Дело № 2-1189/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2012 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте с участием
прокурора Т.Б.Казаковой
гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах Антипова А.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании права на внеочередное предоставление жилья и признании незаконным распоряжения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Златоуста в интересах Антипова А.А. обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ к Администрации Златоустовского городского округа о признании за Антиповым А.А. права на внеочередное предоставление жилья и признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии на учет на внеочередное предоставление жилья по списку лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».
В обоснование требований указал на то, что Антипов А.А. относится к числу граждан, оставшихся без попечения родителей. С 1998 года Антипов А.А. передан на воспитание в МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок». На основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет в списке детей-сирот за №. По данным учета УСЗН ЗГО, Администрации ЗГО Антипов А.А. в числе граждан, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении жилья, не состоит. В феврале 2011 года Антипов А.А. обратился в администрацию ЗГО с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения на основании того, что он относится к числу граждан, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р в принятии на учет на внеочередное предоставление жилья Антипову А.А. было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Однако Антипов А.А., поставленный на учет в список детей-сирот на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, право на предоставление жилья во внеочередном порядке до достижения возраста 23 лет до настоящего времени не реализовал по независящим от него обстоятельствам. Сам факт достижения им возраста 23 лет не является основанием для утраты права на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем указанное распоряжение Администрации ЗГО подлежит отмене.
В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Антипов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.46,47), на момент рассмотрения дела находится под стражей.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Будемирова С.С., действующая на основании доверенности (л.д.30-32), с иском не согласилась.
В отзыве на исковое заявление указала, что Антипов А.А. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, уже достиг возраста 23 лет. А также он содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В 2007 году Антипову А.А. было 19 лет, а в июне 2007 года исполнилось 20 лет. ЖК РФ установлен заявительный порядок для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В данном случае Антиповым А.А. в отдел жилищной политики Администрации ЗГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма были предоставлены документы, в которых не имелось информации о том, что в период с 2007 года по май 2010 года Антипов А.А. находился в местах лишения свободы и не имел возможности обратиться в Администрацию ЗГО. Имеется лишь справка от ДД.ММ.ГГГГ о работе Антипова А.А. в период отбывания наказания в виде лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье".
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Антипов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (копия паспорта-л.д.12). Его родителями являлись Антипов А.А. и Антипова (ранее Пожарова) Н.С. (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ Антипова Н.С. умерла (копия свидетельства о смерти-л.д.16), а Антипов А.А. на основании решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении сына (л.д.17-18).
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы <адрес> № 135(2) (л.д.14), Антипов А.А. был направлен в детское учреждение на полное гособеспечение, жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось.
Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Антипов А.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на очередь для получения жилья по списку детей-сирот за № 81 (сообщение ЦСЗ- л.д.7).
Анализ сообщения ЦЗН, справки МБОУ «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» (л.д.49) позволяет суду прийти к выводу, что в Постановлении Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.44) в фамилии истца допущена опечатка – вместо «Антипов» указано «Антонов», в остальном данные совпадают с данными истца.
На основании распоряжения Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д.15), Антипов А.А. определен на гособеспечение в учреждение социальной защиты.
Таким образом, в 1999 г. за истцом было признано право на улучшение жилищных условий, и он был принят на очередь по списку детей-сирот.
Как следует из справки об освобождении (л.д.53) Антипов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. Освобожден по отбытии наказания.
Из уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) следует, что Антипов А.А. жилья на праве собственности не имеет.
Согласно акту ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела опеки и попечительства была проведена проверка жилищно-бытовых условий Антипова А.А., проживающего по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что по указанному адресу расположен МУ «Центр социальной адаптации и оказания помощи лицам без определенного места жительства». Антипов А.А. в центре адаптации проживает с ДД.ММ.ГГГГ, имеет койко-место, зарегистрирован временно. Своего жилья не имеет (л.д.50-51).
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что на день разрешения спора закрепленного жилья, жилья, предоставленного по договору социального найма либо находящегося в собственности, Антипов А.А. не имеет. В настоящее время находится в местах лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Антипов А.А. обратился к Главе ЗГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании того, что относится к числу граждан, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р (копия-л.д.11), Антипову А.А, было отказано в принятии на учет на внеочередное предоставление жилья по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением 23-летнего возраста.
Оспариваемое распоряжение суд находит незаконным и нарушающим права истца.
В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.
В силу п.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, принятый на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в 1999 г. Антипов не зависимо от факта достижения им возраста 23 лет сохраняет данное право до момента предоставления ему жилья либо до момента установления утраты оснований для получения жилья.
Доказательств того факта, что Антипов в настоящее время обеспечен жилым помещением либо утратил основания на его предоставление по договору социального найма Администрацией ЗГО суду не представлено.
Из письма УСЗН ЗГО председателю межведомственной комиссии по распределению муниципального жилья (л.д.54) следует, что ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства УСЗН ЗГО ходатайствовало о постановке на очередь на получение жилья Антипова А.А., который по социально-правовому статусу относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из пояснений прокурора и подтверждается материалами дела Антипов в феврале 2011 г. обратился в администрацию с заявлением о постановке на учет в силу своей правовой безграмотности, поскольку ему необходимо было обращаться с заявлением о предоставлении жилья.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Антипов А.А. является лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма, поскольку был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до достижения возраста 23 года на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Доказательств того, что постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части признания истца нуждающимся в жилом помещении и включении в список детей-сирот отменено или изменено, суду также не представлено. В связи с чем доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения с заявлением о постановке на учет суд находит несостоятельными.
В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
То обстоятельство, что Антипов А.А. обратился с заявлением о принятии на учет после достижения возраста 23 года, в данном случае, по мнению суда, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению ему жилья как ребенку-сироте, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья. Кроме того, суд считает, что Антипову А.А. не требовалось повторно обращаться с заявлением о постановке на учет, поскольку он как ранее принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в силу п.2 ст.6 вводного Закона сохраняет право на внеочередное предоставление жилья.
Поскольку право истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как гражданина из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не признано ответчиком, а выбранный им способ защиты соответствует положениям п.3 ст.11 ЖК РФ, то требования прокурора г.Златоуста в интересах Антипова А.А. о признании за ним данного права подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р, согласно которому Антипову А.А. было отказано в принятии на учет на внеочередное предоставление жилья по списку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует признать незаконным, поскольку факт его вынесения препятствует реализации предусмотренного законом права истца на внеочередное предоставление жилья.
Прокурором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ, в связи с тем, что истец не был уведомлен надлежащим образом о вынесении обжалуемого распоряжения администрации ЗГО.
С момента издания оспариваемого распоряжения до момента обращения в суд прошло более года. Вместе с тем, суд полагает необходимым удовлетворить данное ходатайство, поскольку находит уважительными причины пропуска установленного ст.256 ГПК РФ срока. Доказательств того, что оспариваемое распоряжение было официально опубликовано, либо каким-либо образом вручено истцу, стороной ответчика суду не представлено. Прокурор о наличии данного распоряжения узнал только в ходе проведения проверки по заявлению Антипова А.А. в апреле 2012 г.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.112 ГПК РФ суд считает необходимым восстановить срок для обращения в суд с требованием о признании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г.Златоуста в интересах Антипова А.А. удовлетворить.
Признать за Антиповым А.А,, <данные изъяты> г. рождения право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, как гражданина из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет на внеочередное предоставление жилья по списку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу.