Дело № 2-420/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
с участием прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., представителя ответчика МС (К) ОШИ № 31 Панкова В.В., представителя ответчика МУ «Управления образования ЗГО» Чеснокова А.И., представителя ответчика Администрации ЗГО Зверева Д.Б., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31», Муниципальному казенному учреждению «Управления образования Златоустовского городского округа», Министерству образования и науки Челябинской области, Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Златоуста в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» (далее-МС(К) ОШИ № 31), Муниципальному казенному учреждению «Управления образования Златоустовского городского округа», Министерству образования и науки Челябинской области в котором просил:
1)признать незаконным бездействие в не устранении нарушений норм пожарной безопасности Муниципального казенного специального, (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31», выразившееся:
в не проведении ремонта ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса;
в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кухни учебного корпуса;
в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны мастерских учебного корпуса;
в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора учебного корпуса;
в не устранении горючих материалов на стенах (бумажных обоев) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса;
в не устранении горючих материалов на потолке (пенопластовая плитка) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса.
в не исполнении требований об организации второго эвакуационного выхода из помещений 3-го этажа справа от центрального входа спального корпуса;
в не исполнении требований об организации второго эвакуационного выхода из помещений 4-го этажа справа от центрального входа спального корпуса;
в не исполнении требований об организации второго эвакуационного выхода из помещений 4-го этажа слева от центрального входа спального корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа спального корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа спального корпуса.
2)обязать Муниципальное казенное специальное, (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
провести ремонт ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса;
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кухни учебного корпуса;
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны мастерских учебного корпуса;
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора учебного корпуса;
- привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни учебного корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских учебного корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора учебного корпуса;
- устранить горючие материалы на стенах (бумажные обои) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса;
устранить горючие материалы на потолке (пенопластовая плитка) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса.
организовать второй эвакуационный выход из помещений 3-го этажа справа от центрального входа спального корпуса;
организовать второй эвакуационный выход из помещений 4-го этажа справа от центрального входа спального корпуса;
организовать второй эвакуационный выход из помещений 4-го этажа слева от центрального входа спального корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоту ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа спального корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоту ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа спального корпуса.
3.обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Златоустовского городского округа» и Министерство образования и науки Челябинской области профинансировать мероприятия, отмеченные в п. 2 требований искового заявления за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что прокуратурой города в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в специализированных учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан, выявлены нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений Муниципального казенного специального, (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31». В соответствии с п. 1.1, п. 1.5 Устава МС (К) ОШИ №31 является некоммерческим казенным учреждением, предназначенным для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. На территории МС (К) ОШИ №31 расположены: 3-этажный учебный корпус, 4-этажный спальный корпус. Учреждение посещают 182 ребенка и 101 сотрудник. Здания МС (К) ОШИ №31 в силу осуществляемой деятельности являются местом с круглосуточным пребыванием людей. Для обеспечения безопасности граждан, а также предотвращения и минимизации последствий пожаров, в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», федеральным органом исполнительной власти - МЧС России установлены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и технического характера, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в МС (К) ОШИ №31 проведена внеплановая выездная проверка старшим инспектором ОНД №. В результате проверки было выявлено 41 нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В целях устранения нарушений директору МС (К) ОШИ №31 было выдано предписание № с требованием устранить выявленные нарушения закона со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля за исполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОНД № ГУ МЧС России по Челябинской области была проведена проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности в МС (К) ОШИ №31. В ходе указанной проверки было установлено, что из 41 ранее отмеченных нарушений не устранены 14.
В частности в помещениях учебного корпуса вопреки требованиям ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 2.1.16, 53, 2.1.21 «ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», пункта 1.92* СНиП 2.08.02-89*:
на кровле здания в южной части ограждение находится в аварийном состоянии (нарушено);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны кухни окрашены горючими красками (масляная краска);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны мастерских окрашены горючими красками (масляная краска);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора окрашены горючими красками (масляная краска);
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
в ПМК в коридоре на путях эвакуации отделка стен выполнена горючими материалами (бумажные обои);
в ПМК в коридоре на путях эвакуации отделка потолка выполнена горючими материалами (пенопластовая плитка).
В помещениях спального корпуса вопреки требованиям ч. 1 ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6,12* СНиП 21-01-97*, пункта 1.92* СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*:
из помещений 3-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
из помещений 4-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
из помещений 4-го этажа слева от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
- высота ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа составляет 1,05 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа составляет 1,05 м вместо требуемой 1,2 м.
