Дело № 2-989/2012
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2012 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте с участием
прокурора Л.Н. Сайко
гражданское дело по иску Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> к Виноградовой Г.И., Ачунову Е.В. об устранении препятствий по пользованию земельным участком,
у с т а н о в и л:
Златоустовский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> обратился в суд с иском к Виноградовой Г.И. и Ачунову Е.В., в котором просит обязать устранить препятствия по пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, <данные изъяты>, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.), между домами № по <адрес> в <адрес>, а именно переместить гараж за пределы полосы отвода ЮУЖД.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» был передан в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, находящийся в собственности РФ, расположенный по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск» линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. Пк0)- ПКК (1914 км ПК7+13 м), ПКО (1923 км. ПК0)-ПКК (1962 км. ПК0+88 м.) «Калино – Бердяуш» линия «Дружинино – Бердяуш», часть участка ПКО (489 км ПК5+79м)-ПКК (495ПК 0+19м.) общей площадью 4622200 кв.м, сроком на 49 лет. Ответчики в 2002 году в целях хранения личного автомобиля, установили металлический гараж на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД – <данные изъяты> направления «Самара – Челябинск» в междворовом пространстве жилых домов № по <адрес> в <адрес>, при этом место размещения гаража Виноградова Г.И. и Ачунов Е.В. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» не согласовывали, договор на право пользования земельным участком не заключили. До настоящего времени ответчики пользуются указанным гаражом для хранения личного автотранспортного средства, мер к оформлению правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок не предпринимают. Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в полосе отвода, на котором расположен гараж, является федеральной собственностью, переданной в аренду ОАО «РЖД» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Впоследствии транспортный прокурор уточнил заявленные требования (л.д. 41-44) и окончательно просил возложить на Виноградову Г.И. и Ачунова Е.В. обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, 1941 км, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) – ПКК (1962км. ПК0+88 м.), по <адрес> в <адрес>, а именно, демонтировать гараж – металлическую конструкцию, установленную на спорном земельном участке.
В судебном заседании старший помощник транспортного прокурора Сайко Л.Н. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Представитель истца - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном мнении на исковое заявление (л.д. 53-54) представитель истца просил дело рассмотреть в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования транспортного прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в своё отсутствие. В письменном отзыве указала, что с исковыми требованиями Златоустовского транспортного прокурора об устранении препятствий к пользованию земельным участком, находящимся в полосе отвода ОАО «РЖД», согласна. Полагает данные требования законными и подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время законные основания для нахождения гаража ответчика на спорном земельном участке отсутствуют (л.д. 37).
Ответчики Виноградова Г.И. и Ачунов Е.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав мнение транспортного прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статьей 17 ЗК РФ и ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
Согласно положениям ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги»» предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключенного Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО «Российские железные дороги».
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС РФ от 15 мая 1999 года № 26Ц предусматривает, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя (пп.12, 13).
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности, выданного 16.04.2004 года на основании п. 3 ст.4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» № 29-ФЗ от 27.02.2003 года видно, что за субъектом права Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на объект права единое землепользование (землевладение) площадью 4622200 кв.м. (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) по адресу: <адрес>, полоса отвода железной дороги: «Самара-Челябинск» линия: «Аша-Челябинск», части участка: ПКО (1899 км ПКО) – ПКК (1914 км ПК 7 +13 км), ПКО (1923 км ПКО) – ПКК (1962 км ПКО + 88м) «Калино-Бердяуш» линия: «Дружинино-Бердяуш», часть участка: ПКО (489 км ПК 5 + 79 м) – ПКК (495 ПКО +19м) (л.д. 11).Из акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), соглашения № 1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) и приложения к нему (л.д. 14-16), судом установлено, что вышеуказанный земельный участок общей площадью 4622200 кв.м., в период с ДД.ММ.ГГГГ был передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, действующему от имени Российской Федерации, в аренду Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» сроком на 49 лет для его использования в целях эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Из объяснения Виноградовой Г.И., взятого старшим помощником транспортного прокурора Сайко Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Виноградова Г.И. примерно в 2002 году в целях хранения личного автомобиля, установила вместе с сыном - Ачуновым Е.В. металлический гараж на земельном участке во дворе своего дома №. В период с 2002г. по 2007г. пользовалась указанным гаражом для хранения транспортного средства, а с 2007г., после продажи автомобиля – в качестве кладовки, для хранения старых вещей. В 2002г. актом предварительного согласования было определено место для установки гаража (л.д. 7). Впоследствии ввиду нахождения под землей электрического кабеля, гараж был перенесен в другое место – между домами № по <адрес>, где расположен по настоящее время. Гараж установлен и закреплен на шпалах, без фундамента.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ачунову Е.В. начальником Управления архитектуры и градостроительства выдано разрешение № на проведение работ по установке металлического гаража по <адрес>, в дворовой части жилых домов №, рядом с существующими капитальными гаражами. Однако, последующие работы с соблюдением правил СНиП, на основании технической документации, согласованной с управлением архитектуры и градостроительства, ответчиками проведены не были. Место размещения гаража Виноградовой Г.И. и Ачуновым Е.В. с законным пользователем земельного участка – ОАО «РЖД» согласовано не было, не был заключен и договор на право пользования земельным участком.
