О признании договора приватизации заключеннм, признании собственником имущества при жизни и включении его в наследственную массу



дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                     г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи:     Квашниной Е.Ю.

при секретаре:          Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истицы Калмыкова Т.Н.

гражданское дело по иску Калмыковой Т.Н. к администрации ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО» о признании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан заключенным, признании собственником имущества при жизни и включении его в наследственную массу,

у с т а н о в и л :

Калмыкова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО», в котором просит признать заключенным между Златоустовским городским округом и ФИО1 договор безвозмездной передачи в собственность граждан комнаты , площадью 18,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, признать ФИО1 собственником при жизни указанного жилого помещения и включить данное имущество в наследственную массу после его смерти (л.д.6-7).

    В обоснование своих требований сослалась на то, что при жизни её брат ФИО1 изъявил желание приватизировать занимаемое им по договору социального найма жилое помещение. Истица, действуя за него по доверенности, обратилась с заявлением в отдел приватизации МУ «КУИ» о передаче ФИО1 в собственность комнаты <адрес>, однако договор приватизации в установленном законом порядке заключен не был, поскольку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ умер. Она, как наследник по завещанию, обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследства, однако свидетельство о праве на наследство в виде указанной комнаты ей не может быть выдано, поскольку при жизни ФИО1 его право собственности в установленном порядке на указанное выше имущество оформлено не было.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМС «КУИ ЗГО» (л.д. 38).

    Истица в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ее брат ФИО1, проживавший по адресу: <адрес>, ей давно говорил, о том, что комнату, в которой он проживает необходимо приватизировать. Она на основании доверенности, выданной братом, занималась оформлением документов по приватизации комнаты, поскольку брат сам этим заниматься не мог, так как был парализован. Когда она от имени брата подписывала договор приватизации, он уже умер, но она об этом в КУИ ЗГО не сообщала. В Управлении Росреестра она также не заявляла о том, что действует по доверенности за умершее лицо, в связи с чем, была произведена регистрация права собственности ФИО1 на комнату уже после его смерти.

Представители ответчиков - Администрации ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО», третьего лица - Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель администрации ЗГО, Управления Росреестра по Челябинской области просят дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.37,40-42).

Из отзыва администрации ЗГО на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) следует, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникнования спора по поводу включения этого жтилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель выразив при жизни свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен невозможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано. Статья 30 Устава ЗГО определяет полномочия КУИ ЗГО, который в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Таким образом, администрация ЗГО не может выступать ответчиком по данному иску.

Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 1, 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и следует из разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Из смысла приведенных норм закона следует, что если гражданин согласен осуществить приватизацию на предусмотренных приведенным законом условиях, то ему не может быть отказано в приватизации.

Согласно п. 12 Положения о порядке и условиях бесплатной приватизации государственного и муниципального жилищного фонда в Челябинской области, утв. Постановлением Главы администрации области ДД.ММ.ГГГГ № 395 (с изменениями и дополнениями), для приватизации жилого помещения граждане должны предоставлять: заявление на приватизацию, документ, подтверждающий его право пользования жильем, справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья использовано не было, а случае проживания детей в жилом помещении и не включении их в договор приватизации - согласие органов опеки и попечительства. Предоставление иных документов от граждан при приватизации не требуется.

    Из пояснений истицы следует, что она является родной сестрой ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), и его наследницей по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

После смерти ФИО1 в нотариальной конторе заведено наследственное дело № , что подтверждается справкой нотариуса нотариального округа ЗГО ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), из которой следует, что наследственное дело заведено по заявлению Калмыкова Т.Н. о принятии наследства по завещанию. Заявлений от других наследников не поступало. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Калмыкова Т.Н. является единственным наследником, принявшим наследство по завещанию.

    Согласно представленным документам, ФИО1 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставленна комната площадью 18,5 кв.м. в <адрес> (л.д.34).

ДД.ММ.ГГГГ в Златоустовский городской округ ФИО1 было подано заявление о передаче ему в собственность квартиры (так указано в заявлении) <адрес> в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (л.д. 31). К заявлению ФИО1 были приложены все необходимые документы, а именно: доверенность на имя действующей за заявителя Калмыкова Т.Н., копия паспорта ФИО1, копию обменного ордера от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия им одной комнаты площадью 18,5 кв.м в указанной квартире, справку (выписка из поквартирной карточки) о регистрации по месту жительства, кадастровый паспорт жилого помещения (л.д. 32-36). Договор безвозмездной передачи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность граждан комнаты площадью 18,8 кв.м. в четырехкомнатной <адрес> был подписан от имени ФИО1 Калмыкова Т.Н., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 8).

Из пояснений истицы в судебном заседании и материалов дела следует, что на момент подписания ею договора приватизации и регистрации права собственности ФИО1 на комнату в Управлении Росреестра по Челябинской области, ФИО1 умер (свидетельство о смерти – л.д.14), о чем ОМС «КУИ ЗГО» и Управлению Росреестра по Челябинской области она не сообщила.

Право собственности ФИО1 на комнату площадью 18,8 кв.м. в <адрес> было зарегистрировано Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ правоспособность ФИО1 в соответствии с п.2 ст. 17 ГК РФ в связи с его смертью была прекращена.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Судом установлено, что заявление ФИО1 на приватизацию занимаемой по договору социального найма комнаты площадью 18,8 кв.м. в <адрес>, поданное им в Златоустовский городской округ ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 31), при жизни им отозвано не было. Завершить оформление приватизации ФИО1 не смог по независящим от него причинам.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что договор приватизации и регистрация права собственности на комнату площадью 18,8 кв.м. в <адрес> в установленном порядке не оформлены ФИО1 по объективной причине – в связи со смертью, применительно к положениям ст. 218 ГК РФ исковые требования истицы о признании ФИО1 собственником комнаты при жизни и включении её в наследственную массу подлежат удовлетворению.

В связи с регистрацией права собственности ФИО1 на комнату после его смерти, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на комнату площадью 18,8 кв.м. в <адрес>, подлежит прекращению.

Общая площадь комнаты в <адрес>, согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), выданному ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составляет 18,8 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Калмыковой Т.Н., – удовлетворить.

Признать заключенным договор безвозмездной передачи в собственность граждан комнаты площадью 18,8 кв.м., в <адрес> между ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, и Златоустовским городским округом.

Признать ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте Челябинской области, собственником при жизни комнаты площадью 18,8 кв.м. в <адрес> и включить указанное имущество в наследственную массу после его смерти.

Прекратить зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области право собственности ФИО1 на комнату общей площадью 18,8 кв.м. в <адрес>, кадастровый (или условный) номер объекта , запись регистрации № .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Челябинский областной суд, через суд, его вынесший.

Председательствующий Е.Ю. Квашнина

                

Решение не вступило в законную силу.