Дело № 2-1006/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием истца Радионова О.В., представителя ответчика ГУ УПФР Кобяковой В.С., гражданское дело по иску Радионовой О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о восстановлении срока для обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего,
у с т а н о в и л :
Радионова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФР), в котором просит восстановить срок для обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего ФИО1.
В обоснование своих требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО1, который при жизни был застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, о чем имеется страховое свидетельство. После смерти сына на его индивидуальном лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в ГУ УПФ о выплате пенсионных накоплений сына ей, однако в выплате пенсионных накоплений сына ей было отказано в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока. Установленный законом шестимесячный срок для обращения в ГУ УПФР ею пропущен по причине отсутствия знания закона, о пенсионных накоплениях сына ей не было известно.
В судебном заседании истица Радионова О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ УПФР в г. Златоусте Кобякова В.С. действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), с иском не согласилась.
В отзыве на исковое заявление указали, что ДД.ММ.ГГГГ с нарушением установленного законодательством шестимесячного срока подачи заявлений о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших, в ГУ УПФР в г.Златоусте обратился правопреемник ФИО1 – Радионова О.В.. В специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1 имеется сумма средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемникам. В данном случае срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений пропущен. В удовлетворении исковых требований Радионова О.В. просили отказать (л.д.10-11).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Радионова О.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
В силу п.3 ст.38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3, 4, 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета (утв. постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. N 741) правопреемники имеют право на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений (п.3). Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, правопреемникам по заявлению производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства. При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата этих средств правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди (п.4).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте Челябинской области умер ФИО1 (копия свидетельства о смерти-л.д.5), который приходился сыном истицы Радионова О.В. (копия свидетельства о рождении л.д.6).
ФИО1 являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования в РФ. На момент смерти накопительная часть пенсии не была ему назначена, поскольку ФИО1 не достиг пенсионного возраста (родился ДД.ММ.ГГГГ).
Из письма ГУ УПФР в г.Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8) следует, что ДД.ММ.ГГГГ Радионова О.В. обратилась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ Однако данное заявление было возвращено Радионова О.В. в связи с тем, что подано по истечении шестимесячного срока с даты смерти застрахованного лица с нарушением установленного законом срока.
Как пояснила в судебном заседании истица, ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО1. О пенсионном накоплении она узнала, когда получила письмо из пенсионного фонда. Это было письмо-приглашение о том, что у сына есть пенсионное накопление и ее приглашают прийти, как правопреемника. До получения указанного письма она не знала о том, что есть такое положение. Пояснила, что она не обратилась в ГУ УПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений сына в установленный законом шестимесячный срок после его смерти по причине отсутствия знания закона, о пенсионных накоплениях сына ей не было известно, других уважительных причин пропуска данного срока истица не имеет.
Правопреемником первой очереди после смерти ФИО1 является его мать Радионова О.В. в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который определяется годами, месяцами, неделями, днями и ли часами (п. 1).
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями № 2 или № 3 к настоящим Правилам.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
На момент рассмотрения дела срок для обращения Радионова О.В. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений истек. Процедура и основания для восстановления пропущенного срока для обращения с таким заявлением действующим законодательством не урегулирована.
Согласно ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующего сходные отношения (аналогия закона).
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2008 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г.) восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учётом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объёме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Однако, Радионова О.В. никаких иных доводов относительно уважительности причин пропуска срока для обращения в УПФР, кроме как отсутствие знания закона, суду не приведено.
Вместе с тем, суд полагает, что приведенные истцом доводы не свидетельствуют об уважительности причин пропуска установленного законом срока. Как пояснила сама истица, она не обратилась в ГУ УПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений сына в установленный законом шестимесячный срок после его смерти по причине отсутствия знания закона, о пенсионных накоплениях сына ей не было известно. Уважительных причин пропуска данного срока истица не имеет.
Истица Радионова О.В. имеет среднее специальное образование, как следует из ее пояснений, в настоящее время находится на пенсии, иногда подрабатывает бухгалтером, до выхода на пенсию работала главным бухгалтером, пользуется интернетом.
Каких-либо доказательств о специфических особенностях личности заявителя, влияющих на реализацию ею предусмотренного законом права обратиться с заявлением в орган ПФР, суду не предоставлено.
Истица должна была обратиться в ГУ УПФР до ДД.ММ.ГГГГ, однако обращение последовало только ДД.ММ.ГГГГ., т.е. с нарушением установленного законодательством шестимесячного срока подачи заявлений о выплате пенсионных накоплений.
В соответствии с п. 8 раздела 1 правил № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», территориальные органы Пенсионного фонда РФ обязаны принимать меры по извещению правопреемников, только в том случае, если застрахованным лицом при жизни путем подачи соответствующего заявления в УПФР определен круг правопреемников, которые по его мнению должны получить средства его пенсионных накоплений в случае его смерти. Из отзыва ответчика следует, что от ФИО1 подобных обращений в УПФР не было зарегистрировано.
Признание уважительности пропуска срока обращения за выплатой пенсионных накоплений не должно ограничиваться только отсутствием грамотности в вопросах пенсионного законодательства.
Как пояснила представитель ответчика, информирование населения о возможности получения денежных средств, имеющих в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, осуществляется через официальные издания, средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, сеть Интернет. В частности, ГУ УПФР регулярно публикует статьи в газетах местного значения («Златоустовский рабочий», «Городок», «Златоустовский металлург», «Трудовая честь», «Метро»). ДД.ММ.ГГГГ была одна публикация в газете «Златоустовский металлург», разъясняющая порядок обращения за выплатой пенсионного накопления. На сайте отделения пенсионного фонда тоже размещена соответствующая информация.
Как пояснила истец, она пользуется сетью Интернет, имеет средне-специальное образование и имела возможность читать газеты, соответственно могла быть информирована о порядке обращения за выплатой пенсионного накопления умершего застрахованного лица. Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока, суду не предоставлено.
Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Радионова О.В. о восстановлении срока для обращения в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Радионовой О.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: А.А. Яковлева
Решение не вступило в законную силу