Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи: Квашниной Е.Ю.,
при секретаре: Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заедании в помещении городского суда с участием помощника прокурора <адрес> Козловой С.Г., представителя ответчиков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ю.А. Гагарина», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением иностранного языка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 90», МКУ Управление образования ЗГО Чеснокова А.И.,
гражданское дело по искам прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 и. Ю.А.Гагарина», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением иностранного языка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 90», МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию ограждения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. Ю.А Гагарина», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением иностранного языка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, администрации Златоустовского городского округа, уточнив заявленные требования заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру школ, обязать ответчиков выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовав ограждение по периметру территории МБОУ «СОШ №» (т.1 л.д. 73-75, т.2 л.д. 109-113, 189-190), МБОУ «СОШ №» (т.1 л.д. 49-51, т. 2 л.д. 114-118, 193-194), МБОУ «СОШ №» (т. 1 л.д. 197-198, т.2 л.д.124-128, 195-196); отсутствующие участки ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д.162-164, т. 2 л.д. 94-98, 185-186), МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 96-98, т.2 л.д.104-108, 187-188); восстановить часть ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ №»: одну секцию справа от въезда на стадион школы; четыре секции в ограждении школы напротив <адрес> в <адрес> (т. 1 л.д. 2-4, т.2 л.д. 119-123, 191-192).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой г. Златоуста проверки образовательных учреждений ЗГО на предмет антитеррористической защищенности, установлено, что в МОУ СОШ № в нарушение требований законодательства о противодействии терроризму не принимается достаточных мер, обеспечивающих антитеррористическую защищенность учреждения, а именно, имеет место полное отсутствие ограждения по периметру территории школ №№ №, частичное отсутствие ограждения по периметру территории школ №№ №, тогда как в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Отсутствие ограждения по периметру территории общеобразовательных учреждений делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта и свободное проникновение на территорию школы посторонних лиц, что нарушает права учащихся на безопасное пребывание в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности.
Администрация ЗГО, как Учредитель общеобразовательных учреждений и МБУ Управление образования ЗГО, как наделенный частью полномочий Учредителя и главный распорядитель бюджетных средств ЗГО в отношении образовательных учреждений, а также сами общеобразовательные учреждения, достаточных мер к обеспечению антитеррористической защищенности учреждений не принимают, бездействует в решении вопросов по оборудованию территорий школ ограждением в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчиков МБОУ СОШ №№ № Чесноков А.И., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.157-162), с исковыми требованиями прокурора г. Златоуста согласился в части возложения на общеобразовательные учреждения обязанности по оборудованию ограждения по периметру территорий школ, возражает против признания их бездействия незаконным, поскольку на указанные мероприятия средства из бюджета ЗГО не выделяются.
Представитель ответчика МКУ Управление образования ЗГО Чесноков А.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 26), с исковыми требованиями не согласен по изложенным основаниям в письменных возражениях на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 234-236). Дополнительно суду пояснил, что учредителем общеобразовательных учреждений является муниципальной образование ЗГО в лице администрация ЗГО, которая не передала МКУ Управление образования ЗГО полномочий учредителя в полном объеме, в связи с чем, оснований возлагать на ответчика обязанность по выполнению мероприятий по ограждению территории школ не имеется.
Из возражений на иск следует, что требование о наличии ограждения по периметру территории общеобразовательного учреждения было установлено СанПин 2.4.2.1178-02, действовавших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, СанПин 2.4.2.2821-10, введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ Закрепленные на праве оперативного управления за общеобразовательными учреждениями здания школ были построены и введены в эксплуатацию до введение в действие санитарных норм и правил, на тот период наличие ограждения по периметру территорий школ не было предусмотрено ни нормативными актами, ни проектом на здания. Для выполнения работ по ограждению территории школ требуются значительные финансовые средства, однако они в смете расходов на указанные цели отсутствуют. Являющийся отраслевым органом администрации ЗГО, МКУ Управление образования ЗГО принимает меры к выполнению мероприятий по ограждению территорий школ в соответствии с утвержденной приказом МУ Управление образования ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ ведомственной целевой программой «Ремонт и противопожарные мероприятия в муниципальных образовательных учреждениях Златоустовского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ г.», включив в указанную программу мероприятия по ограждению территорий школ №№ №. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств ЗГО, выделяемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений и прочих учреждений, созданных для обеспечения их деятельности, но ответственность по своим обязательствам муниципальное бюджетное учреждение в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ несет самостоятельно. В связи с этим, считает, что исковые требования к администрации ЗГО и МКУ Управление образования ЗГО прокурором предъявлены необоснованно, надлежащим ответчиком по делу должны быть общеобразовательные учреждения – школы.
Представитель ответчика администрации ЗГО о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (т.2 л.д. 154-155, 183). Согласно представленному отзыву на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 90-91) считает исковые требования к администрации ЗГО не подлежащими удовлетворению, поскольку мероприятия по ограждению территорий образовательных учреждений реализуются в порядке исполнения муниципального задания, которое формируется учредителем. Частью полномочий учредителя, в том числе по формированию муниципального задания в отношении ответчиков - школ и финансированию обеспечения его выполнения распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № наделено МКУ Управление образования ЗГО. Согласно ст. 32 ФЗ от 10.07.1992 г. № 3266-1 образовательное учреждение вопросы по ограждению территорий должны решать самостоятельно в рамках выданного МКУ Управление образования ЗГО муниципального задания и предоставленной целевой субсидии.
Представитель третьего лица ОМС КУИ ЗГО о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие (т.2 л.д. 152, 153, 184). Согласно отзывам на исковые требования прокурора г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 57-84) считает, что мероприятия по антитеррористической защищенности в виде оборудования ограждения по периметру территорий школ №№ № должны быть выполнены общеобразовательными учреждениями в соответствии с подготовленным и утвержденным обладающим полномочиями учредителя МКУ Управление образования ЗГО планом по финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, включающего в себя выполнение мероприятий по оборудованию ограждения по периметру школы для создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. МБОУ СОШ № обязана указанные мероприятия выполнить самостоятельно, поскольку забор-ограждение металлическое по адресу <адрес> протяженностью 353 м по договору от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за учреждением на праве оперативного управления(т.2 л.д. 76-81).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч. 4 ст. 3 вышеуказанного Закона противодействие терроризму определяется, как деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Приказом Федерального агентства по образованию «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» от 01.09.2008 № 1126 предусмотрена организация выполнения мероприятий в сфере образования по вопросам эффективного противодействия терроризму, задачей которых является безопасность, защита и создание условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 указанного закона определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными учреждениями.
В соответствии с положениями ст.ст. 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.06.1992 № 3266-1 образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно Уставам МБОУ «СОШ №» (т.1 л.д. 166-173), № (т.1 л.д. 99-106), № (т1. л.. 5-15), № 10 (т.1 л.д. 77-84), № (т.1 л.д. 52-59), № (т.1 л.. 200-207), школа является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования; является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет на праве оперативного управления имущество, самостоятельный баланс, … от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах; осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами ЗГО и Уставом школы (пункты 1.7, 1.10, 2.1).
В соответствии с пунктами 1.8, 5.2 Уставов, учредителем Школы является муниципальное образование –Златоустовский городской округ. Функции и полномочия учредителя Школы осуществляет администрация ЗГО; к компетенции Учредителя относятся, в числе других, контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждения и вопросы, предусмотренные законодательными актами РФ, муниципальными правовыми актами ЗГО. Школа находится в ведомственном подчинении МУ Управление образования ЗГО.
Пунктом 2.4 Уставов определено, что для достижения целей, указанных в уставе, школа осуществляет следующие виды деятельности: 1) деятельность, связанная с выполнением работ оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, которое в силу п. 2.8 Устава для Школы в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает МУ Управление образования ЗГО; Школа не вправе отказаться от выполнения муниципального задания..
В соответствии с п. 7.3 Уставов, имущество закрепляется за школой КУИ ЗГО на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества, закрепленного за школой на праве оперативного управления, является муниципальное образование – Златоустовский городской округ. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет КУИ ЗГО. Земельный участок, необходимый для выполнения уставных задач, предоставляется Школе на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7.3).
В силу п. 4 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 27 Устава Златоустовского городского округа реализация вышеуказанных полномочий возложена на администрацию округа.
Таким образом, муниципальное образование ЗГО в лице администрации ЗГО, являясь учредителем муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и собственником их имущества, в силу ст. 210 ГК РФ обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа № 55-ЗГО от 02.09.2009г. «Об утверждении органа местной администрации – Управления образования Златоустовского городского округа», учрежден орган местной администрации – Управление образования ЗГО. Пунктом 2 указанного выше решения утверждено Положение об Управлении образования Златоустовского городского округа (далее по тексту Положение).
Согласно п. 1 Положения Управление образования ЗГО является отраслевым органом Администрации ЗГО, осуществляющим управленческие и технические функции в сфере образования Златоустовского городского округа в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пунктов 13, 14, 15 Положения Управление образования ЗГО осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета ЗГО, предусмотренных на содержание Управления образования и реализацию возложенных на него функций; выступает заказчиком при размещении муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Управления образования и муниципальных образовательных учреждений; контролирует исполнение муниципальными образовательными учреждениями правил и порядка размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении частью полномочий учредителя»(т.1 л.д. 27-31, т.3 л.д.40), МУ Управление образования ЗГО наделено функциями и полномочиями Учредителя, осуществляемыми Администрацией ЗГО в отношении школ, являющихся ответчиками по делу.
В приложении 1 к распоряжению Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № указаны функции и полномочия учредителя, осуществляемые Администрацией ЗГО, в том числе: формирование и утверждение муниципального задания, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания и контроля за его выполнением; определение объема и предоставление бюджетных инвестиций в порядке, утвержденным постановлением Администрации ЗГО; определение объема и предоставление целевых субсидий, прием отчетов об использовании целевых субсидий; рассмотрение и согласование отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
Постановлением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», утверждено само Положение, Методические рекомендации по формированию муниципальных заданий муниципальным учреждением и контролю за их выполнением, утверждены формы ведомственного перечня муниципальных услуг (работ) и базового (отраслевого) перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основного вида деятельности и в установленной сфере деятельности (т.1 л.д. 32-44).
Согласно Положению о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, муниципальное задание в отношении муниципальных бюджетных учреждений разрабатывается при формировании бюджета ЗГО на очередной финансовый год органами местного самоуправления ЗГО, осуществляющими полномочия их учредителя, если иное не установлено действующим законодательством(п.3); финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете ЗГО (п.6,9); размер субсидий рассчитывается на основании Методических рекомендаций по определению расчётно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг(выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет выделенных средств на его приобретение, а также на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п.10); субсидии перечисляются в установленном порядке на лицевой счет муниципального бюджетного учреждения, открытого в Финансовом управлении ЗГО (п. 12).
Таким образом, полномочиями учредителя муниципальных бюджетных учреждений по формированию муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания обладает ответчик МКУ Управление образования ЗГО.
Как следует из исковых заявлений прокурора г. Златоуста, материалов дела и пояснений представителей ответчиков, в ходе проведенной прокуратурой г. Златоуста проверки образовательных учреждений ЗГО на предмет антитеррористической защищенности, установлено, что в МБОУ СОШ №№ № в нарушение требований санитарного законодательства и законодательства о противодействии терроризму не принимается достаточных мер, обеспечивающих надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в указанных образовательных учреждениях, а также антитеррористическую защищенность учреждения, а именно, имеет место полное отсутствие ограждения по периметру территорий школ №№ №, частичное отсутствие ограждения по периметру территорий школ №№ №.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными актами осмотра помощником прокурора г. Златоуста ФИО5 территорий школ и приложенными к ним фотографиями ограждения территорий школ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 17-18, 63-65, 86-87, 109-114, 174-175, 210-214), от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 130-133), представленными фотографиями представителями школ № (т.1 л.д. 192-194, т. 2 л.д. 23-25), №15 ( т.2 л.д.173), отзывами по существу заявленных требований МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 22), МБОУ «СОШ №»(т.2 л.д. 58), МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 13), МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 86), МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 34), МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 1), и техническим паспортом на нежилое здание школы № по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.14-16), паспортами комплексной безопасности МБОУ «СОШ №», МБОУ «СОШ №» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГпункт 12)(т.2 л.д. 17-21, 44-48), информацией о состоянии комплексной безопасности МБОУ «СОШ №» на ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 38-43), МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 59-65), типовой формой доклада о готовности образовательных учреждений к новому учебному ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «СОШ №», МБОУ «СОШ №»(п.1 раздела «состояние антитеррористической безопасности») (т.2 л.д. 20-21, 26-33), актами готовности общеобразовательных учреждений к учебному году (ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 197-256, т. 3 л.д. 1-39), направленными в адрес Главы ЗГО представлениями прокурора г. Златоуста «Об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 166-167,168).
Обязанность по оборудованию территории школ ограждением по всему периметру вытекает из требований, содержащихся в п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (далее по тексту - Правила), согласно которым территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
При этом, указанные правила не регламентируют технические параметры ограждения, но ограждение территории является обязательным условием наряду с зелеными насаждениями.
Согласно п.п. 1.1, 1.3 Правил - санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо их вида, организационно-правовых форм и форм собственности; и направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
В силу требований ст. 11 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями", здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106, устанавливающим федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Исходя из анализа действующего законодательства, важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции, но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, то есть дошкольные и другие образовательные учреждения.
Положения п. 1 ст. 28 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся, а также обязательное соблюдение норм санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 указанного закона).
С учетом вышеприведенных законоположений и установленного факта нарушения требований об ограждении территорий образовательных учреждений по их периметру, суд считает необходимым возложить обязанность по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности - оборудованию ограждения территории образовательных учреждений, как на сами учреждения, финансируемые частично за счет средств бюджета на основе сметы, так и на обладающее полномочиями учредителя МКУ Управление образования ЗГО,
Доводы МКУ Управление образования ЗГО об отсутствии достаточных финансовых средств для оборудования периметральных ограждений территорий образовательных учреждений суд считает несостоятельными.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст.ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Отсутствие денежных средств не освобождает ответчиков от выполнения возложенных на них обязанностей, установленных вышеуказанными требованиями законодательства в сфере обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий, направленных в том числе, на создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников и защиту учреждения от возможных террористических посягательств.
Требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к общеобразовательным школам, МКУ Управление образования ЗГО о признании незаконным их бездействия, выразившегося в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру школ также подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в МБОУ СОШ №№ № в нарушение требований санитарного законодательства и законодательства о противодействии терроризму в течение длительного времени не принималось достаточных мер, обеспечивающих надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в указанных образовательных учреждениях, а также антитеррористическую защищенность учреждения, а именно, имеет место полное отсутствие ограждения по периметру территорий школ №№ №, частичное отсутствие ограждения по периметру территорий школ №№ № что подтверждено ежегодно составляемыми комиссионными актами готовности общеобразовательных учреждений к учебному году (ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 197-256, т. 3 л.д. 1-39), не оспорено ответчиками.
Согласно отзыву на исковое заявление МБОУ «СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ № №( (т.1 л.д. 231-232), учебным заведением в течение 2009-2011 г. принимались меры по ремонту ограждения территории школы по её периметру, в том числе: ДД.ММ.ГГГГ приобретены кирпичи для укрепления стен ограждения на сумму 15258,00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ на восстановление забора по периметру школы затрачено 75000.00 руб., установлен шлагбаум для ограничения въезда на территорию школы, на что израсходовано 7000.00 руб., в ДД.ММ.ГГГГ проведен ремонт ограждений по периметру школы на сумму 10000,00 руб., произведен ремонт и сварка въездных работ по внутренний школьный двор.
Вместе с тем, указанных мероприятий явно не достаточно, поскольку из материалов дела следует, что на момент прокурорской проверки территории общеобразовательного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ по периметру территории школы № отсутствовали участки ограждения: одна секция слева от въезда на территорию школы; одна секция справа от въезда на стадион школы; одна секция, расположенной между калиткой на территорию школы и мастерской; в калитке с аркой; четыре секции в ограждении школы напротив <адрес> в <адрес>. На день вынесения решения суда, часть ограждения восстановлена (фото-т.2 л.д. 138, 173), однако отсутствуют одна секция справа от въезда на стадион школы, четыре секции в ограждении школы напротив <адрес> в <адрес>, что представителем ответчика не оспорено. Указанные обстоятельства послужили основанием для уточнения исковых требований прокурора г. Златоуста заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 191-192).
Согласно отзыву на иск МБОУ «СОШ №» от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 22), учреждение в ДД.ММ.ГГГГ. провело работы по частичному восстановлению ограждения, проходящего возле проезжей части по <адрес> и расположенного возле дороги по <адрес>. Были установлены защитные заграждения в виде столбов и цепочки в количестве двух штук, закрывающихся на замок, и защитные столбы на тротуаре возле <адрес>, препятствующие въезду постороннего транспорта. Вместе с тем, отсутствующие участки ограждения по периметру территории школы имеются, что представителем ответчика не оспаривается. Как следует из пояснений представителя образовательных учреждений в судебном заседании, ни одна из школ-ответчиков по делу в установленном порядке не обращалась к учредителю либо в Управление образования округа с просьбой профинансировать мероприятия по ремонту, установлению ограждений по периметру их территорий.
Ответчик МКУ Управление образования ЗГО также бездействует в решении этого вопроса.
Из материалов дела следует, что указанный ответчик обладал достаточной информацией об отсутствии ограждения по всему периметру ряда школ либо частичном отсутствии ограждения, что подтверждается предоставленными школами в управление образования Паспортами комплексной безопасности МБОУ «СОШ №», МБОУ «СОШ №» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГт.2 л.д. 17-21, 44-48), ), информацией о состоянии комплексной безопасности МБОУ СОШ № ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д. 38-43), МБОУ «СОШ № (т.2 л.д. 59-65), типовой формой доклада о готовности образовательных учреждений к новому учебному ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «СОШ №», МБОУ «СОШ №» (т.2 л.д. 20-21, 26-33), ежегодно предоставляемыми в МКУ Управление образования ЗГО актами готовности общеобразовательных учреждений к учебному году (ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 197-256, т. 3 л.д. 1-39), где в п. 14 учреждения отражают отсутствие полностью либо в части ограждения по периметру территорий школ, необходимость его ремонта, восстановления.
Вместе с тем, мероприятия по установке, ремонту ограждений профинансированы и выполнены не были.
Из материалов дела также следует, что прокурором г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес Главы ЗГО было направлено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма (т.2 л.д. 166-167), указывая на то, что в детских садах и школах, в том числе МБОУ СОШ №10, частично отсутствует ограждение территории по периметру (либо требуется ремонт), отсутствуют ворота, калитки для прохода людей, что создает условия для свободного доступа на территорию учреждений посторонних лиц, и свидетельствует о ненадлежащем контроле за обеспечением безопасности в общеобразовательных учреждениях со стороны их руководителей, создает угрозу совершения актов терроризма и преступных посягательств в отношении образовательных учреждений на территории ЗГО.
Как следует из ответа администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление (т. 2 л.д. 167-168), решением антитеррористической комиссии ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ начальнику МУ Управление образования ЗГО поручено запланировать на ДД.ММ.ГГГГ устройство и восстановление ограждений территорий муниципальных образовательных учреждений (срок-сентябрь 2011 г.).
В направленном в адрес Главы ЗГО представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх. № «Об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма (т.2 л.д. 168) также отмечено частичное отсутствие ограждение по периметру МБОУ «СОШ №», наличие его только с северной и восточной стороны, не постановка ограждения на баланс; полное отсутствие ограждения по периметру территории МБОУ СОШ №».
Решением антитеррористической комиссии ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ начальнику управления образования ЗГО поручено принять меры по устранению нарушений отмеченных недостатков (т.2 л.д. 169-172)
Однако, как следует из пояснений представителя МКУ Управление образования ЗГО, порученные мероприятия до настоящего времени не выполнены.
Требование прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц, предъявленное к МКУ Управление образования ЗГО о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру МБОУ «СОШ №», возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, оборудовав отсутствующие участки ограждения по периметру территории «МБОУ СОШ №», суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя его содержания в случае, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1.11, 1.13 Устава МБОУ «СОШ №»(т.1 л.д. 99-106), школа является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет на праве оперативного управления имущество, самостоятельный баланс, … от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах; отвечает по своим обязательствам всем находящимся у неё на праве оперативного управления имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между МУ «КУИ ЗГО» и МОУ «СОШ №» был заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № № согласно пункту 9 которого, учреждение (школа) обязуется осуществлять все необходимые меры по его сохранности и использованию по назначению, осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции, ремонта, восстановления имущества за счет своих средств; вести в установленном порядке учет имущества, своевременно оформлять акты приемки-передачи, сметы на реконструкцию, восстановление и ремонт имущества (т.2 л.д. 77-81). Согласно п.5 акта приемки-передачи имущества, передаваемого в оперативное управление МОУ «СОШ №», являющегося приложением № 1 к указанному договору, в оперативное управление школы передан забор - ограда металлическая, по адресу: <адрес>, протяженностью 353 м (т.2 л.д. 79).
Из отзыва МБОУ «СОШ №» на иск (т.2 л.д. 58) следует, что в настоящее время без ограждения находится территория школы по периметру протяженностью 265 м.
При указанных обстоятельствах, суд считает, необходимым удовлетворить исковые требования прокурора г. Златоуста, предъявленные к МБОУ «СОШ №» в полном объеме, признав незаконным бездействие МБОУ «СОШ №», выразившееся в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру школы и возложив на школу обязанность по оборудованию ограждения на отсутствующих участках по периметру её территории.
В удовлетворении предъявленных к администрации ЗГО исковых требований прокурору г.Златоуста следует отказать, поскольку согласно материалов дела, учредителем и собственником муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений является муниципальное образование в лице администрации ЗГО, которая передала часть полномочий учредителя, в том числе по содержанию имущества, своему отраслевому органу - МКУ Управление образования ЗГО, в связи с чем, в силу ст. 210 ГК РФ и ст. 31 ФЗ № 3266-1 «Об образовании» именно на данном ответчике лежит обязанность по обеспечению обустройства ограждением территорий образовательных учреждений по всему периметру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. Ю.А.Гагарина», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением иностранного языка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию ограждения,- удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. Ю.А.Гагарина», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № с углубленным изучением иностранного языка», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, выразившееся в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру школ.
Возложить на МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № им. Ю.А.Гагарина» обязанность по оборудованию ограждения на отсутствующих участках по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по оборудованию ограждения на отсутствующих участках по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>: одной секции справа от въезда на стадион школы; четырех секций в ограждении школы напротив <адрес> в <адрес>.
Возложить МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по оборудованию ограждения на отсутствующих участках по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по оборудованию ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>
Возложить на МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по оборудованию ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на МКУ Управление образования Златоустовского городского округа, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по оборудованию ограждения по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований прокурору г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру школ, возложении обязанности по оборудованию ограждений,- отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурору г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к МКУ Управление образования Златоустовского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении прав детей на надлежащую жизненную среду и безопасные условия пребывания в образовательном учреждении в связи с частичным отсутствием ограждения по периметру МБОУ «СОШ №», возложении обязанности по оборудованию ограждения на отсутствующих участках по периметру территории МБОУ «СОШ №», расположенной по адресу: <адрес>, -отказать
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.
Председательствующий судья: Е.Ю.Квашнина
Решение не вступило в законную силу.