По иску прокурора г.Златоуста в интересах Комаровой М.С. к администрации ЗГО об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Карповой О. Н.

при секретаре         Емельяновой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Златоуста в интересах Комаровой М.С. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратился в суд с иском в интересах Комаровой М.С. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании отказа на основании протокола жилищной комиссии № 6 от 2 ноября 2011 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В обоснование требований сослался на то, что не согласен с оспариваемым решением, поскольку Комарова М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны, в собственности и по договору найма жилых помещений не имеет, проживает в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей её дочери и зятю. С учетом состава семьи на каждого её члена приходиться менее учетной нормы жилой площади.

В судебном заседании помощник Прокурора г. Златоуста ФИО6 на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.

Истец Комарова М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим. В письменном отзыве (л.д. 50) представитель указал, что с иском не согласен, полагает, что оснований для постановки истца на учет не имеется, поскольку жильем в пределах учетной нормы она обеспечена. Кроме того, ею не соблюден заявительный порядок обращения в орган местного самоуправления для постановки на учет.

Заслушав помощника прокурора г. Златоуста, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах Комаровой М.С., удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами, Комарова М.С. является вдовой участника Великой отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (справка, копия свидетельства о смерти, браке, удостоверений о праве на льготы л.д. 15, 16, 20, 21, 22).

С 03.11.2005 г. по настоящее время истица зарегистрирована и проживает на правах члена семьи в однокомнатной <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве общей совместной собственности ФИО7 (дочь) и ФИО8 (зять) (копия паспорта, справки, копия договора найма жилого помещения, копия свидетельства о государственной регистрации права л.д. 19, 25, 26).

С 23 февраля 2011 г. в данной квартире вместе с сособственниками и Комаровой М.С. проживает дочь ФИО7ФИО9, которая является лицом без гражданства, и зарегистрирована в квартире по месту пребывания на период с 20.12.2011 г. до 01.07.2012 г. (свидетельство о рождении л.д. 12, уведомление л.д. 9, заключение л.д. 11).

Распоряжением администрации ЗГО № 1638-р от 25.06.2010 г. Комарова М.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии (выписка из распоряжения, сопроводительное письмо л.д. 43, 44).

Основанием для этого послужили заявление Комаровой М.С. (л.д. 49) от 25.03.2010 г. о включении в список на предоставление жилищной субсидии, из которого следовало, что она проживает в <адрес> в <адрес> не на правах члена семьи, и представленный истцом в администрацию ЗГО договор найма жилого помещения без даты (л.д. 23-24), из которого следовало, что ФИО8 предоставил неопределенную часть своей <адрес> в <адрес> истице для временного проживания на срок с 03.11.2005 г. по 03.11.2011 г.

Согласно показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, пояснений ФИО7 в прокуратуре г. Златоуста (л.д. 10), а также заявления истца Главе ЗГО от 25.05.2010 г. (л.д.46-47), следует, что фактически Комарова М.С. проживала в указанной квартире с 2005 г. на правах члена семьи, поскольку дочь осуществляет за ней уход, бюджет имеют общий, питаются вместе, предметами домашней обстановки пользуются совместно. Договор найма был составлен чисто формально.

Распоряжением администрации ЗГО № 23-р от 17.01.2011 г. Комарова М.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, о чем была извещена письмом от 26.01.2011 (л.д. 17, 41).

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что в жилищном отделе администрации ей пояснили, что причиной принятия данного решения послужили представленные ею в администрацию правоустанавливающие документы на квартиру, согласно которых она является сособственником квартиры, следовательно Комарова М.С., как мать сособственника, является членом е семьи, поэтому с учетом количества проживающих в квартире лиц (3 человека) и площади квартиры (30,7 кв.м) жильем обеспечена в пределах учетной нормы (9 кв.м).

20.10.2011, после увеличения состава семьи в связи с вселением в квартиру ФИО9, ФИО7, не имея полномочий (доверенности), написала от имени Комаровой М.С., но за своей подписью, заявление на имя Главы Златоустовского городского округа, в котором просила повторно рассмотреть вопрос о принятии её на учет в качестве нуждающейся в получении жилищной субсидии, как вдову ветерана Великой Отечественной войны (л.д. 40). При этом она сослалась на изменение состава семьи, документы, подтверждающие нуждаемость в жилье к заявлению не прилагала, за исключением копии справки о судимости и освобождении ФИО9 из мест лишения свободы, заключения инспектора ОУФМС РФ по Челябинской области в <адрес> (л.д. 11, 13).

Данное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии Златоустовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола № 6 л.д. 35). Комиссия приняла решение об отсутствии оснований для постановки Комаровой М.С. на учет по тем же основаниям, по которым она была снята с учета в январе 2011 г. При этом ФИО9, не зарегистрированная на тот период времени в квартире по месту жительства, не была учтена в качестве члена семьи Кайдаш и Комаровой.

О принятом решении истица была уведомлена письмом за подписью заместителя Главы Златоустовского городского округа ФИО13 (л.д. 39).

Как следует из материалов дела, показаний свидетеля ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, действующая без доверенности за мать – вдову участника ВОВ Комарову М.С. повторно обратилась в администрацию ЗГО с заявлением (л.д. 37), написанным и подписанным ею от имени Комаровой М.С., в котором просила повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность в соответствии с указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ», так как фактически в квартире проживает еще дочь – ФИО9 К заявлению было приложено уведомление о прибытии лица без гражданства в место пребывания и постановке ФИО9 на учет по месту пребывания на период с 20.12.2011 по 01.07.2012 (л.д. 38).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36) заместитель Главы Златоустовского городского округа ФИО14 сообщила заявителю о том, что её заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии (протокол № 4 от 21.03.2012), принято решение об отказе в постановке на учет, поскольку уведомление о регистрации по месту временного пребывания ФИО9 не является документом, подтверждающим фактическое проживание указанного лица в <адрес>.

Прокурором заявлены требования об оспаривании отказа в постановке Комаровой М.С. на учет решением жилищной комиссии (протокол № 6 от 02.11.2011). Распоряжение о снятии с учета от 23.01.2011, решение жилищной комиссии от 21.03.2012 прокурором не оспариваются.

С учетом представленных доказательств суд полагает, что оспариваемое Прокурором г. Златоуста решение является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений.

Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Закона гарантируется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят Закон Челябинской области от 28 января 2010 г. № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» с изменениями от 31 марта 2010 г.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм:

1) предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области (ст. 2 п. 2).

Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или при обретение жилых помещений.

Согласно п. 3 Положения правом на получение субсидии на приобретение жилья имеют лица, состоящие на учете нуждающихся в предоставлении жилья.

Условия и порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении регламентирован нормами жилищного законодательства.

В соответствии со 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (п. 1).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п. 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (п. 4).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истицей не соблюден заявительный порядок для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получения мер социальной поддержки, поскольку после снятия с учета, о чем она согласно показаний свидетеля ФИО11 была осведомлена, лично Комарова в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет не обращалась.

Её дочь ФИО7 такими полномочиями не наделена. Истица не признавалась недееспособной, доверенность своей дочери на право представление её интересов не выдавала.

Кроме того, к заявлению от 20.10.2011, не были приложены документы, подтверждающие право Комаровой М.С. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе документы о регистрации ФИО9 по месту жительства в квартире, где проживает истица, документы, подтверждающие отсутствие у нее собственного жилья.

Правомерность требования с целью учета граждан для обеспечения их жильем предоставить документы о регистрации по месту жительства подтверждена правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного суда РФ от 23.01.2003 г. № 17-О от 21.10.2008 г. № 705-О-О. Данное требование распространяется не только на лиц, встающих на учет, но и на лиц, учитываемых в качестве членов его семьи.

Так, Конституционный суд РФ указал, что согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

В постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию о том, что указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении; это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; в данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

В соответствии со статьей 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства, под которым согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» понимается место постоянного или преимущественного проживания лица в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не противоречит ст. 17, 18, 19, 27, 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у администрации ЗГО на момент принятия оспариваемого решения не имелось оснований для постановки Комаровой М.С. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Доводы помощника прокурора о том, что орган местного самоуправления был обязан самостоятельно запросить недостающие документы, не могут быть приняты во внимание, поскольку законодательством данная обязанность на органы местного самоуправления не возложена. Закон РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на правоотношения, связанные с учетом граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, не распространяется.

Следовательно в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Златоуста следует отказать.

Руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Златоуста в интересах Комаровой М.С. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании отказа администрации Златоустовского городского округа на основании протокола жилищной комиссии № 6 от 2 ноября 2011 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200