Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Феофиловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольского Б.Б. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области» о признании решения незаконным, признании права на назначение трудовой пенсии с учетом доплаты,
у с т а н о в и л :
Вольский Б.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ РФ в г. Златоусте), в котором просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Златоусте от 12.12.2011 г. № В-145-0208/157 о пересмотре срока перерасчета размера трудовой пенсии; признать за ним право на назначение с 02.11.2008 г. трудовой пенсии с учетом доплаты, как необоснованно репрессированному и впоследствии реабилитированному лицу.
В обоснование своих требований сослался на то, что летом 2008 года обратился в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте за назначением трудовой пенсии по старости, ему был выдан перечень документов, необходимых для назначения пенсии. На его вопрос о необходимости предоставления дополнительных документов, в соответствии с которыми он мог бы получать доплату к пенсии, работник ГУ УПФ РФ в г. Златоусте ответила, что предоставления других документов не требуется. При этом он обладает статусом реабилитированного, что подтверждается справкой прокуратуры Северо-Казахстанской области Республики Казахстан от 1997 года. Соответствие его статуса ст. 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» подтверждено заключением ГУВД Челябинской области № 7/А В-1125 от 12.05.2008 г. Собрав документы в соответствии с предложенным перечнем, 24.10.2008 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
01.12.2011 г. от своего знакомого узнал, что тот как реабилитированный получает доплату к пенсии. В связи с этим обратился в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте с заявлением о перерасчете пенсии с приложением справки о реабилитации. Доплату начали производить с 01.01.2012 г. Не согласившись с этим, он обратился к ответчиком с заявлением, в котором просил производить доплату к пенсии с момента ее назначения. Решением ГУ УПФ РФ в г. Златоусте от 12.12.2011 г. № В-145-0208/157 в удовлетворении заявления было отказано.
Считает решение незаконным, поскольку пунктом 3 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен предоставить дополнительно.
Поскольку такие разъяснения ему даны не были, считает, что трудовая пенсия с надбавкой должна быть назначена с момента обращения за ней.
Кроме того, п. 5 ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» установлена обязанность разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений. Такая обязанность ответчиком не исполнена. Оспариваемое решение нарушает его права на государственную поддержку пожилых граждан, на социальное обеспечение по возрасту и государственную пенсию, установленную законом.
В судебном заседании истец Вольский Б.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что сведения о наличии статуса реабилитированного не были представлены им непосредственно при обращении с заявлением о назначении пенсии, поскольку специалистами ГУ УПФ РФ в г. Златоусте не было разъяснено о праве на надбавку к пенсии и о необходимости предоставления документов, подтверждающих статус репрессированного. Информационные стенды ответчика также не содержали указанной информации.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Танцырева Е.А., действующая на основании доверенности № 3 от 10.01.2012 г., в удовлетворении исковых требований просила отказать.
В письменном отзыве указала, что действующим пенсионным законодательством предусмотрена надбавка к расчетному размеру пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным. При этом в случае, если данная надбавка не была установлена при назначении пенсии, перерасчет осуществляется по нормам ст. 20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление о перерасчете пенсии в связи с наличием факта признания Вольского Б.Б. реабилитированным поступило 01.12.2011 г., перерасчет произведен с 01.01.2012 г. на основании заключения Информационного центра ГУВД по Челябинской области № 7/А В-1125 от 12.05.2008 г. Документ, подтверждающий право на повышение пенсии ранее в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте не представлялся.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Вольского Б.Б. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Вольский Б.Б. с 02 ноября 2008 года является пенсионером по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия назначена пожизненно (л.д. 24-25).
В соответствии с п. «и» ст. 110 Федерального закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу), размер пенсии, исчисленный в соответствии с этим Законом, повышается гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, на 50 процентов минимального размера пенсии по старости.
Согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи, без учета районного коэффициента, а для лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере, чем повышение к пенсии, - также соответствующего повышения), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам.
Из этого следует, что для начисления к расчетному размеру трудовой пенсии повышения необходимо законодательное закрепление установленного повышения в нормативном правовом акте по состоянию на 31.12.2001 г., а также наличие у лица на указанную дату права на повышение.
Повышение пенсии гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, по состоянию на 31.12.2001 г. было предусмотрено ст. 110 действовавшего до 01.01.2002 г. Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Истец Вольский Б.Б. обладает статусом необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного.
Согласно заключению Информационного центра ГУВД по Челябинской области о соответствии законодательству РФ (согласно ст. 11 Закона РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий») от 12.05.2008 г. № 7/А В-1125 Вольский Б.Б., 02.11.1948 г. рождения, репрессирован в составе семьи ФИО8., выселенного по национальному признаку из Каменец-Подольской области, находился на спецпоселении в Северо-Казахстанской области до 1956 года, реабилитирован и признан пострадавшим от политических репрессий (справка о реабилитации № 13-1-459 прокуратуры Северо-Казахстанской области). Решение о реабилитации истца признано соответствующим закону РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
В материалах дела имеется справка о реабилитации № 13-1-459, выданная 14.10.1997 г. прокуратурой Северо-Казахстанской области Генеральной прокуратуры Республики Казахстан подтверждающая на основании закона Республики Казахстан от 14.04.1993 г. «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», что Вольский Б.Б., 1948 года рождения, совместно с родителями выселенный в Казахстан по политическим мотивам с 1948 года по 1956 год проживал в спецпоселении в Северо-Казахстанской области и он признан пострадавшим от политических репрессий (л.д. 18).
