о признании распоряжения незаконным, обязывании выделить земельный участок



Дело № 2-1224/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 года                         г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Федосеевой Ю.В.,

с участием истцов Таможникова А.Б., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К. и их представителя Платоновой Е.А., представителя ответчика Мезенова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Таможникова А.Б., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения в части незаконным, обязывании выделить земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства,

у с т а н о в и л :

Таможникова А.Ь., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К. обратились в суд с исками к администрации Златоустовского городского округа (далее – «администрация ЗГО»), в которых просят признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от 22.02.2012 г. № 233-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 2 от 26.01.2012 г.» в части отказа в отводе каждому в предоставлении земельных участков в аренду примерной площадью 2 500 кв. м. по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на приусадебном земельном участке (подпункты 13-15 п. 4 протокола комиссии), обязать ответчика выделить им указанные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявленных требований указали, что в начале 2012 года они обратились в администрацию ЗГО с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков примерной площадью 2 500 кв. м. каждому., расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. В газете «Златоустовский рабочий» был опубликован протокол комиссии по землеотводам № 2 от 26.01.2012 г., утвержденный распоряжением администрации ЗГО от 22.02.2012 г. № 233-р, из которого следует, что им отказано в отводе указанных земельных участков ввиду принятого решения о разработке проекта планировки и межевания данной территории. С отказом истцы не согласны, поскольку законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения по существу (л.д. 51).

В судебном заседании истцы Таможникова А.Ь., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К. и их представитель Платонова Е.А. настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Дополнительно суду пояснили, что намерены использовать испрашиваемые земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, построить теплицы, выращивать белокочанную капусту, а также для отдыха на природе.

Представитель ответчика администрации ЗГО ФИО6 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований ответчикам отказать, так как территория, на которой должны быть отведены земельные участки, не освоена, отсутствуют дороги, проезды, система канализации, в связи чем предоставление спорных земельных участков истцам в настоящее время невозможно. Администрацией ЗГО в настоящее время принято решение о разработке проекта планировки и межевания (отзыв на иск - л.д. 56-57).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 3 ст. 81 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ.

Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом РФ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 г. № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с п.п. 3 п. 3 Положения максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,25 га.

Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий». Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п. 9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п. 11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:

1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения;

2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п. 12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п. 14).

    Обязанность по подаче заявления о предоставлении земельного участка, соответствующего по содержанию положениям п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, лежит на гражданине, заинтересованном в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Таможникова А.Ь., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К. обратились с заявлениями о предоставлении каждому из них в аренду земельных участков примерной площадью по 2 500 кв. м. каждый, расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома (л.д. 40-41, 43-44, 46-47).

Согласно протоколу комиссии по землеотводам от 26.01.2012 г. № 2, утвержденному распоряжением администрации ЗГО от 22.02.2012 г. № 233-р, заявителям было отказано в предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома (подпункты 13-15 пункта 4) ввиду принятого решения о разработке проекта планировки и межевания данной территории (л.д. 49-50).

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2).

Согласно ст. 3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п. 1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).

Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п. 1).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона).     Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. 3 ст. 4 Закона).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п. 4 ст.4 Закона).

Земельные участки, испрашиваемые Таможникова А.Ь., Гаврилова В.В., Гальблауб А.К., находятся в пределах городской черты г. Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства могут быть только приусадебными, предназначенными для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Из пояснений истцов и их представителя в судебном заседании следует, что истцы со своими семьями планируют отдыхать на испрашиваемых земельных участках, заниматься сельским хозяйством (выращивать капусту), возвести теплицы.

Как следует из пояснений представителя ответчика и из его письменного отзыва на иск, испрашиваемые земельные участки расположены на территории, которая не освоена, отсутствуют дороги, проезды, система канализации. В отношении данной территории не разработан проект планировки и межевания.

В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

В соответствии с п. 5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что земельные участки, испрашиваемые истцами, находятся в жилой зоне В.1.1. – зона усадебной застройки, коттеджей.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г. Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02.03.2007 г., жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Основные виды разрешенного использования:

1.1. отдельно стоящие жилые дома усадебного типа на одну семью

1.2. блокированные жилые дома на несколько семей с придомовыми участками

1.3. жилые улицы, проезды (ширина проезда - не менее 6м).

Таким образом, на территории, где расположены испрашиваемые земельные участки, обязательно размещение жилых домов на приусадебных земельных участках.

Из пояснений истцов и их представителя в судебном заседании и текста исковых заявлений следует, что возведение ими жилых домов после предоставления им земельных участков не планируется, участки изначально испрошены для предоставления в аренду без возведения жилого дома. Учитывая, что испрашиваемые земельные участки находятся в жилой территориальной зоне, ведение на них личного подсобного хозяйства только для производства сельскохозяйственной продукции без возведения жилого дома недопустимо.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы представителя администрации ЗГО о невозможности предоставления земельных участков в виду отсутствия планировки и межевания территории.

Подготовка документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, возложена на органы местного самоуправления городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Частью 1 ст. 42 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч. 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (ч. 3). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы зон действия публичных сервитутов (ч. 5).

    Таким образом, разработка проектов планировки и межевания территории необходима для определения свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

    На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В иске Таможникову А.Б., Гаврилову В.В., Гальблауб А.К. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа № 233-р от 22 февраля 2012 года «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 2 от 26 января 2012 года» в части отказа каждому в предоставлении земельных участков в аренду примерной площадью 2 500 кв. м. по адресному ориентиру: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на приусадебном земельном участке, обязывании выделить земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий:                  Короленко В.А.

Решение не вступило в законную силу.