Об устранении препятствий к пользованию земельным участком



Дело № 2-907/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст 24 апреля 2012 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                 Закировой С.Л.

при секретаре                      Акатышеве А.Н.,

с участием прокурора                        Сайко Л.Н.,

ответчика                                Лаврецкого О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> к Лаврецкому О.К. об устранении препятствий по пользованию земельным участком,

у с т а н о в и л:

Златоустовский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> обратился в суд с иском к Лаврецкому О.К., в котором просит обязать последнего устранить препятствия по пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), между домами №176-178 по <адрес> в <адрес>, а именно переместить гараж за пределы полосы отвода ЮУЖД.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании договора аренды земельного участка №107-04 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» был передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, находящийся в собственности РФ, расположенный по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск» линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. Пк0)- ПКК (1914 км ПК7+13 м), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0+88 м.) «Калино – Бердяуш» линия «Дружинино – Бердяуш», часть участка ПКО (489 км ПК5+79м)-ПКК (495ПК 0+19м.) общей площадью 4622200 кв.м, сроком на 49 лет. Лаврецкий О.К. в 2011 году в целях хранения личного автомобиля, установил металлический гараж на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км. направления «Самара – Челябинск» в междворовом пространстве жилых домов №176 и 178 по <адрес> в <адрес>, при этом место размещения гаража Лаврецким О.К. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» не согласовывал, договор на право пользования земельным участком не заключил. До настоящего времени Лаврецкий О.К. пользуется указанным гаражом для хранения личного автотранспортного средства, мер к оформлению правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок не предпринимает. Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в полосе отвода, на котором расположен гараж Лаврецкого О.К., является федеральной собственностью, переданной в аренду ОАО «РЖД» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №107-04.

В судебном заседании старший помощник транспортного прокурора Сайко Л.Н. уточнила заявленные требования и окончательно просила обязать Лаврецкого О.К. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать гараж – металлическую конструкцию, установленную на спорном земельном участке (л.д. 33-36).

Представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 27).

Представитель третьего лица Открытого акционерного общества «Российские железные дороги в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в своё отсутствие указав в письменном отзыве, что с исковыми требованиями Златоустовского транспортного прокурора об устранении препятствий к пользованию земельным участком, находящимся в полосе отвода ОАО «РЖД», согласна. Полагает данные требования законными и подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время законные основания для нахождения гаража ответчика на спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 26, 29).

Ответчик Лаврецкий О.К. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями, а также указал суду, что не оспаривает то обстоятельство, что им был установлен металлический гараж на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД. В настоящее время он занимается оформлением документов на спорный земельный участок, а именно, об его отводе на праве субаренды.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статьей 17 ЗК РФ и ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Согласно положениям ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги»» предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «Российские железные дороги».

Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц предусматривает, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя (пп.12, 13).

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ст.4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что за субъектом права Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на объект права единое землепользование (землевладение) площадью 4622200 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги: «Самара-Челябинск» линия: «Аша-Челябинск», части участка: ПКО (1899 км ПКО) – ПКК (1914 км ПК 7 +13 км), ПКО (1923 км ПКО) – ПКК (1962 км ПКО + 88м) «Калино-Бердяуш» линия: «Дружинино-Бердяуш», часть участка: ПКО (489 км ПК 5 + 79 м) – ПКК (495 ПКО +19м) (л.д. 6).

Из акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), распоряжения №1787-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39), соглашения 1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8) и приложения к нему (л.д. 9-14), судом установлено, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 4622200 кв.м, в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¦&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?????????????????&#0;??????????????h&#0;????????????h&#0;???????????????h&#0;???????????&#0;??????????&#0;??????????&#0;?????????????????????

    Из объяснений старшего помощника транспортного прокурора Сайко Л.Н. следует, что Лаврецкий О.К. в 2011 году в целях хранения личного автомобиля, установил металлический гараж на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км. направления «Самара – Челябинск» в междворовом пространстве жилых домов №176 и 178 по <адрес> в <адрес>, при этом место размещения гаража Лаврецким О.К. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» не согласовывал, договор на право пользования земельным участком не заключил. До настоящего времени Лаврецкий О.К. пользуется указанным гаражом для хранения личного автотранспортного средства, мер к оформлению правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок не предпринимает.

    В соответствии с письменными объяснениями Лаврецкого О.К., полученными ДД.ММ.ГГГГ помощником Златоустовского транспортного прокурора, следует, что в 2011 году около своего дома он решил установить металлический гараж для личного транспорта. С этой целью он обратился к бригадиру ЭЧ-2 и бригадиру ШЧ для согласования места установки гаража относительно безопасности электрооборудования и систем связи, проходивших по земельному участку на котором он намеревался установить гараж. Бригадирами указанных подразделений (дистанции электроснабжения и дистанции связи) были проведены обследования, и было данное ему устное разрешение на установку гаража. При этом было рекомендовано установить гараж на деревянные шпалы в целях легкого демонтажа в случае возникновения необходимости убрать гараж. Данное устное разрешение бригадиров он воспринял как разрешение на занятие земельного участка под гараж. Никаких документов при этом не оформлялось. Примерно в декабре 2011 года он обратился к начальнику технического отдела ПЧ – 2 (Златоустовская дистанция пути) ФИО5 об оформлении установки гаража. Собрал необходимые документы и отдал ему. О том, куда ФИО5 отправил данные документы ему не известно. Кроме ФИО5 он никуда больше не обращался, письма в Южно – Уральскую железную дорогу (филиал ОАО «РЖД») он не отправлял, обращение о заключении договора субаренды он не направлял. О том, что земельный участок, на котором расположен гараж, относится к федеральной собственности и является полосой отвода железной дороги ему известно (л.д. 20).

В судебном заседании ответчик Лаврецкий О.К. вышеуказанные объяснения не отрицал, также указал, что в настоящее время он занимается оформлением документов на спорный земельный участок, а именно, об его отводе на праве субаренды.

С учётом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает установленным, что ответчик до настоящего времени пользуется гаражом без каких-либо правоустанавливающих документов на него.

    Доводы транспортного прокурора о том, что гараж Лаврецкого О.К. расположен в полосе отвода ЮУЖД – 1941 км направления «Самара – Челябинск» не оспариваются ответчиком, а кроме того, данные обстоятельства также подтверждаются материалами дела: копией кадастрового плана (л.д. 17) и выводами руководителя проектно-сметной группы ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» (л.д. 16).

    В частности, из указанного ответа руководителя ПСГ ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД следует, что для выявления местоположения восьми металлических гаражей, расположенных во дворе дома № 174-178 по <адрес> в <адрес>, относительно полосы отвода ЮУЖД, был направлен инженер – геодезист проектно – сметной группы ФИО6, которым были произведены следующие работы: 1) Проведен анализ кадастрового альбома с материалами по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги направлением «Самара – Челябинск», Челябинского отделения ЮУЖД, для установления границы полосы отвода на данном участке – 74:25:0000000:0001; 2) Проведено полевое обследование участка территории, находящегося во дворе дома № 174-178 по <адрес> в <адрес>; 3) Проведено определение площади земельного участка, занятого металлическими гаражами; 4) Вынесены в натуру точки границ землепользования.     Граница полосы отвода ЮУЖД находится на расстоянии 116,7 от оси девятого станционного пути, по которому проводились расчеты, и находится на пикете 1941 км 24 метра по общему километражу транссибирского хода. Точка поворота полосы отвода имеет координаты: 55011,894/ северной широты, 59042,834/ восточной долготы. В городской системе координат данная точка имеет следующие значения: Х=969,80м У=3370,05м. Чтобы не оперировать величинами, превышающими сотни метров, выбрана методика определения границы полосы отвода, когда привязка линии, разделяющая городские земли и земли, принадлежащие ЮУЖД, производится от стен зданий. В данном случае, граница полосы отвода находится на расстоянии 12 метров от внутреннего фасада, то есть от дворовой стены домов №№ 174-176, находящихся на <адрес> определения границы землепользования использовался графический способ. При данном способе точность составляет 0,2 м. Для вынесения границы землепользования на местности, был использован створный и створно–линейный способ. Данным способом створно-линейных засечек было определено, что от стены дома № 176 до металлического гаража №4, расстояние составило 12,25 м, то есть гараж находится в полосе отвода. Остальные семь гаражей, находящиеся в дворовой территории, значительно превышают установленную величину в 12 метров. По результатам обследования установлено, что все восемь металлических гаражей находятся в полосе отвода ЮУЖД, а также выявлено, что общая площадь участка земли, который занимают восемь металлических гаражей, составляет 160 кв.м. (л.д. 16, 17).

У суда нет оснований подвергать сомнению изложенные выводы инженера проектно-сметной группы ФИО6, поскольку данными о его какой – либо заинтересованности в исходе дела суд не располагает, при этом учитывает, что проектно-сметная группа ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» имеет соответствующие свидетельства на проведение инженерно-геодезических изысканий (л.д. 18-19).

Кроме того, суд учитывает, что указанные выводы, а также полученные результаты замеров и отраженное на кадастровом плане местонахождение его гаража, ответчиком Лаврецким О.К. не оспорено.

Статьями 301, 304, 305 ГК РФ определено, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В соответствии с п.2, 3 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> об обязании Лаврецкого О.К. устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать гараж – металлическую конструкцию, установленную на спорном земельном участке.

Срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным, не нарушает каким - либо образом права ответчика.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход Златоустовского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>» удовлетворить.

Обязать Лаврецкого О.К. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк 0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК 0 +88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать гараж – металлическую конструкцию, установленный во дворе дома № 176 по <адрес> в <адрес>.

Взыскать с Лаврецкого О.К. государственную пошлину в доход Златоустовского городского округа в размере 200 (двести) рублей.

    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий:              С.Л. Закирова

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