Устранение вышеуказанных нарушений не возможно без проведения ремонтных работ текущего и капитального характера. Главным распорядителем данных субвенций является Министерство образования и науки Челябинской области. В свою очередь, главным распорядителем бюджетных средств Златоустовского городского округа, выделяемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений является МУ «Управление образования Златоустовского городского округа». МС (К) ОШИ №31 является казенным учреждением. Полагают, что ответчиками, на которых законом возложена обязанность нести субсидиарную ответственность по обязательствам МС (К) ОШИ №31 по проведению ремонтных работ по устранению нарушений пожарной безопасности, являются МУ «Управление образования Златоустовского городского округа», и Министерство образования Челябинской области. Нарушение требований пожарной безопасности в МС (К) ОШИ №31, а также длительное бездействие в устранении указанных выше нарушений может повлечь причинение вреда жизни, здоровью имуществу воспитанников учреждения, а также иному неограниченному кругу лиц.
Определением суда в качестве соответчика была привлечена Администрация Златоустовского городского округа.
Прокурор г. Златоуста Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что часть требований исполнена в ходе рассмотрения дела. Не выполнены требования по проведению ограждения на кровле здания, приведении в соответствие высоты ограждения лестниц, организация эвакуационных выходов на 3-4 этажах. Не возражала против продления срока устранения нарушений норм пожарной безопасности, но месяцев на <данные изъяты>
Представитель ответчика МС (К) ОШИ № 31 директор Панков В.В. (л.д.99) с исковыми требованиями согласился, пояснив, что часть требований добровольно исполнена, имеется акт. Считает, что срок устранения нарушений норм пожарной безопасности следует продлить до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление образования Златоустовского городского округа» Чесноков А.И. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год-л.д.120) с исковыми требованиями прокурора г. Златоуста не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.121-122), но считает, что проведение ограждения на кровле здания необходимо привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности. МУ «Управление образования Златоустовского городского округа», являясь главным распорядителем бюджетных средств, действует в рамках полномочий, представленных ему бюджетным законодательством РФ, финансирование его деятельности осуществляется за счет средств, предоставляемых из бюджета Челябинской области.
Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Зверев Д.Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.89-91) с исковыми требованиями прокурора г. Златоуста не согласился, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.116-119). Полагает, что в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на МКС (К) ОШИ № 31 в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно в части возложения обязанности на МКУ «Управления образования ЗГО», Администрации ЗГО, Министерства образования и науки <адрес> профинансировать мероприятия, отмеченные в п. 2 требований искового заявления за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Челябинской области следует отказать.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.84а).
В письменном отзыве на исковое заявление (л.д.74-78) указали, что к полномочиям Министерства не отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, Министерство образования и науки Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Законом Челябинской области от 25 мая 2006 года № 26-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В настоящее время по устной информации МКУ «Управление образования ЗГО» проведен ремонт ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса. возможно только при проведении реконструкции зданий: из помещений 3-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход; из помещений 4-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход; из помещений 4-го этажа слева от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход. Требования государственного пожарного надзора и прокурора в данной части основаны на основании Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с частью 4 статьи 4 Технического регламента на существующие здания сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Технического регламента не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. На основании изложенного, необходимо провести оценку здания, сооружений и строений образовательного учреждения на наличие угрозы жизни или здоровью людей, для чего необходимо провести соответствующую экспертизу. Устранение остальных 11 нарушений, указанных в предписании № не требует реконструкции и перепланировки зданий, и должны быть осуществлены образовательным учреждением за счет средств, полученных в виде субвенций из областного бюджета. В соответствии с пунктом 2 Методики расчета нормативов для определения размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, являющейся приложением к Закону Челябинской области от 25 мая 2006 г. № 26-30, расходы на обеспечение содержания коррекционных учреждений включают в себя расходы на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, текущий и капитальный ремонт). В соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» находится в муниципальной собственности Златоустовского городского округа. Следовательно, субсидиарную ответственность несут органы местного самоуправления Златоустовского городского округа в лице главного распорядителя бюджетных средств, которому подведомственно Учреждение (подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме этого, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ и статьей 8 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 26-30 органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за ненадлежащее осуществление государственных полномочий. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 и пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 26-30 помимо субвенций, предоставляемых из областного бюджета на реализацию переданных полномочий, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Считают, что, что субсидиарным ответчиком по данному делу является администрация Златоустовского городского округа, которая также несет субсидиарную ответственность по обязательствам образовательных учреждений, находящихся в собственности Златоустовского городского округа (пункт 2 статьи 120 ГК РФ).
