Дело № 2-942/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2012 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Барабошкиной М.М. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности,
установил:
Барабошкина М.М. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрация ЗГО) о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан, возложении обязанности принять на учет согласно поданному заявлению.
В обоснование своих требований сослалась на то, что является ветераном Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЗГО было вынесено распоряжение № согласно которому ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан. Указанное распоряжение считает незаконным. Она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, однако полагает, что является не обеспеченной жилым помещением и нуждается в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан, так как ее жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Квартира, в которой она проживает, состоит из одной комнаты, в ней отсутствует кухня, она готовит на электрической плите, установленной в комнате. В квартире отсутствует туалет и ванная, они являются местами общего пользования и находятся в антисанитарном состоянии.
Истец Барабошкина М.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.(л.д.17)
Представитель истца Кириченко Н.В., действующая на основании нотариальной доверенности (л.д.5), настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Балыков М.А., действующий на основании доверенности (л.д.19-21), с исковыми требованиями не согласился.
В отзыве на исковое заявление указал, что согласно выписке из ЕГРПНИиСН от ДД.ММ.ГГГГ № № на праве собственности у Барабошкиной М.М. имеется жилое помещение в виде однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>. В выписке из поквартирной карточки указана жилая площадь комнаты, принадлежащей истице, которая составляет 21 кв.м. в доме коридорного типа (туалет, душ на этаже на 15 комнат, в комнате есть горячая и холодная вода). Зарегистрирована она по данному адресу одна. Таким образом, на праве собственности у Барабошкиной М.М. имеется жилое помещение, общая площадь которого составляет более учетной нормы. Документов. подтверждающих, что жилое помещение признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, не имеется (л.д.18).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Барабошкиной М.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истица является ветераном Великой отечественной войны и имеет право на получение льгот, предусмотренных ст.20 ФЗ «О ветеранах» (копия удостоверения-л.д.14).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Барабошкина М.М. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан как ветеран ВОВ (л.д.25).
Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан» Барабошкиной М.М. отказано в принятии на учет. (л.д. 6)
Положениями ст.20 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Челябинской области меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, установлены положениями ст.3 Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области". Однако, содержащийся в этой статьей перечень мер социальной поддержки не предусматривает обеспечение данной категории ветеранов жилыми помещениями.
Кроме того, на данную категорию ветеранов не распространяются положения Закона Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Вместе с тем, на территории Златоустовского городского округа Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 03.11.2009 г. N 77-ЗГО "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан" (с изменениями от 3 ноября 2011 г.) принято Положение о жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с п.2 данного Положения право на жилые помещения, предоставляемые по настоящему решению в пожизненное пользование или для временного проживания, имеют проживающие и зарегистрированные (по месту жительства либо по месту пребывания) на территории Златоустовского городского округа и являющиеся не обеспеченными жилым помещением, признанные нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения ветераны Великой Отечественной войны, указанные в статье 2 Федерального Закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к числу которых относятся и лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями признаются следующие граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения:
1) не имеющие жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма;
2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
3) имеющие жилое помещение на праве собственности или по договору социального найма, но общая площадь на одного человека менее учетной нормы, утвержденной решением Собрания депутатов ЗГО.
Таким образом, истица в силу указанных нормативных актов вправе претендовать на получение на территории Златоустовского городского округа жилого помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан только в случае признания ее нуждающейся в жилом помещении по основаниям указанным в п.6 Положения. Следовательно, юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта нуждаемости Барабошкиной в жилом помещении.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время жилье по договору социального найма предоставляется гражданам при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, которые определены ст. 51 ЖК РФ в порядке, установленном ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика оспариваемое ������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????������������????????????�?�?�??Й?��?Й????????????�?�?�??Й?��?Й???????????J?J?J??????????????????�?�?�??Й?��?Й?????????J?J?J?????????????????J??????Й?Й?????????J?J?J????Й?Й????????
Суд находит доводы представителя ответчика обоснованными.
Как следует из иска и подтверждается имеющими в деле выписками из ЕГРПНИиСН Барабошкина М.М. является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 21 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о регистрации права-л.д.9, выписка из ЕГРПНИиСН-л.д.27).
Согласно справке МУП «РКБ» (л.д. 10) Барабошкина М.М. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована в <адрес> в <адрес> указанной квартиры составляет 21 кв.м., в том числе жилая площадь – 21 кв.м. (карточка лицевого счета-л.д.10, выписка из технического пасопрта-л.д.7-8).
Общая площадь указанной квартиры превышает установленную Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 мая 2009 г. N 22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" учетную норму площади жилого помещения - 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и в отдельных квартирах многоквартирных домов, и 6 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.
Поскольку Барабошкина М.М. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 21 кв.м., что значительно превышает учетную норму по ЗГО, то у нее не имеется оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В обоснование требований представитель истца ссылается на то, что Барабошкина М.М. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, поскольку принадлежащая ей квартира не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, т.к. состоит из одной комнаты, в ней отсутствует кухня, готовит истец на электрической плите, установленной в комнате. В квартире отсутствует туалет и ванная, они являются местами общего пользования и находятся в антисанитарном состоянии.
Однако, суд находит данные доводы ошибочными и основанными на неверном толковании закона.
В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Данное Положение устанавливает помимо требований к жилому помещению также порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. (п.1 Положения)
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).(п.47 Положения) При этом признание помещения непригодным для проживания производится по основаниям, предусмотренным п.п.33-41 Положения.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами постановлением Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от 29 января 2010 г. N 29-п была создана межведомственная комиссия Златоустовского городского округа для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в задачи которой входит рассмотрение вопросов, связанных с признанием помещений муниципального жилищного фонда жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и принятие по ним одного из решений, в числе которых, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Анализ вышеуказанных норм, позволяет суду прийти к выводу, что решение вопроса о соответствии жилого помещения установленным требованиям отнесено только к компетенции вышеуказанной комиссии. Администрация ЗГО и суд не наделены правом самостоятельно принимать подобные решения.
Как следует из пояснений представителя истца, Барабошкина не обращалась в Межведомственную комиссию ЗГО с заявлением о признании квартиры непригодной для проживания.
Поскольку ответчиком Барабошкиной не было представлено заключение комиссии о несоответствии принадлежащей ей квартиры требованиям, установленным к жилым помещениям, то у администрации ЗГО не было оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Также и суду не представлено доказательств того, что однокомнатная квартира № общей площадью 21 кв. м. по адресу <адрес>, была признана межведомственной комиссией ЗГО не пригодной для проживания. Тот факт, что квартира состоит из одной комнаты и в ней отсутствует кухня, туалет и ванная, сам по себе не может являться основанием для признания Барабошкиной нуждающейся в жилом помещении. Истец с момента приобретения квартиры в 1999 году и по настоящее время проживает в ней, однако не получала заключения вышеуказанной межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) своего жилья для проживания.
Как следует из акта проверки жилищных условий заявителя (л.д.28), в <адрес> в <адрес> проведена холодная и горячая вода, туалет и душ находятся в конце коридора, всего по коридору 15 квартир.
Таким образом, пп.1 п.2 распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Барабошкиной М.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для социальной защиты отдельных категорий граждан, является законным и обоснованным, поскольку у ответчика отсутствовали основания для принятия истицы на учет. Следовательно, исковые требования о признании данного распоряжения незаконным и возложении обязанности принять Барабошкину на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Барабошкиной М.М. в удовлетворении исковых требований к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным пункта 2 распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу.