дело № 2-1135/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 14 мая 2012 года
Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Фроловой Г.А.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панишевой Людмилы Ивановны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте о назначении досрочной трудовой пенсии,
у с т а н о в и л :
Панишева Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте (далее по тексту УПФР в г. Златоусте) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ей досрочной трудовой пенсии, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения в специальный трудовой стаж периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, обязать УПФР в г. Златоусте включить указанные периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований истица сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Ею были представлены все необходимые документы, подтверждающие трудовой стаж, который на момент подачи заявления фактически составил 30 лет. Однако решением УПФР в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении трудовой пенсии было отказано, так как из специального стажа были исключены указанные периоды работы. Без этих периодов специальный трудовой стаж составил 22 года 6 месяцев 1 день. Истица считает незаконным исключение из ее деятельности указанных периодов работы, так как, несмотря на то, что наименование учреждения, в котором она работала, неоднократно изменялось, ее должность и место работы не менялись, работодатель ее в известность о том, что изменяется наименование учреждения не ставил.
В судебном заседании истица Панишева Л.И. на удовлетворении своих исковых требований настаивает.
Представитель ответчика Сидорова Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что УПРФ в г. Златоусте законно и обоснованно отказано Панишевой Л.И. в назначении пенсии. Периоды работы истицы рассмотрены согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. № 395, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, что как раз и не нарушает пенсионные права истицы, так как периоды работы рассмотрены с учетом ранее действовавшего законодательства. В указанных периодах наименование учреждения не соответствует Номенклатуре учреждений здравоохранения от 03.11.1999г. № 395, Списку учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а также документально не подтвержден статус юридического лица и нет возможности применить п.1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, так как «Станция скорой медицинской помощи» как структурное подразделение учреждений не предусмотрено. Согласно абз. 2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости наравне с работой, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах усовершенствования не предусмотрено указанными правилами и, по общему правилу, зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, но при этом они включены в страховой стаж. Время нахождения на курсах усовершенствования может быть засчитано в специальный трудовой стаж, если в данный период одновременно осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья и в указанный период выполнялись условия, предусмотренные п. 4 Правил от 2002 года, то есть выполнение нормы рабочего времени. Наименование должности «линейный фельдшер» не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. В соответствии с нормами действующего законодательства зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г.
Заслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Панишевой Л.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ (далее по тексту Закон о трудовых пенсиях), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Панишева Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, в том числе работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (трудовая книжка, л.д. 14-17, решение УПФР в г. Златоусте, л.д.6, протокол заседания комиссии, л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ истица Панишева Л.И. обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (л.д.27-28).
Комиссия УПРФ в г. Златоусте рассмотрев вопросы реализации пенсионных прав Панишевой Л.И. приняла решение о том, что Панишева Л.И. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального трудового стажа, поскольку в специальный трудовой стаж истицы не были включены периоды ее деятельности
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, поскольку в указанные периоды наименование учреждений «Территориальное объединение медико-социальной помощи», «Муниципальное учреждение Управление здравоохранения» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения от 03.11.1999г. № 395, Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. Пункт 1 Правил от 1999г. также не может быть применен, так как «Станция скорой медицинской помощи» не предусмотрена в числе структурных подразделений, а также документально не подтвержден статус юридического лица ЛПУ «Станции скорой медицинской помощи», которая являлась структурным подразделением Муниципального учреждения Управление здравоохранения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, поскольку наименование должности и учреждения не соответствует разделам «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением правительства РФ от 22.09.1999г.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи», поскольку наименование должности не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования, поскольку согласно абз. 2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком после 06.10.1992г., поскольку на основании положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», ряда определений Верховного Суда РФ от 05.03.2009г. № 19-В09-2, от 14.01.2010г. № 4-В09-51, письма Пенсионного фонда РФ от 20.10.2010г. № ЛЧ-25-24/1107 зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г. (дата вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ») продолжительностью до трех лет (независимо от того оплачиваемые или неоплачиваемые).
По мнению представителя УПФР в г. Златоусте требуемый специальный трудовой стаж 30 лет на момент принятия оспариваемого решения у истицы отсутствует. Специальный трудовой стаж Панишевой Л.И. засчитан продолжительностью 22 года 6 месяцев 01 день.
Суд находит отказ Панишевой Л.И. в назначении пенсии и не включение периодов работы истицы в специальный стаж незаконным по следующим основаниям.
Основным критерием назначения пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с особыми условиями труда медицинским работникам является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом, пенсионным законодательством урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения – вид профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимых для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
Право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности (вида работ), а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица.
При этом в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию) в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
С 1 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066. Указанный список содержит наименование должности – «фельдшер» и наименование учреждения «Станция скорой медицинской помощи».
Приказом Минздрава № 395 от 03.11.1999г. утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. П. 1.5 Номенклатуры предусмотрено наименование лечебно-профилактического учреждения – «Станция скорой медицинской помощи».
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность, утверждены постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено наименование должности – «фельдшер»; наименование учреждения – «Станция скорой медицинской помощи».
Как следует из пояснений истицы Панишевой Л.И., трудовой книжки (л.д. 14-17), справок (л.д.12, 13, 30, 32) истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи». В эти периоды истица была занята полный рабочий день в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Отпуска без сохранения заработной платы исключены из стажа, исключение указанных периодов истица не оспаривает. В указанные периоды Панишева Л.И. работала на одном и том же месте, ее функциональные обязанности не менялись, она исполняла свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией фельдшера (л.д.8-11), за весь период работы менялось лишь наименование учреждения (справки о переименовании л.д.12, 13, 32, Устав Территориального объединения медико-социальной помощи, л.д.21, постановление о реорганизации, л.д.23, приказ о выделении из структуры, л.д.24).
В соответствии с представленной справками о переименовании (л.д.12, 13, 32)
- с 1928 года образована станция скорой помощи;
- на основании приказа Министерства здравоохранения РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ станция скорой помощи переименована в станцию скорой медицинской помощи;
- постановлением главы города № от ДД.ММ.ГГГГ станция скорой медицинской помощи переименована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи»;
- в соответствии с постановлением Главы Администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Территориального объединения медико-социальной помощи как лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи»;
- на основании постановления Администрации главы г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное объединение медико-социальной помощи реорганизовано, лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Муниципального учреждения Управления здравоохранения;
- согласно Постановлению администрации г. Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» вышло из состава Муниципального учреждения Управления здравоохранения;
- Постановлением главы города Златоуста № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Устав МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи».
Согласно справке МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой медицинской помощи является юридическим лицом, так как ежегодно имеет утвержденную смету расходов, оборотную ведомость, статистический отчет и финансовой и хозяйственной деятельности, штатное расписание, тарификационные списки, штамп и печать собственного наименования. Руководитель учреждения имеет право найма и увольнения работников, ведет книгу приказов и распоряжений, является распорядителем кредитов, отвечает за расходование средств по назначению.
Как следует из справки, выданной МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д. 30) на основании книги приказов, лицевых счетов, штатных расписаний и тарификационных списков с 1982г. по 2011г., должность дежурный фельдшер, линейный фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу на основании штатных расписаний за 1980-2011 гг.
Из пояснений истицы также следует, что наименование ее должности в спорные периоды «линейный фельдшер» свидетельствовало о том, что функции фельдшера истица выполняла, выезжая на адреса в бригаде скорой медицинской помощи.
Включение в наименование должности указания на выездной характер работы истицы не свидетельствует о том, что ее деятельность не относилась к лечебной.
Поскольку судом установлено, что должность истицы относилась к среднему медицинскому персоналу, ею выполнялись обязанности фельдшера, требования истицы о включении данных периодов в ее специальный трудовой стаж подлежат удовлетворению.
Закон о трудовых пенсиях, во исполнение которого было принято Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с медицинской деятельностью в зависимости от организационно – правовой формы медицинского учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения здравоохранения, его организационно – правовую форму, наличие статуса юридического лица.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников медицинских учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно – правовыми формами учреждений, наличием статуса юридического лица.
Следовательно, указанные спорные периоды работы истицы, общей продолжительностью 5 лет 9 месяцев 13 дней подлежат включению в ее специальный стаж лечебной деятельности.
Представителем ответчика не оспаривается осуществление Панишевой Л.И. лечебной деятельности в спорные периоды, они не зачтены в специальный стаж только по формальным основаниям - несоответствия наименования учреждения, в которых осуществляла медицинскую деятельность истица, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом МЗ РФ от 03.11.99г. № 395, а также несоответствие наименования должности разделу «наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Отказ ГУ УПФ РФ во включении спорных периодов работы истицы в специальный стаж ущемляет конституционные права Панишевой Л.И. и ставит ее в неравное положение с лицами, проработавшими с теми же условиями труда.
Суд также находит незаконным отказ УПФР в г. Златоусте во включении в специальный трудовой стаж Панишевой Л.И. периодов учебы с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы (усовершенствования) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно уточняющей справке МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ № 310 (л.д.30) Панишева Л.И. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялась на курсы усовершенствования на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В соответствии с ч.2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002г.
В силу п. 4 ныне действующих Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих правил к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
У истицы в периоды усовершенствования сохранялась заработная плата. В соответствии с действовавшим на этот период законодательством из заработной платы производилась уплата взносов на государственное социальное страхование или страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Указанное положение содержится в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1.
В Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21).
Пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, и утвержденная приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94 Инструкция о порядке заработной платы работникам здравоохранения закрепляла в Приложении 6 к инструкции Порядок зачета в специальный стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях (п. 2).
Учеба (усовершенствование) для работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья, по своей сути соотносимы с учебными отпусками.
Из изложенного следует, что периоды нахождения Панишевой Л.И. на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью 25 дней подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истица также просит включить в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, ссылаясь на то, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно.
В силу п.9 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как следует из материалов дела, Панишева Л.И. ДД.ММ.ГГГГ родила дочь ФИО6 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по ходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, что подтверждается копией свидетельства о рождении ФИО6 (л.д.31), справкой МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Так, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведённых выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Однако, принимая во внимание, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения Панишевой Л.И. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью 1 год 7 месяцев 26 дней также подлежит включению в специальный стаж работы истицы Панишевой Л.И.
Таким образом, специальный трудовой стаж Панишевой Л.И. будет составлять 30 лет 5 дней (22 года 6 месяцев 01 день + 5 лет 9 месяцев 13 дней + 25 дней + 1 год 7 месяцев 26 дней)
Поскольку специальный стаж продолжительностью 30 лет Панишевой Л.И. на момент обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии выработан, ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконными решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Панишевой Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав Панишевой Людмилы Ивановны № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте назначить Панишевой Людмиле Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ с 12.12.2011г., включив в специальный стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности линейного фельдшера МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управление здравоохранения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности линейного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий: Г.А. Фролова
решение не вступило в законную силу