокоревой М.В. в отводе земельного участка, примерной площадью 2500 кв.м. расположенного по адресному ориентиру: <адрес>», на правах аренды, для размещения временного сооружения – металлического ангара, является законным и обоснованным, не нарушающим каких-либо прав и законных интересов заявителя Кокоревой М.В. В связи с чем заявленные ею требования о признании данного распоряжения незаконным не подлежат удовлетворению, а, как следствие этого, так же не могут быть удовлетворены требования об обязывании отвести спорный земельный участок на праве аренды, поскольку будут нарушены Земельный кодекс РФ (ст. 34 ЗК РФ) и принципы процедуры предоставления земельных участков: эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность.

Суд считает необходимым отметить, что заявитель не лишена возможности направить на рассмотрение в комиссию по землеотводам новое заявление, в котором бы содержалась более конкретная цель использования испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 197-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Отказать Кокоревой М.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 102-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 35 от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельного участка, примерной площадью 2500 кв.м., находящегося <адрес> на правах аренды для размещения временного сооружения – металлического ангара, а также об обязании отвода указанного земельного участка на праве аренды для размещения временного сооружения – металлического ангара, после проведения работ по его формированию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                     Закирова С.Л.

    

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