об оспаривании решения комиссии по землеотводам и признании незаконным распоряжения Главы ЗГО



Дело № 2-860/12                                                                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2012 г.                                    г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре         Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца     Приходько В.Е., представителя истца Кириченко Н.В., гражданское дело по иску Приходько В.Е. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в отводе земельного участка, возложении обязанности отвести земельный участок,

у с т а н о в и л :

Приходько В.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа истице в отводе земельного участка на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на приусадебном земельном участке, примерной площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру: <адрес> возложении обязанности на ответчика отвести истице земельный участок в аренду, примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что отказ был мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на объект недвижимости, находящийся на земельном участке. Оспариваемое решение истица считает незаконным, поскольку вышеуказанный земельный участок находится в ее пользовании, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, не обременен правами третьих лиц, юридически свободен. На спорном земельном участке расположен объект недвижимости, который является самовольной постройкой, и правоустанавливающие документы на который отсутствуют.

Истец Приходько В.Е., представитель истца Кириченко Н.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.13). В письменном отзыве (л.д.15) указали, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Документы, подтверждающие право собственности Приходько В.Е. на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке в администрацию округа не представлялись. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что комиссия по землеотводам вынесла обоснованное и мотивированное решение, которое утверждено законным распоряжением Администрации ЗГО.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает требования Приходько В.Е. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).

Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).

Решение комиссии публикуется в газете "Златоустовский рабочий" (пп.3 п.6).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Приходько В.Е. обратилась к главе ЗГО с заявлением об отводе земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на приусадебном земельном участке (л.д.17).

Размер испрашиваемого Приходько В.Е. земельного участка не превышает максимальный размер – 0,25 га, установленный решением Собрания депутатов ЗГО № 9-ЗГО от 5.03.2010г., для земельных участков предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола по землеотводам» (пункт 3 п.п. 8 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ ) истице отказано в отведении земельного участка примерной площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на приусадебном земельном участке в виду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, который расположен на земельном участке (л.д. 7). Указанное распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).

Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).

Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона).

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).

Из пояснений истицы, представителя истца, показаний свидетелей ФИО5, ФИО6, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ был приобретен дом, расположенный на спорном земельном участке. Приобретение в то время оформлялось частными расписками, а не в порядке, требуемом на сегодня законом. Старый жилой дом был сломан и на спорном земельном участке возведен новый жилой дом, построена баня. Вышеуказанный земельный участок находится в ее пользовании, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, не обременен правами третьих лиц, юридически свободен. На спорном земельном участке расположен объект недвижимости, который является самовольной постройкой, и правоустанавливающие документы на который отсутствуют.

Согласно сведений ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ», собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не числится (л.д.5).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.6,11).

Истица Приходько В.Е. состояла в зарегистрированном браке с ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, который ДД.ММ.ГГГГ расторгнут (л.д.21,23). ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

Согласно техническому паспорту жилого дома по адресу: <адрес>, находится жилой дом, расположенный на земельном участке фактической     площадью <данные изъяты>., сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.24-43).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок по <адрес> не обременен правами третьих лиц.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что у администрации ЗГО отсутствовали законные основания для отказа истице в предоставлении земельного участка, поскольку сведений о наличии спора о принадлежности расположенного на указанном земельном участке жилого дома не имелось, никаких заявок от третьих лиц на предоставление этого участка не поступило. Отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на строение, не могло являться основанием для отказа в заключении с ней договора аренды, поскольку в силу положений ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку можно признать в судебном порядке только за тем лицом, которому в установленном земельным законодательством порядке отведен земельный участок, на котором расположена данная постройка.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ администрации ЗГО в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка является незаконным.

Для восстановления нарушенных прав истца на администрацию ЗГО следует возложить обязанность в двухнедельный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу принять по заявке Приходько В.Е. об отводе земельного участка одно из решений, предусмотренных ст.34 ЗК РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте.

В удовлетворении остальной части исковых требований истцу следует отказать, поскольку удовлетворение требования о возложении обязанности на администрацию ЗГО отвести земельный участок было бы преждевременным, необходимо провести работы по формированию границ земельного участка и внести сведения об этом в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Приходько В.Е. частично.

Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ » в части отказа Приходько В.Е. в отводе земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> (п.п.8 п. 3 протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования и застройке ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ ), и отменить его в указанной части.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение, предусмотренное ст. 34 ЗК РФ и положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в <адрес> по заявлению Приходько В.Е. об отводе земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Отказать Приходько В.Е. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Администрацию Златоустовского городского округа отвести ей вышеуказанный земельный участок на правах аренды.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу