о признании распоряжения Администрации незаконным в части



Дело № 2-1338/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 г. г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Руновой Т.Д.,

при секретаре Аненковой М.Н.,

с участием

заявителя Нехороших Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нехороших Л.И. о признании распоряжения администрации Златоустовского городского округа в части отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды незаконным, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

у с т а н о в и л :

Нехороших Л.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ей в предоставлении земельного участка на праве аренды, площадью 550 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, обязать администрацию ЗГО предоставить ей указанный земельный участок на праве аренды после проведения работ по его формированию.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ей было отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ввиду наличия на нем объекта недвижимости, права на который не определены. С указанным решением она не согласна, поскольку она постоянно с 1992 г. открыто и непрерывно пользуется указанным земельным участком, расположенное на нем домовладение является заброшенным, в нем никто не проживает более двадцати лет. Тихомировы, которые ранее проживали в данном доме, много лет назад получили квартиру и с тех пор земельным участком не пользуются. Она является собственником <адрес>, расположенного рядом с испрашиваемым земельным участком. Оспариваемое распоряжение нарушает её права, поскольку она лишена возможности пользоваться земельным участком на законных основаниях и оформить в отношении него свои права (л.д.3).

В судебном заседании заявитель Нехороших Л.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.39). В письменном отзыве ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-23), возражал против удовлетворения требований Нехороших Л.И., указав, что исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды данного земельного участка имеют только собственники объекта недвижимости, расположенного на участке. Поскольку Нехороших Л.И. не представила документы, подтверждающие ее право собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, оспариваемое распоряжение является законным (л.д.20).

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требования Нехороших Л.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

По смыслу и содержанию указанной нормы закона следует, что для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий – несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Пунктом 3 ст. 81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пунктам 5 и 6 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).

Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Нехороших Л.И. обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка примерной площадью 550 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 24). Согласно протоколу комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 6 пункта 5), утвержденному распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, Нехороших Л.И. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства ввиду наличия на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, права на который не определены (л.д.6).

Из заявления и пояснений Нехороших Л.И. в судебном заседании, следует, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Испрашиваемый земельный участок находится северо-восточнее ее дома, на нем расположен заброшенный дом, в котором никто не проживает на протяжении 20 лет. Она постоянно с 1992 г. открыто и непрерывно пользуется указанным земельным участком, обрабатывает его, ухаживает за ним, выращивает на нем картофель.

В 2012 г. Нехороших Л.И. обращалась в Златоустовский городской суд с заявлением о признании ее собственником земельного участка по указанному адресу в силу приобретательной давности. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Нехороших Л.И. отказано в удовлетворении исковых требований (л.д.7-9)

По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области право собственности на земельный участок по адресу: Россия, <адрес> не зарегистрировано (выписка - л.д.14), право собственности на дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО5 (выписка - л.д. 38).

<данные изъяты>

Земельный участок площадью 536 кв.м., испрашиваемый Нехороших Л.И., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер , находится на землях населенных пунктов, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о правах на земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д.13).

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

По смыслу приведенной статьи возможность приобрести права на земельные участки закон предоставляет не любому владельцу недвижимости, а только лицам, которым принадлежат права на здания, строения, сооружения. Фактическое использование земельного участка на протяжении длительного времени основанием для возникновения права на такой участок не является.

Нехороших Л.И. не представлено доказательств наличия прав на жилой дом, находящийся на испрашиваемом земельном участке. Напротив, в судебном заседании установлено, что право собственности на дом зарегистрировано за другим лицом – ФИО5 При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок нельзя считать свободным от прав иных лиц.

На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя Нехороших Л.И. удовлетворению не подлежат, поскольку судом не установлено нарушение её прав, отказ в предоставлении земельного участка на праве аренды для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома осуществлен органом местного самоуправления в пределах представленных ему полномочий.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Нехороших Л.И. в удовлетворении заявления к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ей в предоставлении земельного участка на праве аренды, примерной площадью 550 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, о возложении обязанности предоставить указанный земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий Т.Д. Рунова

Решение в законную силу не вступило