о взыскании задолженности по заработной плате, возложении обязанности



Дело № 2-802/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 г.                            

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи            С.Ю.Фомина

при секретаре                        Н.М.Шарифуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Крапчинского А.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Крапчинский А.А. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (далее – МБЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи») о взыскании недополученной заработной платы за январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб., за февраль 2012 г. в размере <данные изъяты> руб., обязывании ответчика установить Крапчинскому А.А. продолжительность рабочего времени в размере 36 часов, тарифную ставку в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года работает в МБЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в должности фельдшера на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ работодателем проведена аттестация рабочего места фельдшера, что следует из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 7. Как следует из указанной карты, его рабочее место по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса аттестовано с классом 3.3, соответственно с вредными и (или) опасными условиями труда. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 ТК РФ; повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Однако в нарушение действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, тарифная ставка (оклад) на 4 процента не увеличена, а также не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в размере 36 часов в неделю. Считает, что норма его рабочего времени за 1 день (смену) должна составлять 7,2 часа. Норма рабочего времени за месяц высчитывается по формуле 7,2 х количество рабочих дней. Вследствие нарушения норм материального права со стороны работодателя образовалась задолженность по заработной плате за январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб., за февраль 2012 г. – <данные изъяты> руб.

Впоследствии истец уточнил исковые требования (л.д.66-71) и просил взыскать с МБЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» задолженность по заработной плате без вычета НДФЛ за январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб., за февраль 2012 г. в размере <данные изъяты> руб.; обязать ответчика доначислить заработную плату за январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб., за февраль 2012 г. в размере <данные изъяты> руб.; обязать ответчика установить Крапчинскому А.А. как работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительность рабочего времени в размере 36 часов, а также повышение оплаты труда за работу во вредных условиях в размере 4 процентов тарифной ставки (оклада).

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика МБЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Цвирлинг В.Л., действующий на основании доверенности (л.д.61), в судебном заседании с иском не согласился.

В письменном отзыве на исковое заявление указал, что, действительно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБЛПУЗ «ССМП» была проведена аттестация рабочего места фельдшера скорой медицинской помощи по результатам которой была оформлена карта аттестации рабочего места по условиям труда № 7. Как следует из указанной карты аттестации рабочего места, комиссией была установлена общая оценка условий труда- 3.3. Учитывая тот факт, что в процентном соотношении фельдшера скорой медицинской помощи находятся во вредных условиях труда лишь 1/3 от общего времени трудового процесса, то по результатам аттестации рабочих мест им была установлена только компенсация в виде дополнительного оплачиваемого отпуска в размере 12 рабочих дней. Иных компенсаций за указанные вредные условия труда фельдшерам станции скорой медицинской помощи не установлено. При этом в сложившихся условиях требование Крапчинского А.А. об установлении ему 36 часовой рабочей недели в связи с вредными условиями согласно ст.92 ТК РФ являются не состоятельными, поскольку фактически во вредных условиях труда в январе 2012 г. он не работал в неделю более 13 часов 48 минут (55,20 час/кол-во недель в месяце =13,48 час.), а в феврале 2012 г. Крапчинский А.А. не работал в неделю более 12 часов 28 минут (49,15 час./кол-во недель в месяце = 12,28 час.) Также считают не применимым Постановление Правительства РФ от 20.10.2008 г. № 870 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», поскольку до настоящего момента указанное постановление является не реализованным. (л.д.72-74).

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Крапчинского А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).

Согласно определению, данному законодателем в ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).

Согласно копии трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), трудового соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), Крапчинский А.А. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен фельдшером с должностным окладом (тарифной ставкой) в размере <данные изъяты> рублей.

Последним Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), определяющим размер заработной плату истца, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, Крапчинскому А.А. с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., определены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент в размере 15%, доплата за работу ночное время и в праздничные дни – 100% оклада за каждый час работы, и иные виды выплат в соответствии с Положением об оплате труда; выплаты стимулирующего характера: за непрерывный стаж работы- 30% от оклада, за интенсивность, сложность и напряженность- 10% от оклада и другие виды выплат в соответствии с Положением об оплате труда.

Кроме того, трудовым договором Крапчинскому установлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 дней.

Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ в МБЛПУЗ «ССМП» действует коллективный договор на 2007-2009 г.г., принятый на конференции представителей профсоюза и трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-91).

Пунктом 9.1 коллективного договора предусмотрено, что по истечении срока действия коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый, не изменят или не дополнят настоящий.

Из Коллективного договора следует, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации (п.7.2).

Как следует из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 7 (л.д.35-37), ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация рабочего места фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи». По заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.3.

Согласно п. 4.2 Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.) такая оценка свидетельствует о вредных условиях труда, характеризующихся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.

Вместе с тем, аттестационная комиссия, определяя гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, по результатам аттестации установила, что фельдшерам, выполняющим трудовую функцию на аттестованном рабочем месте, полагаются следующие компенсации: дополнительный отпуск продолжительностью 12 дней, сокращенная продолжительность рабочего времени – 38,5 часов в неделю, досрочное назначение трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях».(л.д.35-36) Повышение размера оплаты труда в качестве компенсации комиссией не предусматривалось.

Все указанные комиссией компенсации фактически предоставляются работникам в соответствии с законом.

Требования истца основаны только на том факте, что место его работы аттестовано как вредное, и обусловлены положениями абз. 2 ст.147 ТК РФ и п.1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870.

Однако, суд считает, что ссылка истца на указанные нормы в отрыве от иных норм, регулирующих правоотношения сторон в данной ситуации, является ошибочной.

Согласно ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В соответствии с п.2 данного Постановления Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено в 6-месячный срок после вступления в силу указанного Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.

В соответствии с Письмом Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2009 N 22-2-15/4, до принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78.

Во исполнение п.2 вышеуказанного Постановления, Минздравсоцразвитие России разработало Приказы от 22.03.10 г. № 173н, 175н, которыми конкретизированы минимальные размеры надбавок к заработной плате работников в зависимости от класса условий труда и условия их применения. Однако данные приказы в законную силу не вступили, поскольку Минюстом РФ отказано в регистрации данных приказов.

Таким образом, поскольку до настоящего времени порядок реализации п.1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 отсутствует, суд полагает возможным исходить из действующего нормативно-правового регулирования и локальных нормативных актов ответчика.

Поскольку должность истца относится к должностям медицинских работников, а условия работы данной категории лиц урегулированы специальными нормами, то суд полагает необходимым следует исходить при определении режима работы и оплаты труда Крапчинского из специальных норм в соответствии со ст.251, 252 ТК РФ.

Так, ст.92 ТК РФ определяет, что настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Конкретизируя данную норму, законодатель в ст.350 ТК РФ устанавливает для медицинских работников сокращенную продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" должность истца не включена в перечень должностей медицинских работников имеющих право на сокращенную продолжительность рабочего времени по сравнению с установленной ст.350 ТК РФ.

    Вместе с тем, истцу в соответствии с Приказом Народного комиссариата здравоохранения СССР от 12.12.1940 г. № 584 установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 38,5 часов в неделю, исходя из которой и производится оплата его труда. (п.5.5 Правил внутреннего трудового распорядка МЛПУЗ «ССМП»- л.д.23 об.)

    Указанный нормативный акт применяется в соответствии со ст.423 ТК РФ. Таким образом, работодателем положение фельдшеров станции скорой помощи фактически улучшено по сравнению с предусмотренной ст.350 ТК РФ длительностью рабочего времени.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования истца об установлении ему сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю удовлетворению не подлежат, поскольку противоречат действующему в данной сфере нормативно-правовому регулированию.

Доводы истца о том, что к его правоотношениям с работодателем подлежат применению положения абз.5 ст.92 ТК РФ и п.1 Постановления Правительства РФ № 870, противоречат ст.251 и 252 ТК РФ, согласно которым ТК РФ могут устанавливаться особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности. К таким ограничениям относится определение режима рабочего времени медицинских работников, установленное ст.350 ТК РФ.

    Также не подлежат удовлетворению требования истца о повышении ему оплаты труда на 4 % за работу во вредных условиях.

В силу п. 3 Постановления Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» Министерства и ведомства на основе Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, разрабатывают и по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов утверждают отраслевые положения, в которые могут вводиться дополнительно к факторам условий труда, предусмотренным в Типовом положении, другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых в отрасли.

    В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 12.10.1974 г. № 298/П-22 работа в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск.(раздел XL. «Здравоохранение»)

    Таким образом, должность истца еще в 1974 г., т.е. до проведения аттестации, была отнесена к работе с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Указанная компенсация истцу предоставляется с момента принятия на работу к ответчику, что им не оспаривалось.

Кроме того, действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает также в качестве компенсации данной категории работников досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

    Действующий на предприятии коллективный трудовой договор в п.6.8 (л.д.89) предусматривает возможность повышения окладов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, однако перечень таких должностей коллективным договором не определен, как и размер повышения окладов.

    Приложением № 3 к коллективному трудовому договору определен перечень должностей, работа в которых дает право на повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. (л.д.95) Однако должность истца аттестована как относящаяся к вредным условиям труда, а не особо опасным.

    Размеры и порядок доплат в МБЛПУЗ «ССМП» конкретизированы в Положении об оплате труда работников с приложениями. (л.д.26-34)

Согласно разделу 1 Положения об оплате труда работников МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», утвержденного Главным врачом ДД.ММ.ГГГГ, система оплаты труда работников ССМП включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Система оплаты труда работникам ССМП устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами, нормативными правовыми актами Златоустовского городского округа, а также настоящим Положением.

Разделом 2 указанного Положения предусмотрено, что к выплатам компенсационного характера относится в том числе, доплата за выполнение тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями оплаты труда (п.п.2.1). Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается компенсационная выплата в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ и действующего законодательства (п.п.2.2.3), перечень которых определен в приложении № 2. (л.д.26 об.)

Указанным приложением определен перечень должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными условиями труда, а также размер установленных им доплат к окладу.(л.д.30) Должность истца не входит в указанный перечень.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на МБЛПУЗ «ССМП» производить ему доплату за работу во вредных условиях в размере 4 %, поскольку у ответчика отсутствует такая обязанность.

Начисленная и выплаченная истцу за январь и февраль 2012 г. заработная плата соответствует отработанному им времени и условиям Положения об оплате труда работников ССМП. (л.д.59)

Размер исчисленной Крапчинским ко взысканию задолженности по заработной плате определен им только на основании требований о сокращении продолжительности рабочей недели и повышении оклада на 4% за работу во вредных условиях. Однако, судом не установлено факта нарушения работодателем его прав в данной части. С учетом изложенного также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате, поскольку таковая отсутствует.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Крапчинскому А.А. в удовлетворении исковых требований к МБЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности должно быть отказано.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Крапчинскому А.А. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании задолженности по заработной плате и возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                        С.Ю.Фомин

Решение не вступило в законную силу.