Дело № 2-592/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Федосеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Культенковой Т.И. о признании Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок,
у с т а н о в и л :
Культенкова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации ЗГО от 28 ноября 2011 года № 1714-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от 06 октября 2011 года № 28» в части отказа в отводе земельного участка примерной площадью 129 кв.м по адресному ориентиру: <адрес> на праве аренды, для размещения газовой котельной, возложении обязанности предоставить земельный участок по указанному адресу в аренду.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что обратилась в Администрацию ЗГО с заявлением об отводе земельного участка по указанному адресу для размещения газовой котельной. 10 декабря 2011 года из газеты «Златоустовский рабочий», в которой было опубликовано обжалуемое распоряжение, узнала, что ей отказано в отводе земельного участка ввиду наличия на нем объекта недвижимости, на который не представлены правоустанавливающие документы. Отказ считает незаконным, нарушающим ее права. Испрашиваемый вид использования земельного участка соответствует зонированию территории, строительство объекта недвижимости осуществлялось за счет собственных средств на ранее отведенном земельном участке с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает права третьих лиц.
Определением суда от 05 марта 2012 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Ветлуга» (л.д. 32).
В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель заявителя Васильев Ю.В., допущенный к участию в деле определением суда, заявление полагал подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В письменном отзыве на заявление указал, что порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Златоустовского городского округа регламентирован Земельным кодексом РФ, Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, утв. Решением Златоустовского городского собрания депутатов от 01.07.2004 № 811 (далее Положение). Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию Златоустовского городского округа. Согласно п. 9 Положения, в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего личность;
2) надлежащим образом оформленная доверенность, если заявление подается представителем гражданина или юридического лица.
Заявители вправе представить иные документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка.
Культенкова Т.И. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 129 кв.м, находящегося по адресу: <адрес>. В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Документы, подтверждающие право собственности Культенковой Т.И. на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке в администрацию округа не представлялись. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что комиссия по землеотводам вынесла обоснованное и мотивированное решение, которое утверждено законным распоряжением Администрации Златоустовского городского округа (л.д. 26).
Представитель заинтересованного лица ООО «Ветлуга» Елизарова Н.А., действующая на основании Устава, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
В предварительном судебном заседании суду пояснила, что не согласна с отведением Культенковой Т.И. земельного участка в размере 129 кв.м., так как это мешает ей осуществлять заезд машин с товаром, этот участок нужен ООО «Ветлуга», однако общество с заявлением об отводе земельного участка не обращалось (л.д. 35, оборот).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Культенковой Т.И. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 28 ЗК РФ).
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (п. 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
26 сентября 2011 года Культенкова Т.И. обратилась с заявлением на имя главы ЗГО об отводе земельного участка примерной площадью 129 кв.м. по адресному ориентиру: <адрес> аренду под строительство газовой котельной (л.д. 31).
Распоряжением Администрации ЗГО от 28 ноября 2011 года № 1714-р утвержден протокол комиссии по землеотводам от 06 октября 2011 года № 28, п.п. 6 п. 2 которого Культенковой Т.И. отказано в отводе указанного земельного участка ввиду наличия на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, на который не предоставлены правоустанавливающие документы (л.д. 5).
Заявитель считает указанное распоряжение незаконным, поскольку земельный участок ей фактически отводился, строительство котельной произведено в соответствии с разрешенной целью использования земельного участка.
Доводы заявителя подтверждены материалами дела.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.
Разделом 2 указанного Положения (в редакции от 21 октября 2004 года) регламентирован Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Согласно п. 7 раздела 2, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1) Заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты;
2) Комиссия по землеотводам по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений: о выдаче заявителю акта предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора земельного участка); об отказе в предоставлении земельного участка; о необходимости проведения дополнительных обследований, изысканий либо согласований. Акт предварительного согласования мест размещения объекта в пределах городской черты (приложение 1) выдается Управлением архитектуры и градостроительства. Акт выбора земельного участка за пределами городской черты (приложение 2) выдается Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г.Златоусту; решение комиссии по землеотводам подписывается председателем комиссии или его заместителем;
3) Решение комиссии по землеотводам о выдаче акта предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора земельного участка) действует в течение 3 месяцев со дня публикации; указанный срок может быть продлен при наличии уважительных причин председателем (заместителем председателя) комиссии по землеотводам, но не более чем на 2 месяца;
4) Решение комиссии по землеотводам публикуется в газете «Златоустовский рабочий»;
5) Дальнейшее делопроизводство осуществляется при отсутствии претензий по поводу строительства со стороны граждан и юридических лиц; в случае поступления таких претензий, их рассмотрение осуществляется в порядке, установленном Положением о защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Златоусте, утвержденном решением Златоустовского городского Собрания депутатов N 117 от 05.07.2001 года; в случае поступления в течении 15 дней с момента публикации других заявок на предоставление земельного участка данный участок либо право его аренды выставляются на торги.
6) После получения всех необходимых согласований, предусмотренных актом предварительного согласования либо актом выбора земельного участка, Глава города издает распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждении акта предварительного согласования места размещения объекта либо акта выбора земельного участка) и утверждении проекта границ земельного участка, являющееся основанием для установления границ земельного участка на местности (изготовления межевого (землеустроительного) дела) и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет: акт предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора земельного участка) должен быть представлен на утверждение Главы города не позднее 3 месяцев со дня его выдачи; указанный срок может быть продлен при наличии уважительных причин председателем (заместителем председателя) комиссии по землеотводам, но не более чем на 2 месяца;
7) В случае, если в процессе проведения процедуры согласования согласующими органами и должностными лицами выдвинуты условия, повлекшие изменения границ земельного участка по сравнению с утвержденными в проекте границ, Глава города после установления границ на местности (изготовления межевого (землеустроительного дела) своим распоряжением утверждает новый проект границ (материалы инвентаризации земельного участка);
8) Распоряжение Главы города о предоставлении земельного участка в аренду (в постоянное (бессрочное) пользование) для строительства принимается в двухнедельный срок со дня обращения гражданина или юридического лица; к заявлению, подаваемому на имя Главы города в МУ «Комитет по управлению имуществом г.Златоуста», должна быть приложена кадастровая карта (план) земельного участка., согласно которому Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий».
Распоряжением Администрации ЗГО по результатам заседания комиссии по землеотводам от 01 апреля 2005 года и рассмотрения заявки Культенковой Т.И. на отвод земельного участка примерной площадью 350 кв.м., расположенного и прилегающего к юго-западному фасаду здания на <адрес> для размещения летнего кафе, строительства газовой котельной и хозяйственных нужд, принято решение о получении заявителем в УАиГ акта предварительного согласования места размещения объекта.
Распоряжение опубликовано в газете Златоустовский рабочий 15 апреля 2005 года (л.д. 4).
19 мая 2005 года Культенковой Т.И. получен Акт предварительного согласования места размещения объекта № 206соц (л.д. 7-8), который утвержден Распоряжением главы ЗГО от 01 сентября 2005 года № 2620-р (л.д. 9).
Распоряжением главы ЗГО от 21 апреля 2006 года № 1142-р Культенковой Т.И. утверждены установленные границы земельного участка площадью 185 кв.м., расположенного на землях поселений по адресному ориентиру: <адрес> под размещение летнего кафе. Также утверждены установленные границы земельного участка площадью 129 кв.м. по указанному адресному ориентиру для строительства газовой котельной и хозяйственных помещений.
На Культенкову Т.И. возложена обязанность обеспечить постановку участков на государственный кадастровый учет, обратиться в МУ «КУИ ЗГО» для оформления прав на земельный участок (л.д. 10).
Согласно кадастровому плану, кадастровому паспорту земельного участка по адресному ориентиру: <адрес> площадью 129 кв.м., он поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием для строительства газовой котельной и хозяйственных помещений (л.д. 19-24, 40-42).
Как следует из пояснений заявителя и ее представителя в ходе производства по делу, с заявлением в МУ «КУИ ЗГО» для оформления прав на земельный участок Культенкова Т.И. не обращалась, так как полагала, что уже имеет право на осуществление строительства.
Строительство газовой котельной на земельном участке и ее принадлежность Культенковой Т.И. подтверждается проектом (л.д. 52-59), договором подряда (л.д. 11-12), техническим паспортом (л.д. 13-18).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что газовая котельная, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> фактически принадлежит заявителю, спор о принадлежности данного строения отсутствует.
Суд полагает, что оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка на условиях аренды у Администрации ЗГО не имелось, поскольку сведения о наличии спора о принадлежности возведенного на указанном земельном участке строения отсутствовали, никаких заявок от третьих лиц на предоставление этого участка не поступило.
Отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на строение не могло являться основанием для отказа в заключении с ним договора аренды земельного участка, поскольку обязанность регистрировать объект недвижимости законодательством РФ предусмотрена только для случаев совершения с таким объектом сделок.
К доводам представителя заинтересованного лица ООО «Ветлуга» о нарушении прав общества предоставлением земельного участка Культенковой Т.И. в связи с необходимостью обеспечения проезда транспорта суд относится критически, поскольку заявителю принадлежит 68,5/304,8 долей помещения магазина 28 по <адрес>. Котельная необходима Культенковой Т.И. для обслуживания принадлежащей ей части помещения магазина (копия договора, л.д. 6).
Представитель ООО «Ветлуга» с заявлением о предоставлении спорного земельного участка не обращалась, что ею в судебном заседании не оспаривалось.
Представленный суду Акт предварительного согласования места размещения объекта № 206соц (л.д. 7-8) подписан, в том числе начальником ОНД г. Златоуста УГПН ГУ ГО и ЧС, представителем ОГИБДД УВД г. Златоуста, при этом испрашиваемый заявителем земельный участок не граничит с земельным участком, отведенным ООО «Ветлуга».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа Культенковой Т.И. в предоставлении земельного участка не имелось, следовательно, распоряжение Администрации ЗГО от 28 ноября 2011 года № 1714-р в указанной части является незаконным.
Для восстановления нарушенных прав заявителя на предоставление земельного участка на Администрацию ЗГО следует возложить обязанность отвести Культенковой Т.И. земельный участок примерной площадью 129 кв.м. по адресу: <адрес> для размещения газовой котельной.
Установленный законом 3-х месячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации ЗГО в предоставлении земельного участка заявителем не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования Культенкова Т.И. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Златоустовского городского округа 28 ноября 2011 года № 1714-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от 06 октября 2011 года № 28» года в части отказа Культенковой Т.И. в отводе земельного участка площадью 129 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для размещения газовой котельной.
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа отвести Культенкова Т.И. земельный участок примерной площадью 129 кв.м., расположенный по адресному ориентиру: <адрес> для размещения газовой котельной.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Челябинский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов