об отмене предписания



                                        Дело № 2-603/2012                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2012 года                            г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         Васильева С.В.,

при секретаре                     Курчатовой Т.О.,

с участием представителя истца ООО «ЗлатЛифт» - Макеевой Н.Д., представителя ответчиков отдела по Златоустовскому округу государственной инспекции труда в Челябинской области Федеральной службы по труду и занятости, Главного управления государственной инспекции труда в Челябинской области Кочергиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> «ЗлатЛифт» к отделу по Златоустовскому округу государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственной инспекции труда в Челябинской области об оспаривании предписания в части,

у с т а н о в и л:

<данные изъяты> «ЗлатЛифт» (далее – ООО «ЗлатЛифт») обратилось в суд с исковым заявлением к отделу по Златоустовскому округу государственной инспекции труда в Челябинской области об отмене п. 4 Предписания .

В обоснование своих требований истец указал, что п. 4 Предписания предусмотрено требование о произведении перерасчета и доплаты до минимальной заработной платы – 6 800 рублей, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ., в ДД.ММ.ГГГГ. – 14 работникам и в ДД.ММ.ГГГГ. – 16 работникам. Однако, с указанным предписанием не согласны, поскольку в соответствии с п. 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ работодатели и профсоюзы берут на себя обязательство обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ минимальную заработную плату во внебюджетном секторе экономики в размере 6 800 рублей. П.п. 9 и 10 Соглашения предусмотрено, что в случае отсутствия возможности присоединиться к Соглашению работодатель направляет в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области мотивированный письменный отказ, согласованный с профсоюзной организацией или иными представителями работников. Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложение о присоединении к Соглашению не представили в Главное управление мотивированный письменный отказ, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению. ДД.ММ.ГГГГ – в установленный законом срок ими в Управление был направлен мотивированный письменный отказ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Государственная инспекция труда в Челябинской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области.

В судебном заседании представитель истца – Макеева Н.Д., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.

    Представитель ответчиков - отдела по Златоустовскому округу государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственной инспекции труда в Челябинской области – Кочергина Т.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями была не согласна. Суду пояснила, что предписание вынесено законно и обоснованно, поскольку письменный мотивированный отказ от истца поступил по истечении установленного законом срока. Считает, что доводы истца относительно невозможности установления тарифов, являются несостоятельными.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве (л.д. 94-95) представитель третьего лица указал, что не согласен с исковыми требованиями ввиду пропуска ООО «ЗлатЛифт» срока для предоставления мотивированного письменного отказа.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление ООО «ЗлатЛифт» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; исполнять иные обязанности, установленные трудовым законодательством.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ протоколом общего собрания учредителей принято решение о создании ООО «ЗлатЛифт» (л.д. 10), утвержден Устав ООО «ЗлатЛифт» (л.д. 76). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЗлатЛифт» постановлено на учет в налоговом органе, о чем выдано свидетельство. ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание (л.д. 15).

Как следует из материалов дела, Правительством Челябинской области, Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинским региональным объединения работодателей "ПРОМАСС" и "Союз промышленников и предпринимателей" заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГл.д. 56-58).

В соответствии с п. 1 указанного Регионального соглашения, в соответствии с разделом II-3 Регионального соглашения между Объединением организаций профессиональных союзов "Федерация профсоюзов Челябинской области", Челябинскими региональными объединениями работодателей "ПРОМАСС", "Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Челябинской области на 2011-2013 годы, Работодатели и Профсоюзы берут на себя обязательство обеспечить с 1 июля 2011 года минимальную заработную плату во внебюджетном секторе экономики в размере 6800 рублей.

Как указано в главе 3, после заключения регионального Соглашения о минимальной заработной плате руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом настоящего Соглашения. Руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области уведомляет об опубликовании указанных предложений и Соглашения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В случае отсутствия возможности присоединиться к Соглашению работодатель направляет в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области мотивированный письменный отказ, согласованный с профсоюзной организацией или иными представителями работников.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению не представили в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

В случае отказа работодателя присоединиться к настоящему Соглашению руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (если он имеется), для проведения консультаций с участием сторон Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (если он имеется), предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного настоящим Соглашением.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к настоящему Соглашению направляются Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области в Государственную инспекцию труда в Челябинской области.

Региональное Соглашение распространяет свое действие на отношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по ДД.ММ.ГГГГ. Текст Соглашения опубликован в газете "Южно-Уральская панорама" от ДД.ММ.ГГГГ .

Дополнительным Соглашением к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ действие настоящего Соглашения продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ООО «ЗлатЛифт» ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области письменный отказ о невозможности присоединиться к Региональному соглашению (л.д. 7). В обоснование своего отказа ООО «ЗлатЛифт» указало, что с ДД.ММ.ГГГГ произошло повышение минимальной заработной платы на 6,5% и ее размер составил 4 611 рублей. Доля заработной платы и отчислений на социальные нужды в затратах предприятия в ДД.ММ.ГГГГ составляет 15%. Оставшуюся долю затрат в размере 13% составляют материалы и прочие затраты. Повышение МРОТ в ДД.ММ.ГГГГ. до 6 800 рублей вызовет увеличение фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды на 47,5% и соответственно увеличение тарифа на 34,2%. В ДД.ММ.ГГГГ затраты на электроэнергию вырастут на 12,8%, что соответственно приведет к увеличению тарифа на 1,9%, а на материалы и прочие на 3,5% - приведет к увеличению тарифа на 0,5%.

Из материалов дела следует, что письменный отказ истцом направлен согласно штемпеля на конверте ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), а Главным Управлением получен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

В Список организаций, не присоединившихся к Региональному соглашению ООО «ЗлатЛифт» включено не было (л.д. 84).

На основании распоряжения Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), изданного на основании обращения гражданина от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка ООО «ЗлатЛифт», о чем составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68). На основании указанного акта проверки ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «ЗлатЛифт» выдано предписание

Пунктом 4 указанного предписания на директора ООО «ЗлатЛифт» возложена обязанность произвести работникам перерасчет и доплату до минимальной заработной плата – 6 800 рублей, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. – 14 работникам и в ДД.ММ.ГГГГ. – 16 работникам. Сведения о произведенных выплатах предоставить в Государственную инспекцию труда.

    Проверив доводы истца о незаконности предписания в части нарушений, предусмотренных п. 4, суд находит их обоснованными.

    Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1).    

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.п. 2 п. 1 ч. 2).

Обращение ФИО4 поступило в государственную инспекцию труда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72). Процедура выяснения предписания истцом не оспаривалась, в результате рассмотрения гражданского дела, какие-либо нарушения процедуры проведения проверки деятельности ООО «ЗлатЛифт» не выявлены.

    Однако, указанное предписание в части, обязывающей увеличение заработной платы (п.4) суд считает незаконным, нарушающим права истца, подлежащим отмене в указанной части.

    Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

    Защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ).

    Федеральная инспекция труда является государственным органом.

    

В соответствии с ч. 1 ст. 355 ТК РФ деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

    Основными задачами Федеральной инспекции труда являются, в том числе, обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абз. 2-3 ч. 2 ст. 355 ТК РФ).

    В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

    Из анализа указанных норм права следует, что основной целью выдачи предписания об устранении нарушений является восстановление нарушенных трудовых прав граждан, обеспечение их соблюдения и защиты.

Разрешая вопрос по существу, судом принимается во внимание, что согласно положениям ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.

В соответствии со ст. 48 ТК РФ после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Как предусмотрено ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Общий порядок исчисления сроков регламентирован главой 11 Гражданского кодекса РФ.

В частности, п. 1 ст. 194 ГК РФ предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

При этом, в любом случае, указанном в п. 1 ст. 194 ГК РФ, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются согласно п. 2 ст. 194 ГК РФ сделанными в срок.

Как следует из письменных материалов дела и это не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика, ООО «ЗлатЛифт» направило свой отказ от присоединения к данному Региональному соглашению почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предусмотренный законом срок, а потому с учетом положений ст. 194 ГК РФ им не могло быть отказано во включении в список работодателей, на которых не распространяется действие Регионального соглашения.

Довод же представителя ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, о том, что такой отказ работодателя должен был поступить в указанный 30-дневный срок непосредственного в Управление по труду и занятости населения Челябинской области не может быть принят судом во внимание как противоречащий п. 2 ст. 194 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку в качестве единственного основания для отказа ООО «ЗлатЛифт» во включении в список работодателей, на которых не распространяется действие Регионального соглашения, опубликованного ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южно-Уральская панорама» 201-202 от ДД.ММ.ГГГГ, было позднее поступление такого отказа в Управление, других оснований для отказа во включении в список юридических лиц, не присоединившихся к Региональному соглашению не указано, суд приходит к выводу о незаконности предписания в части – п. 4 о возложении обязанности произвести перерасчет и доплату МРОТ до 6 800 рублей.

Принимая во внимание, что государственным инспектором труда не предоставлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность п. 4 предписания ., требования ООО «ЗлатЛифт» о признании его незаконным подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В судебном заседании установлено, что предписание представителем ООО «ЗлатЛифт» получено ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, то есть в течение 10-дневного срока на обжалование.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Требования <данные изъяты> «Златлифт» удовлетворить.

Признать незаконными и отменить пункт 4 предписания государственного инспектора труда в Челябинской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий              С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу