Дело № 2-903/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 24 апреля 2012 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Закировой С.Л.
при секретаре Акатышеве А.Н.,
с участием прокурора Сайко Л.Н.,
ответчика Алёхина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> к Алёхину В.С. об устранении препятствий по пользованию земельным участком,
у с т а н о в и л:
Златоустовский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> обратился в суд с иском к Алёхину В.С., в котором просит обязать последнего устранить препятствия по пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно переместить гараж за пределы полосы отвода ЮУЖД.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании договора аренды земельного участка №107-04 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» был передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, находящийся в собственности РФ, расположенный по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск» линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. Пк0)- ПКК (1914 км ПК7+13 м), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0+88 м.) «Калино – Бердяуш» линия «Дружинино – Бердяуш», часть участка ПКО (489 км ПК5+79м)-ПКК (495ПК 0+19м.) общей площадью 4622200 кв.м, сроком на 49 лет. Алёхин В.С. в целях хранения личного автомобиля, установил два металлических гаража на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км. направления «Самара – Челябинск» перед жилым домом №176 по <адрес> в <адрес>, при этом место размещения гаражей Алёхиным В.С. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» не согласовывал, договор на право пользования земельным участком не заключил. До настоящего времени Алёхин В.С. вместе со своим сыном пользуются указанными гаражами для хранения личного автотранспортного средства, мер к оформлению правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок не предпринимают. Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в полосе отвода, на котором расположены указанные гаражи, является федеральной собственностью, переданной в аренду ОАО «РЖД» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №107-04.
В судебном заседании старший помощник транспортного прокурора ФИО4 уточнила заявленные требования и окончательно просила обязать Алёхина В.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать гаражи – металлические конструкции, установленные на спорном земельном участке (л.д. 39-42).
Представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 31).
Представитель третьего лица Открытого акционерного общества «Российские железные дороги в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в своё отсутствие указав в письменном отзыве, что с исковыми требованиями Златоустовского транспортного прокурора об устранении препятствий к пользованию земельным участком, находящимся в полосе отвода ОАО «РЖД», согласна. Полагает данные требования законными и подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время законные основания для нахождения гаража ответчика на спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 30, 33).
Ответчик Алёхин В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал, что поскольку он является инвали<адрес> группы, в 1999 году он получил разрешение в отделе архитектуры <адрес> на размещение металлического гаража для личного транспорта. Указанный гараж был им поставлен. Однако на согласованном месте из-за прорыва коллектора гараж простоял недолго, в связи с аварией его пришлось перенести на другое место. Кроме того, он приобрёл ещё один гараж, на который каких-либо документов не было. О том, что гаражи расположены на полосе отвода ЮУЖД ему неизвестно, данное обстоятельство оспаривается, поскольку ранее никаких полос отвода не было. Однако каких – либо опровергающих доказательств у него не имеется, с замерами полученными инженером – геодезистом ПСГ ФИО6 согласен. В настоящее время он занимается оформлением документов на спорный земельный участок, а именно, об его отводе на праве субаренды.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статьей 17 ЗК РФ и ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Согласно положениям ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги»» предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «Российские железные дороги».
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц предусматривает, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя (пп.12, 13).
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ст.4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что за субъектом права Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на объект права единое землепользование (землевладение) площадью 4622200 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги: «Самара-Челябинск» линия: «Аша-Челябинск», части участка: ПКО (1899 км ПКО) – ПКК (1914 км ПК 7 +13 км), ПКО (1923 км ПКО) – ПКК (1962 км ПКО + 88м) «Калино-Бердяуш» линия: «Дружинино-Бердяуш», часть участка: ПКО (489 км ПК 5 + 79 м) – ПКК (495 ПКО +19м) (л.д. 6).
Из акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), распоряжения №1787-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), соглашения 1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8) и приложения к нему (л.д. 9-14), судом установлено, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 4622200 кв.м, в период с ДД.ММ.ГГГГ был передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, действующему от имени Российской Федерации, в аренду Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» сроком на 49 лет для его использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из объяснений старшего помощника транспортного прокурора ФИО4 следует, что Алёхин В.С. в целях хранения личного автомобиля, установил два металлических гаража на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км направления «Самара – Челябинск» перед жилым домом №176 по <адрес> в <адрес>, при этом место размещения гаражей Алёхиным В.С. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» не согласовывал, договор на право пользования земельным участком не заключил. До настоящего времени Алёхин В.С. вместе со своим сыном пользуются указанными гаражами для хранения личного автотранспортного средства, мер к оформлению правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок не предпринимают.
Из письменных объяснений Алёхина В.С., данными ДД.ММ.ГГГГ помощнику Златоустовского транспортного прокурора, следует, что в 1999 года им был установлен металлический гараж для личного транспорта. В целях согласования размещения гаража он обратился в отдел архитектуры <адрес>. После согласования инспектором ГАСН и начальником архитектуры и градостроительства ему было выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ об установке металлического гаража. Однако на согласованном месте гараж простоял не долго, так как в связи с аварией коллектора гараж пришлось переставить на другое место. О том, что земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги ему не было известно. Какого – либо договора о предоставлении земельного участка под размещение гаража им не заключалось, за заключением такого договора он не обращался ни к представителям организации железной дороги, ни в городскую администрацию. О том, что нужен был договор на земельный участок ему не было известно (л.д. 24).
