Дело № 2-727/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2012 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Карповой О.Н.
при секретаре Емельяновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой Л.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Кондратьева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – УПФР в г.Златоусте), в котором просит (л.д.3-4):
признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.02.2012 № 2359,
обязать УПФР в г.Златоусте включить в стаж периоды работы с 13 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса»; с 01 июля 1998 года по 09 сентября 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок»; с 01 ноября 1999 года по 06 февраля 2000 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обязать УПФР в г.Златоусте назначить досрочную трудовую пенсию с 13.02.2012;
взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины 200 руб., расходы по оплате юридических услуг 1 350 руб.
В обоснование сослалась на то, что 13.02.2012 обратилась в УПФР в г.Златоусте с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогический работник. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 2359 от 22.02.2012 в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано, в специальный трудовой стаж не включены спорные периоды работы по мотиву несоответствия наименования учреждения Спискам, отсутствия у учреждения с 01.07.1998 по 09.09.1998 статуса юридического лица. Решение считает незаконным, полагает, что имеет право на досрочную пенсию по старости, поскольку пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения, в которых они работали.
В последующем истица исковые требования дополнила и уточнила (л.д. 43), просит признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» № 186 от 22 февраля 2012 г., решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от 22 февраля 2012 г. № 2359 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости.
В судебном заседании истец Кондратьева Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивала. Пояснила, что в спорные периоды работала воспитателем в детском доме, при переименовании учреждения ее рабочее место и трудовые функции не менялись.
Представитель третьего лица МБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с ограниченными возможностями здоровья» ЗГО Тюленев А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УПФР в г.Златоусте Танцырева Е.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным отзыве на исковое заявление (л.д.19-20). Полагает, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, периоды работы с 13.12.1995 по 30.06.1998, с 01.11.1999 по 06.02.2000 не включены в педагогический стаж, поскольку наименование учреждений, в которых работала истица, не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Период работы с 01.07.1998 по 09.09.1998 не включен стаж, поскольку у учреждения отсутствовал статус юридического лица.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит иск Кондратьевой Л.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из копии трудовой книжки истца (л.д.10-15), с 16.08.1984 года по настоящее время Кондратьева Л.А. осуществляет педагогическую деятельность, в том числе с 10.12.1993 года по 31.01.2010 в Детском доме «Теремок», который неоднократно переименовывался (л.д.29).
13 февраля 2012 года Кондратьева Л.А. обратилась с заявлением в ГУ УПФ в г. Златоусте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику (копия заявления, л.д. 21).
Решением УПФР в г. Златоусте № 2359 от 22 февраля 2012 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 6).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 186 от 22 февраля 2012 года следует (л.д.7-9), что педагогический стаж Кондратьевой Л.А. определен продолжительностью 22 года 03 месяца 19 дней. К зачету в специальный трудовой стаж не были приняты ряд периодов работы, в том числе не включены периоды:
- с 01.07.1998 года по 09.09.1998 года в должности воспитателя МОУ «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку отсутствует статус юридического лица у учреждения.
Учреждения, созданные после 08.12.1994 года, наличие статуса подтверждают документами о регистрации учреждения, в данном случае Устав учреждения зарегистрирован постановлением Главы города Златоуста №1089 от 10.09.1998г.;
- с 13.12.1995 года по 30.06.1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», с 01.11.1999 года по 10.02.2000 года в должности воспитателя МОУ «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок», поскольку наименование учреждения не соответствует разделу «наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Не включение в специальный трудовой стаж истицы вышеуказанных периодов работы суд считает незаконным и не обоснованным на основании следующего.
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусмотрено наименование должности «воспитатель», наименование учреждения «детские дома всех типов и наименований, семейные детские дома».
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список 1999), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
Согласно п. 3 постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Списком 1999 года предусмотрено наименование должности «воспитатель», в разделе наименование учреждения предусмотрены общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, детский дом-школа, специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
В Списке предусмотрена должность «воспитатель», предусмотрены виды учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии; детский дом-школа; детский дом семейного типа.
Как следует из пояснений истицы, с 10.12.1993 по 31.01.2010 она работала воспитателем в детском доме, который неоднократно менял свое наименование. В связи с переименованием учреждения ее рабочее место и должностные обязанности не изменялись, она работала с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Из архивной справки (л.д.27), исторической справки о переименованиях (л.д. 29) следует, что в 1962 году создана и пущена в эксплуатацию школа-интернат №32, которая в последующем была переименована с 10.09.1990 в «Детский дом №32», с 01.06.1992 - в «Детский дом семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании постановления Главы администрации г.Златоуста № 309 от 13.05.1992г., с 01.09.1996 - в Муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом-школа-интернат «Роса» на основании Постановления Главы Администрации г. Златоуста №1031-К от 10.09.1996 года.