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.84).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Уставом (л.д.21-28), Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем школы-интернат является муниципальное образование –Златоустовский городской округ. Функции и полномочия учредителя школы-интернат осуществляет Администрация ЗГО. Предметом деятельности школы-интернат является: реализация специальных (коррекционных) общеобразовательных программ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования. Основной целью деятельности школы-интернат является обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе. МС (К) ОШИ № 31 расположена в помещении по адресу: <адрес>. Указанное помещение закреплено за МС (К) ОШИ № 31 в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУ «КУИ ЗГО» (л.д. 100-104).
На территории МС (К) ОШИ № 31 расположены: 3-этажный учебный корпус, 4-этажный спальный корпус. Учреждение посещают 182 ребенка и 101 сотрудник. Здания МС (К) ОШИ № 31 в силу осуществляемой деятельности являются местом с круглосуточным пребыванием людей.
Согласно ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующее охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (пп.3 п. 3 ст. 32 Закона).
Согласно ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Для обеспечения безопасности граждан, а также предотвращения и минимизации последствий пожаров, в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», федеральным органом исполнительной власти - МЧС России установлены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и технического характера, необходимые для обеспечения пожарной безопасности.
«Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности» (ст. 2. от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям определены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации и утилизации объектов защиты (ст. 1 Закона от 22.07.2008 № 123-Ф3).
Согласно положений ч. 1 статьи 151 Закона № 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
«Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01 - 03), утвержденные Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г. Златоуста в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в специализированных учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан, выявлены нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31.
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в МС (К) ОШИ №31 проведена внеплановая выездная проверка старшим инспектором ОНД № 1. В результате проверки было выявлено 41 нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В целях устранения нарушений директору МС (К) ОШИ №31 было выдано предписание № с требованием устранить выявленные нарушения закона со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13).
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля за исполнением предписания № от ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОНД № 1 ГУ МЧС России по Челябинской области была проведена проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности в МС (К) ОШИ №31 (л.д.14).
Как пояснил прокурор г. Златоуста Казакова Т.Б., в ходе указанной проверки было установлено, что из 41 ранее отмеченных нарушений не устранены 14.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором ЗГО и Кусинского муниципального района по пожарному надзору был составлен протокол № об административном правонарушении на директора в МС (К) ОШИ №31 Панкова В.В (л.д.17), а также протокол № об административном правонарушении юридическое лицо МС (К) ОШИ №31 (л.д.19) по поводу не выполнения обязательных к исполнению мероприятий согласно предписания Госпожнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. ( ч.13 ст. 19.5 КоАП).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Златоуста Челябинской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 2.9 КоАП РФ Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ освобождено. Производство по делу об АП, предусмотренным ч. 13 чт. 19.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного специального (коррекционное) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» прекращено. МС (К) ОШИ №31 объявлено устное замечание (л.д.43-44).
Как следует из акта проверки отделом государственного пожарного надзора ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16), предписания № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.65-66), в помещениях учебного корпуса вопреки требованиям ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 2.1.16, 53, 2.1.21 «ППБ-101-89. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений», пункта 1.92* СНиП 2.08.02-89*:
на кровле здания в южной части ограждение находится в аварийном состоянии (нарушено);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны кухни окрашены горючими красками (масляная краска);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны мастерских окрашены горючими красками (масляная краска);
ступени и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора окрашены горючими красками (масляная краска);
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
в ПМК в коридоре на путях эвакуации отделка стен выполнена горючими материалами (бумажные обои);
в ПМК в коридоре на путях эвакуации отделка потолка выполнена горючими материалами (пенопластовая плитка).
В помещениях спального корпуса вопреки требованиям ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 6,12* СНиП 21-01-97*, пункта 1.92* СНиП 2.08.02-89*:
из помещений 3-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
из помещений 4-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
из помещений 4-го этажа слева от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход;
- высота ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.;
высота ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа составляет 10,5 м вместо требуемой 1,2 м.
ДД.ММ.ГГГГ директору МС (К) ОШИ №31 Панкову В.В. выдано предписание об устранении аналогичных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Устранение вышеуказанных нарушений не возможно без проведения ремонтных работ текущего и капитального характера.
Как пояснил в судебном заседании директор МС (К) ОШИ №31 Панков В.В., часть требований об устранении нарушения норм пожарной безопасности, выполнена.
Как следует из сопроводительного письма (л.д.63) МЧС России, в адрес суда направляется предписания от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о выполнении. Из предписания № (л.д. 65-66) следует, что выполнены требования, перечисленные в предписании под пунктами 2,3,4,8,9, а именно : устранена горючая отделка ступеней и площадок лестничной клетки со стороны кухни (масляная краска), устранена горючая отделка ступеней и площадок лестничной клетки со стороны мастерских (масляная краска), устранена горючая отделка ступеней и площадок лестничной клетки со стороны кабинета директора(масляная краска), в ПМК в коридоре на путях эвакуации устранена горючая отделка стен(бумажные обои), в ПМК в коридоре на путях эвакуации устранена горючая отделка потолка (пенопластовая плитка).
ДД.ММ.ГГГГ директором МС (К) ОШИ №31 Панковым В.В., подана очередная заявка заместителю начальника МУ УО ЗГО ФИО8 о необходимости финансирования противопожарных мероприятий по требованию органа Госпожнадзора, в том числе: на ремонт ограждения на кровле учебного корпуса, на реконструкцию ограждения лестницы (перила), доведения до высоты до требуемого параметра 1,2 метра ( 5 однотипных замечаний), на проектирование и экспертизу эвакуационных сквозных проходов (выходов) на 4 и 3 этажах (л.д.67).
Кроме того, прокурором г. Златоуста заявлены требования в части: обеспечения высоты ограждения лестниц в лестничной клетке со стороны кухни учебного корпуса не менее 1,2 м.; обеспечении высоты ограждения лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских учебного корпуса не менее 1.2 м.; обеспечении высоты ограждения лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора учебного корпуса, выполнить высоту ограждения лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа не менее 1,2 м спального корпуса, выполнить высоту ограждения лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа не менее 1,2 м спального корпуса (пункты 5, 6, 7, 13. 14 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ), которые основываются на СНиПа 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 г. № 390 утвержден СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения, изменено его название на СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения, который вступает в силу с 01.01.2010 г. Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м. с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей. Данные положения СНиП не распространяются на эксплуатацию ранее сданных общественных сооружений. Кроме того, в СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» отсутствуют нормы о том, что высота ограждения лестниц в лестничной клетке должна быть не менее 1,2 м.
На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Златоуста в части :
1)признания незаконным бездействие в не устранении нарушений норм пожарной безопасности Муниципального казенного специального, (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31», выразившееся:
-в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кухни учебного корпуса;
в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны мастерских учебного корпуса;
в не устранении горючей покраски ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских учебного корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора учебного корпуса;
в не устранении горючих материалов на стенах (бумажных обоев) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса;
в не устранении горючих материалов на потолке (пенопластовая плитка) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса.
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа спального корпуса;
в не приведении в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа спального корпуса.
2) возложении обязанности на Муниципальное казенное специальное, (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31» :
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кухни учебного корпуса;
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны мастерских учебного корпуса;
устранить горючую покраску ступеней и площадки лестничной клетки со стороны кабинета директора учебного корпуса;
- привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кухни учебного корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны мастерских учебного корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоты ограждений лестниц в лестничной клетке со стороны кабинета директора учебного корпуса;
- устранить горючие материалы на стенах (бумажные обои) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса;
устранить горючие материалы на потолке (пенопластовая плитка) в коридоре на путях эвакуации помещений медицинского кабинета учебного корпуса.
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоту ограждений лестниц в лестничной клетке слева от центрального входа спального корпуса;
привести в соответствие с установленными параметрами 1,2 метра высоту ограждений лестниц в лестничной клетке справа от центрального входа спального корпуса.
Как следует из отчета по обследованию соответствия пожарной безопасности МС (К) ОШИ №31 спальный корпус, составленного ООО Проектное управление ШтриХ» (л.д.105-115), технических паспортов помещений, поэтажного плана на строение (л.д.92-98), показаний свидетеля- эксперта по независимой оценке пожарного риска ООО «Проектное управление ШтриХ» ФИО9, здание МС (К) ОШИ №31 четырехэтажное, размещены спальные помещения на 3 и 4 этажах. Каждое помещение, находящееся на этаже должно быть обеспечено соответствующим выходом. Их спальных помещений с пребыванием более 10 человек, должно быть не менее двух выходов. Согласно п. 3 ст. 89 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационными выходами считаются выходы: из помещения непосредственно наружу; из помещений через коридор наружу; из помещений через коридор на лестничную клетку, ведущую наружу. В МС (К) ОШИ №31 необходимо пройти минимум как два помещения, чтобы попасть на лестничную клетку. Помещения 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса, помещения 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса, помещения 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса не обеспечены вторым эвакуационным выходом, что не соответствует нормам пожарной безопасности. В отзыве Министерство образования и науки Челябинской области ссылалось на необходимость организации вторых эвакуационных выходов только в том случае, если дальнейшая эксплуатация здания приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (л.д.77). Однако, как следует из пояснений свидетеля ФИО9, отсутствие вторых эвакуационных выходов создает реальную угрозу жизни и безопасности людей, так как непосредственно из спален отсутствуют либо дополнительные выходы, либо выходы непосредственно в коридор. При этом пожарные риски были просчитаны в отчете ООО «Проектное управление ШтриХ» (л.д.105-115). При проведении ряда мероприятий некоторые требования снимаются с расчетом риска(л.д.113-114), о чем указано в отчете, однако, требования об организации вторых эвакуационных выходов невозможно снять с расчетом риска, так как это создает угрозу жизни людей. При этом приложением к данному отчету являются схемы путей эвакуации людей (л.д. 92-96), где непосредственно произведен расчет в зависимости от количества людей и имеющихся площадей. При этом предложены способы схем эвакуации и способы организации вторых эвакуационных выходов, когда в результате внутреннего переустройства здания организуются вторые эвакуационные выходы, при этом не затрагиваются внешние стены сооружения. Сотрудниками МЧС было выдано предписание об устранении нарушений, в том числе и в части организации вторых эвакуационных выходов, при этом на них законом не возложена обязанности составления проекта каким образом данные мероприятия должны быть выполнены, однако, способ организации вторых эвакуационных выходов предусмотрен в вышеуказанном отчете
Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что МС (К) ОШИ №31 не выполнены следующие мероприятия: не проведен ремонт ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса, не организован второй эвакуационный выход из помещений 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса.
Сторонами не представлено доказательств в опровержение вышеуказанных выводов суда.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что до настоящего времени мероприятия по проведению ремонта ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса не произведены, не организованы второй эвакуационный выход из помещений 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса, исковые требования прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействия МС (К) ОШИ №31 в не устранении нарушений норм пожарной безопасности, выразившиеся в не проведении ремонта ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса в не организации второго эвакуационного выхода из помещений 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса, 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что МС (К) ОШИ № 31 предприняты все необходимые меры для устранения вышеуказанных нарушений, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Для устранения выявленных нарушений, необходимых мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности требуются значительные финансовые средства.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" также содержит исключения из общих правил, в соответствии с которыми на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Челябинской области от 25.05.2006 N 26-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», органы местного самоуправления городских округов Челябинской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Согласно ст. 5 указанного Закона осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета. Размер субвенций определяется по нормативам, рассчитываемым на основании методики расчета нормативов для определения размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий (приложение). Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, утверждается законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному району, городскому округу.
Согласно Методике расчета нормативов для определения размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, размер субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района, городского округа на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий включает в себя, в том числе, расходы на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, текущий и капитальный ремонт).
В соответствии с Законом Челябинской области от 15 декабря 2011 года № 237-ЗО «Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый ДД.ММ.ГГГГ годов»» утверждены размеры субвенций местным бюджетам, выделяемые из областного фонда компенсаций, в том числе Златоустовскому городскому округу на организацию предоставления образования в муниципальных специальных(коррекционных) образовательных учреждениях. Аналогичные нормы содержались в Законах Челябинской области об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ
Главным распорядителем данных субвенций является Министерство образования и науки Челябинской области.
В свою очередь, главным распорядителем бюджетных средств Златоустовского городского округа, выделяемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений является МКУ «Управление образования Златоустовского городского округа» (Положение об Управлении образования ЗГО л.д.130).
МС (К) ОШИ №31 является казенным учреждением. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с подпунктом 12.1, пункта 1 и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; главные распорядители выступают в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по данному делу, на которых законом возложена обязанность нести субсидиарную ответственность по обязательствам МС (К) ОШИ №31 по проведению ремонтных работ по устранению нарушений пожарной безопасности, которые включаются в состав расходов на обеспечение содержания коррекционных учреждений, финансируемых за счет бюджетных субвенций, являются МКУ «Управление образования Златоустовского городского округа», и Министерство образования и науки Челябинской области.
Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что достаточные денежные средства на финансирование текущего и капитального ремонта в здании МС (К) ОШИ № 31 по адресу: <адрес>, из бюджета Челябинской области не выделены, требования прокурора г. Златоуста в указанной части подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Министерства образования и науки Челябинской области о том, что Златоустовским городским округом в ДД.ММ.ГГГГ были возвращены в областной бюджет <данные изъяты>, которые могли быть использованы на устранение вышеуказанных требований (л.д.75), суд не может положить в основу решения по следующим основаниям.
Как следует из пояснений представителя МКУ «Управление образования ЗГО» Чеснокова А.И., в ДД.ММ.ГГГГ во исполнения решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на капитального ремонта спортивного зала были выделены денежные средства, но возможности их израсходовать не было, необходимо соблюсти длительную процедуру, провести конкурс, в связи с тем, что нельзя оставлять деньги на счетах до конца года, эти денежные средства вернули, но фактически они оставались в Златоусте, в ДД.ММ.ГГГГ. они были выделены учреждению снова и освоены учреждением в ДД.ММ.ГГГГ. на ремонт спортзала. Данные денежные средства были выделены целенаправленно и потратить их на другие нужды учреждения было нельзя. Изменить целевое назначение денежных средств возможно только с разрешения главного распорядителя бюджетных средств-Министерства образования и науки Челябинской области.
Не доверять данным пояснениям у суда нет оснований, доказательств обратного суду не предоставлено.
На основании вышеизложенного, с целью устранения выявленных нарушений требований содержания здания МС(К)ОШИ № 31, которые носят длительный характер, вызывают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в интернате, на МС(К)ОШИ № 31 следует возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия: провести ремонт ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса, организовать второй эвакуационный выход из помещений 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса, организовать второй эвакуационный выход из помещений 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса, организовать второй эвакуационный выход из помещений 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса, а в случае недостаточности собственных средств в порядке субсидиарной ответственности возложить на МКУ «Управления образования ЗГО», Министерство образования и науки Челябинской области обязанность профинансировать указанные мероприятия по проведению ремонтных работ за счет субвенции, выделяемой из бюджета Челябинской области. Срок выполнения работ обусловлен длительностью процедуры выделения денежных средств, при этом также учитывается, что решение суда должно быть исполнено в разумные сроки.
Стороны по делу не возражали против продления срока для устранения нарушений норм пожарной безопасности.
По определению суда в качестве соответчика была привлечена Администрация ЗГО, так как Министерство образования и науки Челябинской области полагало, что именно она является надлежащим ответчиком. Вместе с тем, учитывая вышеуказанные доводы, суд считает необходимым освободить Администрацию ЗГО от ответственности, поскольку главными распорядителями бюджетных средств в отношении МС(К)ОШИ № 31 являются МКУ «Управления образования ЗГО», Министерство образования и науки Челябинской области. Законом Челябинской области № 26-ЗО (п. 1 п/п 2 ст. 3) предусмотрено право, но не обязанность органа местного самоуправления финансировать из средств местного бюджета проведение мероприятий в устранении нарушений норм пожарной безопасности образовательного учреждения, находящегося в соответствии с данным законом на полном финансировании областного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного специального, (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31», выразившееся в не устранении нарушений норм пожарной безопасности.
Обязать Муниципальное казенное специальное, (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №31» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие мероприятия:
-провести ремонт ограждения на кровле здания в южной части учебного корпуса;
-организовать второй эвакуационный выход из помещений 3 этажа справа от центрального входа спального корпуса;
-организовать второй эвакуационный выход из помещений 4 этажа справа от центрального входа спального корпуса;
-организовать второй эвакуационный выход из помещений 4 этажа слева от центрального входа спального корпуса;
а при недостаточности денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Златоустовского городского округа», Министерство образования и науки Челябинской области профинансировать указанные мероприятия по проведению вышеуказанных работ по устранению нарушений пожарной безопасности за счет средств субвенции, выделяемой из бюджета Челябинской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Администрацию Златоустовского городского округа от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.А.Яковлева
Решение не вступило в законную силу