В судебном заседании ответчик Алёхин В.С. вышеуказанные объяснения не отрицал, также указал, что в настоящее время он занимается оформлением документов на спорный земельный участок, а именно, об его отводе на праве субаренды.
Из ответа начальника службы управления имуществом ЮУЖД ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на гаражи Алёхина неоднократно вывешивались объявления о необходимости заключения договора на земельный участок под ними (л.д. 27).
Вместе с тем, ответчиком вышеуказанные сведения игнорировались, договор аренды земельного участка под спорными гаражами до настоящего времени не оформлен.
Ссылка Алёхина В.С. на наличие у него разрешения № 267439 от ДД.ММ.ГГГГ на установку металлического гаража (л.д. 26), суд не может принять во внимание, поскольку из его же собственных пояснений следует, что в связи с аварией коллектора гараж был перенесён им на другое место, не согласованное ни с представителями ЮУЖД, ни с представителями УАиГ администрации Златоустовского городского округа. Данное разрешение им было получено на один гараж, а в настоящее время он использует два гаража.
С учётом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает установленным, что ответчик до настоящего времени пользуется земельными участками под металлическими гаражами без каких-либо правоустанавливающих документов на них.
Доводы транспортного прокурора о том, что гаражи Алёхина В.С. расположены в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км направления «Самара – Челябинск» подтверждаются материалами дела: копией кадастрового плана (л.д. 19) и выводами руководителя проектно-сметной группы ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» (л.д. 18).
В частности, из указанного ответа руководителя ПСГ ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД следует, что для выявления местоположения восьми металлических гаражей, расположенных во дворе дома № 174-178 по <адрес> в <адрес>, относительно полосы отвода ЮУЖД, был направлен инженер – геодезист проектно – сметной группы ФИО6, которым были произведены следующие работы: 1) Проведен анализ кадастрового альбома с материалами по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги направлением «Самара – Челябинск», Челябинского отделения ЮУЖД, для установления границы полосы отвода на данном участке – 74:25:0000000:0001; 2) Проведено полевое обследование участка территории, находящегося во дворе дома № 174-178 по <адрес> в <адрес>; 3) Проведено определение площади земельного участка, занятого металлическими гаражами; 4) Вынесены в натуру точки границ землепользования. Граница полосы отвода ЮУЖД находится на расстоянии 116,7 от оси девятого станционного пути, по которому проводились расчеты, и находится на пикете 1941 км 24 метра по общему километражу транссибирского хода. Точка поворота полосы отвода имеет координаты: 55011,894/ северной широты, 59042,834/ восточной долготы. В городской системе координат данная точка имеет следующие значения: Х=969,80м У=3370,05м. Чтобы не оперировать величинами, превышающими сотни метров, выбрана методика определения границы полосы отвода, когда привязка линии, разделяющая городские земли и земли, принадлежащие ЮУЖД, производится от стен зданий. В данном случае, граница полосы отвода находится на расстоянии 12 метров от внутреннего фасада, то есть от дворовой стены домов №№ 174-176, находящихся на <адрес> определения границы землепользования использовался графический способ. При данном способе точность составляет 0,2 м. Для вынесения границы землепользования на местности, был использован створный и створно–линейный способ. Данным способом створно-линейных засечек было определено, что от стены дома № 176 до металлического гаража №4, расстояние составило 12,25 м, то есть гараж находится в полосе отвода. Остальные семь гаражей, находящиеся в дворовой территории, значительно превышают установленную величину в 12 метров. По результатам обследования установлено, что все восемь металлических гаражей находятся в полосе отвода ЮУЖД, а также выявлено, что общая площадь участка земли, который занимают восемь металлических гаражей, составляет 160 кв.м. (л.д. 18).
У суда нет оснований подвергать сомнению изложенные выводы инженера проектно-сметной группы ФИО6, поскольку данными о его какой – либо заинтересованности в исходе дела суд не располагает, при этом учитывает, что проектно-сметная группа ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» имеет соответствующие свидетельства на проведение инженерно-геодезических изысканий (л.д. 20-23).
Кроме того, суд учитывает, что указанные выводы, а также полученные результаты замеров и отраженное на кадастровом плане местонахождение его гаражей, ответчиком Алёхиным В.С. не оспорены. Каких – либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что гаражи расположены за полосой отвода ЮУЖД, ответчиком не представлено.
Статьями 301, 304, 305 ГК РФ определено, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с п.2, 3 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> об обязании Алёхина В.С. устранить препятствия по пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать два гаража – металлические конструкции, установленные на спорном земельном участке.
Срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным, не нарушает каким - либо образом права ответчика.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход Златоустовского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>» удовлетворить.
Обязать Алёхина В.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк 0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК 0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать два гаража – металлические конструкции, установленные во дворе дома № 176 по <адрес> в <адрес>.
Взыскать с Алёхина В.С. государственную пошлину в доход Златоустовского городского округа в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: С.Л. Закирова
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