01.12.2011 г. Вольский Б.Б. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте с заявлением о перерасчете размера пенсии – изменении величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованного лица, в связи с наличием факта признания истца необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным (л.д. 26).
На основании указанного заявления и заключения Информационного центра ГУВД по Челябинской области № 7/А В-1125 от 12.05.2008 г. истцу был произведен перерасчет пенсии по старости, как необоснованно репрессированному и впоследствии реабилитированному с 01.01.2012 г., размер пенсии увеличен до суммы 8 573 руб. 78 коп. (л.д. 24).
04.12.2011 г. Вольский Б.Б. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил произвести перерасчет его трудовой пенсии по старости с момента ее назначения, то есть с 02.11.2008 г., ссылаясь на то, что о праве на доплату к пенсии при наличии факта реабилитации ему стало известно лишь 30.11.2011 г. Кроме того, в заявлении Вольский Б.Б. указал на неисполнение специалистами ГУ УПФ РФ в г. Златоусте обязанности по информированию граждан о наличии тех или иных пенсионных прав и порядке их использования (л.д. 23).
Как следует из письма ГУ УПФ РФ в г. Златоусте от 12.12.2011 г. № В-145-0208/157 (л.д. 4) в пересмотре срока перерасчета Вольскому Б.Б. было фактически отказано с указанием на то, что перерасчет носит заявительный характер, изменение размера пенсии в сторону увеличения производится только при наличии письменного заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно принято. Оснований для пересмотра срока перерасчета не имеется, поскольку к заявлению о назначении пенсии от 24.10.2008 г. не был приложен документ о реабилитации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Статьей 20 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Заявительный порядок перерасчета размера пенсии был предусмотрен и ранее действовавшим законодательством (ст. 106 Федерального закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
01.12.2011 г. Вольский Б.Б. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте с заявлением о перерасчета размера пенсии, представив справку о реабилитации и заключение о соответствии решения о реабилитации законодательству РФ.
Перерасчет размера трудовой пенсии по старости Вольского Б.Б. в сторону увеличения произведен с 01 января 2012 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за декабрем 2011 года – месяцем, в котором принято заявление Вольского Б.Б. о перерасчете пенсии (л.д. 24).
При таких обстоятельствах суд находит отказ ГУ УПФ РФ в г. Златоусте в пересмотре срока перерасчета размера трудовой пенсии законным, поскольку в силу действующего законодательства изменения размера пенсии в сторону увеличения производятся только при наличии письменного заявления пенсионера с приложением всех необходимых для перерасчета документов.
Перерасчет размера пенсии Вольского Б.Б. произведен на основании его заявления от 01.12.2011 г. с приложением документов о реабилитации с 01.01.2012 г. Правовые основания для перерасчета размера трудовой пенсии истца с момента первоначального назначения пенсии отсутствуют также потому, что с заявлением о назначении пенсии от 24.10.2008 г. Вольским Б.Б. не были представлены документы подтверждающие право на повышение его пенсии по ст. 110 Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (документы о реабилитации). Данный факт истцом не оспаривается.
Доводы истца о том, что не разъяснив ему право на получение надбавки к пенсии как лицу, репрессированному по политическим мотивам и впоследствии реабилитированному, работник ГУ УПФ РФ в г. Златоусте при приеме документов для назначения пенсии в 2008 г. нарушил положения ст.16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" суд полагает необоснованными, поскольку данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета, но не регламентирует действия работников Пенсионного фонда при приеме у граждан документов для назначения пенсии.
Суд также не может согласиться с доводами истца о том, что при приеме документов для назначения пенсии работник Пенсионного фонда обязан был выяснить у него, не относится ли он к категории лиц, имеющих право на назначение надбавки к пенсии и затребовать необходимые для этого документы. Как следует из пояснений представителя ответчика и материалов дела документов, представленных Вольским Б.Б. при обращении с заявлением о назначении пенсии по старости, было достаточно для принятия решения, предоставления дополнительных документов не требовалось.
Федеральный закон от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с пунктом «и» ст. 110 которого истец имеет право на повышение на 50 процентов минимального размера пенсии по старости, был опубликован в установленном порядке, при этом истцом не оспаривалось, что при обращении в 2008 г. с заявлением о назначении пенсии по старости за разъяснениями, имеет ли он право на повышение размера пенсии в соответствии с данным законом, он не обращался.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие правовых оснований для перерасчета размера трудовой пенсии истца с момента ее первоначального назначения (02.11.2008 г.), исковые требования Вольского Б.Б. о признании решения незаконным и о признании права на назначение перерасчет размера трудовой пенсии с даты ее назначения удовлетворению не подлежат.
Нарушений пенсионного законодательства при начислении, перерасчете и выплате пенсии истцу ГУ УПФ РФ в г. Златоусте не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Вольский Б.Б. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области» о признании решения незаконным, признании права на назначение трудовой пенсии с учетом доплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов