об установлении административного надзора



Дело № 2-719/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 апреля 2012 года                             город Златоуст

                                

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Свиридовой И.Г., с участием помощника прокурора г.Златоуста Кзловой С.Г., представителя заявителя Пальчикова Е.А., Елыкова Н.И., при секретаре Кардаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда гражданское дело по заявлению Межмуниципального отдела Министерства Внутренних Дел РФ «Златоустовский» Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Елыкова Н.И.,

у с т а н о в и л :

Межмуниципальный отдел МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области (далее МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области) обратился в суд с заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Елыкова Н.И.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ Елыков Н.И.освободился после отбытия наказания из исправительного учреждения <данные изъяты>, где отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 5 лет 1 месяц за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.158, ч.4 ст.150, ч.2 ст.161УК РФ по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. Елыков Н.И. отбывал наказание за совершение тяжких преступлений. После освобождения из мест лишения свободы, имея непогашенную судимость по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в течение одного года, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Елыков Н.И. совершил девять административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. На основании ст.3,ст.4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить административный надзор в отношении Елыкова Н.И., временно ограничив его права и обязанности на срок одного года в виде: запрещения выезда за пределы <адрес> без разрешения ОВД; запрещения пребывания вне жилого помещения в период с 23-00 до 06-00 часов, за исключением случаев работы в ночное время при трудоустройстве; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания.

Представитель МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области Пальчиков Е.А. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании Елыков Н.И. с заявлением МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области согласился частично. Пояснил, что не возражает против установления административного надзора и тех видов ограничений, предложенных заявителем, за исключением запрета выезда за пределы <адрес>, т.к. намерен трудоустроиться в <адрес>, в связи с чем у него будет возникать необходимость в выезде за пределы <адрес>. Согласен с установлением в отношении него административного надзора.

В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Козлова С.Г. полагает необходимым удовлетворить заявление МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области в части.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом №64-ФЗ от 6 апреля 2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее Закон № 64-ФЗ от 06.04.2011г.) установлена возможность временного ограничения прав и свобод лица, совершившего определенные законом преступления и освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения указанными лицами новых преступлений, оказания на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.1,2 указанного Закона).

Согласно п.1 ст.1 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, осуществляется органами внутренних дел, что является административным надзором.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 и п. 2 ч.3 ст.3 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии, если указанное лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления или административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность.

Как установлено из приговора Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Елыков Н.И. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.158, ч.3 ст.158, ч.4 ст.150, п. «а,г» ч.2 ст.161, п. «а,б» ч.2 ст.158 УК РФ и ему назначено наказание на основании ч.3 ст.69 УК РФ в виде 5 лет 1 месяца лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д.9-10).

Преступления, предусмотренные ч.3 ст.158, ч.4 ст.150, п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ в соответствие с ч.4 ст.15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений. Преступление, предусмотренное п. «а,б» ч.2 ст.158 УК РФ в соответствие с ч.3 ст.15 УК РФ относятся к категории преступлений средней тяжести.

Таким образом, Елыков Н.И. отбывал наказание за совершение ряда тяжких преступлений и одного преступления средней тяжести.

Елыков Н.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения - является совершеннолетним.

    Согласно справки об освобождении, ДД.ММ.ГГГГ Елыков Н.И. освободился из мест лишения свободы по отбытии наказания, назначенного по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Как следует из справки о результатах проверки в ОСК, а также справки <данные изъяты> в течение одного года Елыков Н.И. трижды привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественных местах в состоянии опьянения – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство; ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ч.2 ст.20.20 КоАП РФ за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции в общественных местах; ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа (л.д.7,12). Факт привлечения к административной ответственности Елыкова Н.И. подтверждается копиями протоколов об административном правонарушении и копиями постановлений по делу об административном правонарушении (л.д.13-20).

Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 20.1, 20.20, 20.21, 20.25 КоАП РФ относятся к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность.

Таким образом, Елыков Н.И., освободившийся ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы, в течение одного года более двух раз совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Согласно характеристике участкового уполномоченного Елыков Н.И. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, как лицо, злоупотребляющее спиртными напитками, неоднократно привлекавшееся к административной ответственности, на профилактические беседы не реагирующее. Проживает по адресу: <адрес> без оформления документов, со слов соседей характеризуется удовлетворительно (л.д.25). Елыков Н.И. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.23).

Поскольку в соответствии с требованиями п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ судимость у Елыкова Н.И. за совершение преступлений по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ не погашена и не снята, кроме того в течение одного года Елыковым Н.И. совершено более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность – в силу положений п. 2 ч.3 ст.3 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г., в отношении Елыкова Н.И. должен быть установлен административный надзор.

