о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест



Дело № 2-1229/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 г.

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         С.Ю.Фомина

при секретаре         Н.М.Шарифуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,

у с т а н о в и л:

    

Челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее ФКУ ИК-25) по не проведению аттестации рабочих мест в учреждении; возложить на ФКУ ИК № 25 ГУФСИН по ЧО обязанность провести аттестацию 6 рабочих мест по условиями труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании заявленных требований сослался на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства в ФКУ ИК-25 установлено, что в данном учреждении не соблюдаются требования трудового законодательства в части аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Так, в настоящее время в ФКУ ИК-25 не аттестовано по условиям труда 6 рабочих мест: в подсобном хозяйстве учреждения 1 рабочее место – свиновод, в столовой для осужденных 2 рабочих места – резчик пищевой продукции и пекарь, в обслуге штаба и жилой зоны 1 рабочее место – рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, в отделе интендантского и хозяйственного обеспечения 1 рабочее место – подсобный рабочий, в камере хранения личных вещей осужденных 1 рабочее место – заведующий камерой хранения. Таким образом, ФКУ ИК-25 не обеспечено право осужденных на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. Ранее, в июле 2011 года аналогичные нарушения были выявлены в ходе проверки работниками Челябинской прокуратуры. Надлежащих, предусмотренных законодательством мер к устранению выявленных нарушений ФКУ ИК-25 не принято. Указанные во внесенном ДД.ММ.ГГГГ прокурором представлении нарушения трудового законодательства не устранены. Незаконное бездействие ФКУ ИК-25 ведет к нарушению прав осужденных на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права осужденных, которые будут трудоустроены на вышеуказанныхпроизводственных участках ФКУ ИК-25.В ФКУ ИК-25 на вышеуказанных производственных участках на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на установление безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

В судебном заседании помощник Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Киртьянов А.Г. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель ответчика ФКУ ИК-25 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.72).

В отзыве на исковое заявление и.о. начальника ФКУ ИК-25 ФИО3 указал, что учреждение признает исковые требования в полном объеме. ФКУ ИК-25 является казенным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, находится в крайне тяжелом финансовом положении, в связи с этим аттестация рабочих мест производственных участков по условиям труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не проводилась. Проведение аттестации рабочих мест планируется во 2-ом полугодии 2012 года. (л.д.74).

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.73).

Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Положениями ст.209 ТК РФ определены следующие понятия:

- безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

- сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе, и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Данным Порядком установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все рабочие места работодателя (п.4).

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п.2).

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (п.13).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются, в том числе, в целях информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течении трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.3).

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п.8).

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (ФКУ ИК-25) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. (Устав- л.д.47-53).

Согласно п. 2.5.1 Устава ФКУ ИК-25 обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; безопасность лиц, находящихся на его территории.

Таким образом, на основании анализа вышеприведенных правовых норм и документов, суд приходить к выводу, что ФКУ ИК-25 обязано проводить аттестацию рабочих мест для обеспечения права отбывающих наказание лиц на безопасные, соответствующие нормам закона и требованиям безопасности и гигиены условия труда.

Челябинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда в ФКУ ИК-25 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ(л.д.14-19,24-29), в соответствии с которой было выявлено не полное проведение аттестации рабочих мест, что подтверждается представлением об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства в ФКУ ИК-25 (л.д.20-21), справкой ФКУ ИК-25 (л.д.33).

Из представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства в ФКУ ИК-25 от июля 2011 г. следует, что в настоящее время в ФКУ ИК-25 не аттестовано по условиям труда 13 рабочих мест (л.д.20-21).

Согласно письму и.о. начальника ФКУ ИК-25 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8), первый этап аттестации по условиям труда не аттестованных рабочих мест внебюджетных участков, в том числе: подсобное хозяйство: свиновод, будет проводиться в июле 2012 года. Заявка на проведение аттестации по условиям труда не аттестованных рабочих мест бюджетных участков, в том числе столовая для спецконтингента: резчик пищевой продукции, пекарь; обслуга штаба и жилой зоны: рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; отдел интендантского и хозяйственного обеспечения: подсобный рабочий; камера хранения личных вещей осужденных: заведующий камерой хранения с расчетом финансовой необходимости для оплаты работ по проведению аттестации подана в ГУФСИН России по ЧО. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда бюджетных участков учреждения планируется в 2012 году.

Из объяснений старшего инженера по охране труда и технике безопасности ФКУ ИК-25 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в настоящее время в ФКУ ИК-25 не проведена аттестация 6 рабочих мест: подсобный рабочий, свиновод, резчик пищевой продукции, пекарь, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, заведующий камерой хранения (л.д.9,30).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФКУ ИК-25 нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика в судебном заседании не отрицал тот факт, что до настоящего времени аттестация вышеуказанных 6 рабочих мест в учреждении не проведена.

Не проведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда ставит под угрозу нарушения права неопределенного круга трудоустроенных осужденных, поскольку отсутствует оценка условий труда на каждом рабочем месте с учетом вредных факторов и возможность прогнозировать риск развития профессиональных заболеваний и других нарушений здоровья, а также возможные права на получение досрочной пенсии с учетом времени работы в тяжелых условиях.

Поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что обязанность по проведению аттестации 6 рабочих мест: в подсобном хозяйстве учреждения одно рабочее место- свиновод; в столовой для осужденных два рабочих места – резчик пищевой продукции и пекарь; в обслуге штаба и жилой зоны одно рабочее место- рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; в отделе интендантского и хозяйственного обеспечения одно рабочее место- подсобный рабочий; в камере хранения личных вещей осужденных одно рабочее место- заведующий камерой хранения по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ФКУ ИК-25 надлежащим образом не исполнена, то требования Челябинского прокурора о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-25 в связи с непроведением аттестации рабочих мест в учреждении подлежат удовлетворению.

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возложена законом в целях обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в соответствии с положениями ст.210 ТК РФ и ее исполнение, в том числе для казенных учреждений, не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия финансирования.

Невыполнение ФКУ ИК-25 данной обязанности ставит под угрозу нарушения вышеприведенные права неопределенного круга лиц, отбывающих наказание и трудоустроенных на неаттестованные должности у ответчика.

То обстоятельство, что ответчик принимал меры к аттестации других рабочих мест, не свидетельствует о законности его бездействия по непроведению аттестации указанных в исковом заявлении рабочих мест.

На основании изложенного, в целях устранения допущенного нарушения на ФКУ ИК-25 следует возложить обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда: в подсобном хозяйстве учреждения одно рабочее место- свиновод; в столовой для осужденных два рабочих места – резчик пищевой продукции и пекарь; в обслуге штаба и жилой зоны одно рабочее место- рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; в отделе интендантского и хозяйственного обеспечения одно рабочее место- подсобный рабочий; в камере хранения личных вещей осужденных одно рабочее место- заведующий камерой хранения.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ФКУ ИК-25, то суд считает необходимым установить срок их исполнения в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ.

Челябинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд обязать ФКУ ИК-25 совершить вышеуказанные действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Со стороны ответчика никаких возражений относительно срока проведения аттестации не поступило. Таким образом, с учетом того, что проведение аттестации рабочих мест планируется ответчиком во втором полугодии 2012 года, а также позиции ответчика по делу, суд полагает указанный прокурором срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям трударазумным и считает возможным установить срок для исполнения возложенной судом обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ обе стороны освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем понесенные судом расходы подлежат возмещению за счет средств бюджета на основании ч.4 ст.103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198, 233-237ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном порядке с последующей сертификацией работ по охране труда: в подсобном хозяйстве учреждения одно рабочее место- свиновод; в столовой для осужденных два рабочих места – резчик пищевой продукции и пекарь; в обслуге штаба и жилой зоны одно рабочее место- рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий; в отделе интендантского и хозяйственного обеспечения одно рабочее место- подсобный рабочий; в камере хранения личных вещей осужденных одно рабочее место- заведующий камерой хранения.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать вЗлатоустовский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: С.Ю.Фомин

Решение не вступило в законную силу.