Дело № 2-590/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
11 апреля 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суда Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Ковалевой В.Н.,
с участием прокурора Козловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа, МУП «Расчетно-кассовое бюро», МУП «Водоснабжение» о признании агентского договора недействительным, признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ЗГО, МУП «Расчетно-кассовое бюро», МУП «Водоснабжение» о признании действий МУП «РКБ» и МУП «Водоснабжение» по обработке персональных данных в рамках исполнения агентского договора № 3-1/А-2012 от 17 января 2012 года незаконными, возложении на МУП «РКБ» и МУП «Водоснабжение» обязанности прекратить неправильную обработку персональных данных при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг, признании недействительным агентского договора № 3-1/А-2012 от 17 января 2012 года, заключенного между МУП «РКБ» и МУП «Водоснабжение».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению заместителя директора ООО «УК КГХ» ФИО3 по вопросу оспаривания действий МУП «РКБ» по выставлению трех отдельных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям многоквартирных домов установлено, что в нарушение требований действующего законодательства тарифной комиссией администрации городского округа 10 января 2012 года принято решение о введении с 01 января 2012 года отдельных квитанций на оплату гражданами коммунальных услуг непосредственно МУП «Коммунальные сети» и МУП «Водоснабжение» и о заключении Управляющими компаниями, МУП «Коммунальные сети», МУП «Водоснабжение» и МУП «РКБ» договоров в целях обеспечения прямых взаиморасчетов. Указанное решение тарифной комиссии не отвечает требования Жилищного кодекса РФ. С января 2009 г. управление многоквартирными домами в районе машзавода осуществляет управляющая организация ООО «УК КГХ».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилищные и коммунальные услуги вносят избранной ими управляющей организации либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Факт принятия соответствующих решений общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах в районе машзавода, управление которыми осуществляется ООО «УК КГХ», в ходе проверки не установлен. При таких обстоятельствах, принятие тарифной комиссией администрации Златоустовского городского округа решения о выставлении МУП «Коммунальные сети» и МУП «Водоснабжение» отдельных квитанций на оплату коммунальных услуг и о прямых взаиморасчетах МУП «РКБ» с МУП «Коммунальные сети» и МУП «Водоснабжение» не соответствует требованиям закона.
Во исполнение решения тарифной комиссии администрации округа от 10.01.2012г. МУП «Водоснабжение» и МУП «РКБ» 17 января 2012 года заключен агентский договор № 3-1/А-2012, по условиям которого МУП «РКБ» (агент) принимает на себя обязательства от своего имени и за счет поставщика МУП «Водоснабжение» осуществлять функции по приему переводов денежных средств от плательщиков, проживающих в многоквартирных домах, в целях исполнения ими денежных обязательств перед поставщиком (оплата за холодное водоснабжение и водоотведение), а также по осуществлению последующих расчетов с поставщиком. Приложением № 1 к договору является список из 294 многоквартирных домов. Приложением № 2 является расчетный документ -квитанция на оплату коммунальных услуг по ХВС и водоотведению. Данный договор является ничтожной сделкой в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как несоответствующий требованиям закона. В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Агентский договор, заключенный между МУП «Водоснабжение» и МУП «РКБ», противоречит требованиям статьи 155 ЖК РФ, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов не принимались решения об оплате коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) ресурсоснабжающей организации. Агентский договор не отвечает требованиям Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В ходе проверки МУП «Водоснабжение» не представило документов, подтверждающих факт возникновения перед ним денежных обязательств граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах района машзавода. При отсутствии у граждан обязательств перед МУП «Водоснабжение» выставление счета на оплату ему коммунальных услуг гражданам не соответствует требованиям закона. При таких обстоятельствах, решение тарифной комиссии администрации городского округа и заключенный в соответствии с ним агентский договор не соответствуют требованиям закона и нарушают права неопределенного круга лиц в сфере жилищных правоотношений.
МУП «Водоснабжение» получило доступ к персональным данным граждан многоквартирных домов в районе машзавода от МУП «РКБ», которое получило эти данные в рамках оказания услуг управляющей организации, а не от самих субъектов персональных данных. При этом стороны агентского договора использовали персональные данные граждан - собственников и нанимателей жилых помещений (фамилия, имя, отчество, адрес) при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Сторонами агентского договора не получено согласие на обработку персональных данных собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, перечень которых является приложением № 1 к агентскому договору. Порядок оформления платежных документов с использованием персональных данных собственников и нанимателей жилых помещений прямо предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним Правилами только с согласия общего собрания, в данном случае с управляющей компанией. Такого согласия собраниями собственников и нанимателей многоквартирных жилых домов муниципальным предприятиям дано не было. Тем самым, в нарушение обязательных требований Закона N 152-ФЗ МУП «РКБ», МУП «Водоснабжение» осуществляют обработку персональных данных собственников и нанимателей жилых помещений в рамках исполнения агентского договора. Действиями ответчиков по принятию решения тарифной комиссии, заключению и исполнению агентского договора, по использованию персональных данных собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах нарушены требования действующего законодательства и нарушены охраняемые законом права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заявлением прокурор от заявленных требований отказался, просил суд принять отказ от исковых требований и прекратить в связи с этим производство по настоящему делу, поскольку указанные в заявлении требования прокурора исполнены в добровольном порядке.
Представитель ответчика МУП «РКБ» Сопина Н.А., представитель третьего лица ООО «УК КГХ» Трубников Д.В., действующие на основании доверенностей, полагали возможным принятие судом отказа прокурора от иска и прекращение производства по делу.
Представители ответчиков Администрации ЗГО, МУП «Водоснабжение», в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает возможным принять отказ прокурора г. Златоуста от заявленных требований и прекратить производство по делу на основании следующего.
В силу ст. 39, абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что 10 января 2012 года тарифной комиссией принято решение о расчетах с населением за услугу отопления с 01 января 2012 года с учетом разбивки норматива расхода тепла ежемесячно в течении отопительного периода; рекомендовать МУП «Коммунальные сети» ЗГО и МУП «Водоснабжение ЗГО» с 01 января 2012 года выставить населению отдельные квитанции на оплату коммунальных услуг; с 01 января 2012 года обеспечить сбор денежных средств за жилищные и коммунальные услуги с населения, проживающего в многоквартирном жилищном фонде ЗГО на расчетный счет МУП «РКБ» для прямых взаиморасчетов с МУП «Коммунальные сети» ЗГО, МУМ “Водоснабжение ЗГО» и Управляющими компаниями. Управляющим компаниям, МУП «Коммунальные сети» ЗГО, МУП «РКБ», МУП «Водоснабжение» заключить соответствующие договоры (л.д. 11).
17 января 2012 года МУП «РКБ» (агент) и МУП «Водоснабжение» (поставщик) заключен агентский договор № 3-1/А-2012 на прием переводов денежных средств за холодное водоснабжение и водоотведение, согласно которому агент обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет Поставщика осуществлять функции по приему переводов денежных средств от плательщиков, проживающих в многоквартирных домах по адресам, указанным в Приложении № 1, в том числе с карт, счетов и вкладов, в целях исполнения плательщиками денежных обязательств перед Поставщиком (оплата за холодное водоснабжение и водоотведение), а также осуществлять последующие расчеты с Поставщиком в установленном договором порядке (л.д. 12-13).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В силу положений ч. 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми ею заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»: поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В силу положений ч. 3 ст. 3 Закона № 103-ФЗ денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
Статьей 4 Закона № 103-ФЗ определены условия осуществления приема платежей, а именно, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу требований ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: с согласия субъекта персональных данных; для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве; для предоставления государственной или муниципальной услуги; для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; для осуществления профессиональной деятельности журналиста или законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных; в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных; обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе; обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, в силу положений ст. 7 Закона № 152- ФЗ обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором (ст. 9 Закона № 152-ФЗ).
Протоколом совещания у заместителя главы ЗГО по инфраструктуре решено с 01 апреля 2012 года в районе машзавода вернуться к единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 56).
Согласно дополнительного соглашения № 1 к договору оказания услуг № 1-1/u-2012, заключенному 30.03.2012 г. между МУП «Водоснабжение Златоустовского городского округа» и МУП ЗГО «РКБ» заключенный сторонами договор оказания услуг расторгается с 01.04.2012 г.
В соответствии с дополнительным соглашением № 5 к договору оказания услуг №1-1/юр-2010 от 01.01.2010 г., заключенным 1.04.2012 г. между ООО «УК «КГХ» и МУП «РКБ», с 1 апреля 2012 г. МУП ЗГО «РКБ» изгттавливает и направляет жителям единый счет-квитанцию согласно утвержденной форме – Приложению № 2 к договору, с 1.04.2012 г. МУП ЗГО «РКБ» передает ООО «УК «КГХ» электронную базу данных по плательщикам жилищно-коммунальных услуг
При таких обстоятельствах отказ прокурора г. Златоуста от заявленных требований судом принимается, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст. 39, абз. 4 ст. 220, 221, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Принять отказ прокурора г. Златоуста от иска, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа, МУП «Расчетно-кассовое бюро», МУП «Водоснабжение» о признании агентского договора недействительным, признании действий незаконными.
Производство по гражданскому делу № 2-590/2012 по заявлению прокурора города Златоуста в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа, МУП «Расчетно-кассовое бюро», МУП «Водоснабжение» о признании агентского договора недействительным, признании действий незаконными прекратить.
Повторное обращение в суд с этим же заявлением, по этим же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 15 дней через суд, его вынесший.
Председательствующий А.Е. Максимов