На основании ч.1 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах, запрещение посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Устанавливая временные ограничения прав определенной категории лиц, государство преследует законную цель защиты прав добросовестных граждан и предотвращение совершения в отношении них новых преступлений.

Защита граждан от преступных посягательств и борьба с преступностью является одной из наиболее важных задач государства. Граждане РФ имеют право на эффективную защиту со стороны государства от любых преступных форм вмешательства в их жизни. Поэтому охрана прав граждан требует особого контроля со стороны государства. Установлением контроля за лицами, совершившими преступления, обеспечивается возможность предотвращения совершения ими повторных преступлений и адаптация их в обществе.

В связи с изложенным, с учетом характеристики Елыкова Н.И., суд полагает, что предложенные заявителем виды ограничений, подлежащие применению в отношении Елыкова Н.И., а именно: запрещение выезда за пределы Златоустовского городского округа; запрещение пребывания вне помещения, являющегося местом жительства или пребывания Елыкова Н.И. в период с 23-00 часов до 6-00 часов, за исключением случаев работы в ночное время; обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания – являются необходимыми и адекватными мерами, направленными на достижение законной цели охраны и защиты прав граждан РФ. Кроме того предложенные меры будут способствовать, предупреждению совершению Елыковым Н.И. нового преступления и оказывать на Елыкова Н.И. профилактическое воздействие.

Однако, суд не может согласиться с требованием заявителя в части установления Елыкову Н.И. запрета выезда за пределы <адрес> в зависимости от наличия или отсутствия разрешения органа внутренних дел на такой выезд, по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. в отношении поднадзорного лица судом может быть установлено административное ограничение в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории. При этом указанной нормой закона не предусмотрена зависимость обязанности поднадзорного лица на соблюдение запрета на выезд от права органа внутренних дел по своему усмотрению давать поднадзорному лицу разрешение на выезд за установленные судом пределы территории.

Право ОВД на дачу подобного разрешения установлено ч.3 ст.12 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. Законом прямо предусмотрены те случаи, при которых ОВД может дать разрешение поднадзорному лицу на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. Поскольку Законом приведён исчерпывающий перечень случаев, при возникновении которых поднадзорное лицо с согласия ОВД может краткосрочно выехать за установленные судом пределы территории, суд не вправе расширить полномочия ОВД, удовлетворяя требование заявителя в части получения его согласия на выезд за установленные судом пределы территории. При этом указание в решении суда на получение согласия ОВД на выезд поднадзорного лица за установленные судом пределы территории при возникновении указанных законом обстоятельств, по мнению суда не требуется, поскольку такое право ОВД прямо установлено и регламентировано законом, и, по сути, является механизмом реализации установленного судом административного надзора.

Доводы Елыкова Н.И. об отсутствии необходимости установления запрета выезда за пределы <адрес> в связи с его намерением трудоустроиться в <адрес>, судом не принимаются по следующим основаниям. В соответствии с ч.3 ст.12 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. в случае установления в отношении поднадзорного лица ограничения в виде запрета выезда за пределы определенной судом территории, орган внутренних дел обязан предоставить поднадзорному лицу разрешение на краткосрочный выезд за пределы установленной судом территории для решения вопросов при трудоустройстве. Таким образом, наличие указанной обязанности органа внутренних дел не лишает поднадзорного лица права на трудоустройство. В случае фактического трудоустройства Елыкова Н.И. за пределами <адрес> у него в соответствии со ст.10 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г имеется право на обращение в суд по месту жительства с заявлением о частичной отмене установленных судом административных ограничений, либо о досрочном прекращении административного надзора, что обеспечивает право поднадзорного лица на труд в выбранной им организации.

Согласно п.1 ч.1 ст.5 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. административный надзор устанавливается в отношении лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

Преступления, предусмотренные ч.3 ст.158, ч.4 ст.150, п. «а,г» ч.2 ст.161 УК РФ в соответствие с ч.4 ст.15 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений. На основании п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ судимость Елыкова Н.И. за совершение указанных преступлений погасится ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, административный надзор в отношении Елыкова Н.И. с учетом его личности может быть установлен на срок 1 год со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Елыкова Н.И.

Руководствуясь ст. ст. 12, 198, 261.8 ГПК РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», суд

р е ш и л :

Заявление Межмуниципального отдела МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Елыкова Н.И., <данные изъяты>, на срок 1 год со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Установить в отношении Елыкова Н.И. на срок административного надзора административные ограничения:

- запрещение выезда за пределы <адрес>;

- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания Елыкова Н.И., в период с 23-00 часов до 6-00 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время при трудоустройстве;

- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.Г.Свиридова

Решение не вступило в законную силу.