С учётом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает установленным, что ответчики до настоящего времени пользуются гаражом без каких-либо правоустанавливающих документов на него.
Доводы транспортного прокурора о том, что гараж Виноградовой Г.И. и Ачунова Е.В. расположен в полосе отвода ЮУЖД – <данные изъяты> направления «Самара – Челябинск» подтверждаются материалами дела: копией кадастрового плана (л.д. 20), копией фотографии (л.д. 12), и выводами руководителя проектно-сметной группы ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» (л.д. 19).
В частности, из указанного ответа руководителя ПСГ ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД следует, что для выявления местоположения восьми металлических гаражей, расположенных во дворе дома № по <адрес> в <адрес>, относительно полосы отвода ЮУЖД, был направлен инженер – геодезист проектно – сметной группы ФИО6, которым были произведены следующие работы: 1) Проведен анализ кадастрового альбома с материалами по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги направлением «Самара – Челябинск», Челябинского отделения ЮУЖД, для установления границы полосы отвода на данном участке – №; 2) Проведено полевое обследование участка территории, находящегося во дворе дома № по <адрес> в <адрес>; 3) Проведено определение площади земельного участка, занятого металлическими гаражами; 4) Вынесены в натуру точки границ землепользования. Граница полосы отвода ЮУЖД находится на расстоянии 116,7 м от оси девятого станционного пути, по которому проводились расчеты, и находится на пикете 1941 км 24 метра по общему километражу транссибирского хода. Точка поворота полосы отвода имеет координаты: 55011,894/ северной широты, 59042,834/ восточной долготы. В городской системе координат данная точка имеет следующие значения: Х=969,80м У=3370,05м. Чтобы не оперировать величинами, превышающими сотни метров, выбрана методика определения границы полосы отвода, когда привязка линии, разделяющая городские земли и земли, принадлежащие ЮУЖД, производится от стен зданий. В данном случае, граница полосы отвода находится на расстоянии 12 метров от внутреннего фасада, то есть от дворовой стены домов №, находящихся на <адрес> определения границы землепользования использовался графический способ. При данном способе точность составляет 0,2 м. Для вынесения границы землепользования на местности, был использован створный и створно–линейный способ. Данным способом створно-линейных засечек было определено, что от стены дома № до металлического гаража № расстояние составило 12,25 м, то есть гараж находится в полосе отвода. Остальные семь гаражей, находящиеся в дворовой территории, значительно превышают установленную величину в 12 метров. По результатам обследования установлено, что все восемь металлических гаражей находятся в полосе отвода ЮУЖД, а также выявлено, что общая площадь участка земли, который занимают восемь металлических гаражей, составляет 160 кв.м. (л.д. 19).
У суда нет оснований подвергать сомнению изложенные выводы инженера проектно-сметной группы ФИО6, поскольку данными о его какой – либо заинтересованности в исходе дела суд не располагает, при этом учитывает, что проектно-сметная группа ст. Златоуст Челябинского отделения ЮУЖД ОАО «РЖД» имеет соответствующие свидетельства на проведение инженерно-геодезических изысканий (л.д. 22-24).
Кроме того, суд учитывает, что указанные выводы, а также полученные результаты замеров и отраженное на кадастровом плане местонахождение его гаража, ответчиками не оспорено.
Статьями 301, 304, 305 ГК РФ определено, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с п.2, 3 ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах РФ в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> о возложении обязанности на Виноградову Г.И. и Ачунова Е.В. устранить препятствия к пользованию земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, <данные изъяты>, полоса отвода железной дороги полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК0 +88 м.) с кадастровым номером № путем демонтажа гаража – металлической конструкции, установленной в междворовом пространстве домов № по <адрес> в <адрес>.
Срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным, не нарушает права ответчиков.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в размере по <данные изъяты> рублей с каждого в доход Златоустовского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Златоустовского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>» удовлетворить.
Обязать Виноградову Г.И. и Ачунова Е.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить препятствия к пользованию земельным участком, принадлежащим Российской Федерации и расположенным в полосе отвода ЮУЖД, <данные изъяты>, полоса отвода железной дороги «Самара – Челябинск», линия «Аша – Челябинск», части участка ПКО (1899 КМ. пк 0)-ПКК (1914 км ПК 7+13 м.), ПКО (1923 км. ПК0) - ПКК (1962 км. ПК 0 +88 м.) с кадастровым номером № путем демонтажа гаража – металлической конструкции, установленной на данном участке в междворовом пространстве домов № по <адрес> в <адрес>.
Взыскать с Виноградовой Г.И. и Ачунова Е.В. государственную пошлину в доход Златоустовского городского округа по <данные изъяты> рублей с каждого.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Златоустовский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.Ю.Фомин