Постановлением Главы администрации г.Златоуста № 723 от 17.06.1998 года с 01.07.1998г. учреждение реорганизовано путем разделения на самостоятельные муниципальные образовательные учреждения «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «Школа-интернат для детей с недостатками умственного и физического развития № 31» (л.д. 44). Образовательное учреждение в качестве юридического лица зарегистрировано не было.
Постановлением Главы г.Златоуста № 1089 от 10.09.1998г. учреждение переименовано в Муниципальное образовательно-воспитательное учреждение «Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а постановлением Главы города Златоуста №149 от 11.02.2000 года - в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с отклонениями в развитии».
Приказом руководителя УСЗН ЗГО № 254 от 17.11.2008 учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с ограниченными возможностями здоровья» Златоустовского городского округа.
Как следует из Устава Детского дома, утвержденного 26.09.1994, Устава, утвержденного 31.01.2000 г. (л.д.46-51), основной целью деятельности данного учреждения (как в период, когда оно функционировало в качестве муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса», а затем в качестве муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» для детей с отклонениями в развитии») являлось обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 18 лет, создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; социальная поддержка и адаптация детей-сирот; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение выполнения коррекционных образовательных, воспитательных и профессиональных программ развития детей; обеспечение профилактической работы по коррекции отклоняющихся от норм развития личности несовершеннолетних и др.
Из вышеизложенного следует, что в спорные периоды Кондратьева Л.А. осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – в детском доме, школе-интернате.
Такие типы учреждений в списках, действовавших в период трудовой деятельности истца, предусмотрены.
Отсутствие у учреждения статуса юридического лица не может повлечь ограничение прав истицы на досрочное пенсионное обеспечение.
Основным критерием назначения пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с особыми условиями труда педагогическим работникам является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом, пенсионным законодательством урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения – вид профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимых для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
Право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся педагогической деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности (вида работ), а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица.
Закон РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно – правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения для детей, его организационно – правовую форму, наличие статуса юридического лица, наличие в наименовании учреждения типа и вида учреждения.
Данный вывод подтверждается положением ст. 55 Федерального Закона «Об образовании» о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, наличием статуса юридического лица.
На основании вышеизложенного, в специальный трудовой стаж Кондратьевой Л.А. подлежат включению периоды работы:
с 13 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса» (2 г. 6 м. 18 дн.);
с 01 июля 1998 года по 09 сентября 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок» (2 м. 9 дн.);
с 01 ноября 1999 года по 06 февраля 2000 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3 м. 6 дн.).
С учетом периодов работы, включенных в специальный стаж истца УПФР, продолжительностью 22 года 3 месяца 19 дней, на момент обращения за досрочной трудовой пенсией, т.е. на 13 февраля 2012, специальный трудовой стаж истца составлял 25 лет 03 мес. 22 дня (таблица трудовой деятельности л.д. 22-23), следовательно, пенсия должна быть назначена Кондратьевой Л.А. с момента обращения за ней.
При таких обстоятельствах, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» № 186 от 22 февраля 2012 г., решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от 22 февраля 2012 г. № 2359 об отказе Кондратьевой Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости по подпункту 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» следует признать незаконным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из материалов дела, при подаче иска Кондратьевой Л.А. была уплачена госпошлина в размере 200 руб. (квитанция л.д.2).
Также между Кондратьевой Л.А. и ИП ФИО7 02.03.2012 был заключен договор № 4 на оказание юридических услуг, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство составить исковое заявление к УПФР в г.Златоусте о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, консультировать клиента по правовым вопросам. Клиент обязался оплатить услуги исполнителя в размере 1 350 руб. (л.д.16).
Факт исполнения сторонами условий договора подтверждается актом сдачи-приемки услуг от 02.03.2012 (л.д.17), квитанцией № 4 от 02.03.2012 (л.д.18).
На основании изложенного, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, а также расходы по составлению искового заявления в размере 1350 руб., а всего 1 550 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Кондратьевой Л.А..
Признать незаконными решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» № 186 от 22 февраля 2012 г., решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от 22 февраля 2012 г. № 2359 об отказе Кондратьевой Л.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости по подпункту 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» назначить Кондратьевой Л.А. с 13 февраля 2012 г. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 19 пункта 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в специальный стаж периоды работы:
с 13 декабря 1995 года по 30 июня 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения «Детский дом-школа-интернат «Роса»;
с 01 июля 1998 года по 09 сентября 1998 года в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения «Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Теремок»;
с 01 ноября 1999 года по 06 февраля 2000 года в должности воспитателя Муниципального образовательно-воспитательного учреждения Детский дом «Теремок» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Кондратьевой Л.А. в счет возмещения судебных расходов 1550 (одну тысячу пятьсот пятьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через суд, вынесший решение.
Председательствующий О.Н. Карпова
Решение не вступило в законную силу