О признании незаконным распоряжения в части отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья



дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                    г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего:    Квашниной Е.Ю.,

при секретаре:            Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца адвоката Говорковой В.Я., представителя ответчика администрации ЗГО Костиной Н.Д., третьего лица Канавец С.В.,

гражданское дело по иску Канавца К.А. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета, возложении обязанности по восстановлению в списках участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»,

у с т а н о в и л :

    Канавца К.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, впоследствии заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уточнил исковые требования, просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы», обязать ответчика восстановить его и членов его семьи в списке молодых семей - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы» - претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году по Челябинской области (т. 1 л.д. 3-4, 26-28, т. 2 л.д. 14-15).

    В обоснование своих требований истец сослался на то, что распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в предоставлении субсидии и принятии их на учет в качестве участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» он и члены его семьи: жена Канавец С.В., дети ФИО5, ФИО6 были признаны нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья и приняты на учет в качестве участников подпрограммы. В соответствии с датой подачи заявления, он был поставлен в очередь по списку на получение субсидии по<адрес>. Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка молодых семей-участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ., его семья включена в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году. На основании указанного списка государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ был утвержден сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ г. по Челябинской области. Указанный список (выписка из него по ЗГО) был направлен в администрацию ЗГО для проведения работы по выдаче сертификатов, Однако, на основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ семья истца была снята ответчиком с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы. Основанием снятия с учета послужили изменения, внесенные постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в областную целевую программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», то есть в связи с достижением истцом ДД.ММ.ГГГГ возраста, превышающего 35 лет. Полагает, что снятие его семьи с учета является незаконным, поскольку изменения в областную подпрограмму были внесены после утверждения Министерством списков молодых семей-участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем ДД.ММ.ГГГГ году по Челябинской области, и орган местного самоуправления не вправе изменять утвержденные госзаказчиком подпрограммы списки.

Кроме того, внесенные изменения в Приложение 4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы, не соответствуют правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, изложенным в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец о времени и месте слушания дела извещен, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (т. 2 л.д. 13).

Представитель истца адвокат Говоркова В.Я., действующая по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 199), на удовлетворении исковых требований настаивала по указанным выше основаниям.

    Представитель ответчика администрации ЗГО Костина Н.Д., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 6-8), исковые требования считает необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д.34-35), из которого следует, что согласно п.4 приложения 4 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ., утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ , молодая семья при достижении возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы. Орган местного самоуправления вправе вносить изменения в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если один из супругов в молодой семье либо один родитель в неполной семье достигли возраста, превышающего 35 лет. ДД.ММ.ГГГГ из Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области поступила информация о том, что в список к договору о финансировании мероприятий подпрограммы администрацией ЗГО необоснованно включена семья истца ФИО12, не соответствующая условиям подпрограммы о возрасте участников, и было рекомендовано привести список в соответствие с условиями подпрограммы. В связи с чем, Администрация ЗГО сняла истца и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы, что требованиям закона не противоречит. Кроме того, на день утверждения госзаказчиком подпрограммы списков претендентов на получение социальных выплат истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уже достиг возраста 35 лет.

    Третье лицо Канавец С.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен (т.2 л.д. 18-19). Из представленных суду отзывов на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 49-50), от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 18-19) следует, что Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является государственным заказчиком подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Учитывая возраст Канавца К.А. 36 лет, включение его семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ г. по Челябинской области не означает его безусловного права на получение мер господдержки, поскольку его семья на день утверждения указанного списка уже утратила статус «молодая семья», в силу чего лишена права на господдержку в рамках названной подпрограммы. Кроме того, финансирование программы на ДД.ММ.ГГГГ год закрыто и включить семью в список на получение субсидии в 2011 г. не представляется возможным.

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Канавца К.А.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы», в состав которой вошла программа «Обеспечение жильём молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансирования помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Согласно паспорту подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы», государственная поддержка молодых семей путём предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома осуществляется за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов и собственных (или заёмных) средств молодых семей-участников подпрограммы (раздел IV).

Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований.

Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной федеральной подпрограммы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Областная целевая программа «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», в состав которой входит подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предусматривающая аналогичные условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.

Пунктом 32 подпрограммы определено, что днем принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий целевой программы «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ.» (т.1 л.д. 70-87). В соответствии с постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ текст подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ.» изложен в новой редакции (т.1 л.д. 224-242). Пункт 30 указанной подпрограммы предусматривает аналогичные условия для признания молодой семьи её участником.

Согласно п. 21 указанной подпрограммы, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные администрацией ЗГО нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено судом, истец Канавца К.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. и Канавец С.В., ДД.ММ.ГГГГг.р. состоят в браке со ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака – т. 1 л.д.30) и имеют на иждивении четверых несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р. (свидетельства о рождении – т.1 л.д. 30-33).

Семья истца зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> (справка – т.1 л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ Канавца К.А. обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о признании его семьи нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (т.1 л.д.55)

Распоряжением Главы Златоустовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ семья Канавца К.А. в составе четырех человек была признана нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья и принята на учет в качестве участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (т.1 л.д.6,54).

В связи с утверждением постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий целевой программы «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ.», распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Список молодых семей – участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году» (т.1 л.д.8-9,57-60).

Семья истца в составе шести человек была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы» и включена в список под . Указанная информация отделом жилищной политики администрации ЗГО была доведена до сведения Канавца К.А. письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.7-9).

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 36 лет. ДД.ММ.ГГГГ его жене Канавец С.В. также исполнилось 36 лет.

Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы» в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», на основании решения жилищной комиссии Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), семья Канавца К.А. в составе шести человек была снята с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы» долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», в связи с достижением Канавца К.А., ДД.ММ.ГГГГ гр., возраста, превышающего 35 лет (т.1 л.д. 10-11,56).

Снятие администрацией ЗГО семьи Канавца К.А. с учета граждан, признанных ранее нуждающимися в предоставлении субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья в качестве участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 Приложения 4 «Порядок формирования органом местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году» к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ), формирование списка молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляет орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует список молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в той же хронологической последовательности, в какой молодые семьи были признаны участницами подпрограммы, исходя из средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной подпрограммы в планируемом финансовом году; список утверждается главой муниципального образования Челябинской области, скрепляется печатью и представляется государственному заказчику подпрограммы - Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на бумажном и электронном носителях по форме согласно приложению 7 к настоящей подпрограмме (п. 3 указанного Приложения).

В список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не включаются молодые семьи - участники подпрограммы, возраст одного из супругов в которой, либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет.

Молодая семья при достижении возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы (п.4 указанного Приложения).

Тот факт, что семья ФИО12 изъявила желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья ещё в 2008 году, и впоследствии распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ по Златоустовскому городскому округу, не означает безусловного права семьи истца на получение мер государственной поддержки.

Пунктом 5 действующих на момент постановки семьи истца на учет Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ., утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, также было предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Аналогичное положение было предусмотрено п.п. 4 п. 31 областной подпрограммы, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют формирование списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье, являющейся претендентом на получение социальной выплаты в планируемом году на дату предоставления названного списка государственному заказчику подпрограммы, не должен превышать 35 лет.

Таким образом, при утверждении подпрограмм обеспечения жильем молодых семей было установлено возрастное ограничение на участие в подпрограмме и определен момент, на который определяется возраст супругов – на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Как установлено судом, администрация ЗГО в соответствии с п. 37 Подпрограммы, пунктами 3,4 Порядка формирования администрацией Златоустовского городского округа списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, являющегося Приложением 4 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы на территории ЗГО (т.2 л.д. 239), сформировала список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ утвердив его ДД.ММ.ГГГГ распоряжением (т.1л.д.57-60), где семья истца значится под .

Пунктами 6, 7 указанного Порядка формирования списков предусмотрено, что список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году администрация ЗГО формирует на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году после доведения лимитов бюджетных ассигнований федерального и областного бюджетов на соответствующий год; такой список утверждается Главой ЗГО, скрепляется печатью и предоставляется государственному заказчику подпрограммы по форме согласно приложению 6 к подпрограмме; названный список является неотъемлемой частью к договору о финансировании мероприятий подпрограммы.

Государственный заказчик подпрограммы после определения Министерством регионального развития РФ размера субсидий, предоставляемых бюджету Челябинской области, утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете и(или) местных бюджетах на соответствующий год на финансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств. Выписки из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводятся органом исполнительной власти субъекта РФ до органов местного самоуправления. В соответствии с п. 39 Подпрограммы, администрация ЗГО доводит до сведения молодых семей-участников подпрограммы решение государственного заказчика подпрограммы по вопросу о включении их в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Указанные условия Подпрограммы, действующей на территории ЗГО, не противоречат пунктам 39-42 областной подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», а также пунктам 20-24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Как следует из письма заместителя Министра строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.181-182), ответа первого заместителя Министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос адвоката (т.1 л.д.183), ответа Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 214-216), в соответствии с п.40 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ -П, сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году формируется Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного строительства Челябинской области на основании списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, предусмотренных на софинансирование мероприятий подпрограммы из областного и местных бюджетов на планируемый год, для направления его государственному заказчику федеральной подпрограммы с целью участия в конкурсном отборе субъектов РФ в реализации федеральной программы.

Дата предоставления государственному заказчику подпрограммы сводного списка устанавливается государственным заказчиком подпрограммы – Министерством регионального развития РФ. В ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с принятием новой федеральной программы на период ДД.ММ.ГГГГ годы, срок представления документов на конкурсный отбор субъектов РФ для участия в реализации федеральной подпрограммы Приказом Минрегион России от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ

Администрацией ЗГО список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году по ЗГО, был сформирован ДД.ММ.ГГГГ и представлен в Министерство в установленный Министерством срок до ДД.ММ.ГГГГ Сводный список по Челябинской области был утвержден ДД.ММ.ГГГГ и в установленный Минрегионом России срок представлен в Минрегион России ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.41 сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году по Челябинской области был утвержден ДД.ММ.ГГГГ., как приложение к соглашению с Минрегионом России о предоставлении субсидии из федерального бюджета Челябинской области, и был направлен в Минрегион России в установленный им срок - до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 42 подпрограммы выписка из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году по Челябинской области была направлена Главе ЗГО ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 175-179).

Правительство Челябинской области после заключения соглашения с Минрегионом России о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области утвердило распределение средств федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям Челябинской области постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ после выхода которого Министерством были подготовлены и направлены в муниципальные образования Челябинской области уведомления о лимитах бюджетных обязательств федерального и областного бюджетов. ЗГО указанное уведомление о лимитах бюджетных обязательств было доведено ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 43 подпрограммы орган местного самоуправления в течение 2-х месяцев с даты получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств организует работу по предоставлению молодым семьям социальных выплат:

- оповещает молодые семьи-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления в течение 1 месяца документов, предусмотренных условиями подпрограммы для получения свидетельства.

После представления молодыми семьями документов, предусмотренных подпрограммой, и их соответствия требованиям подпрограммы, муниципальное образование формирует список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по муниципальному образованию, который является неотъемлемой частью договора о финансировании мероприятий подпрограммы, заключаемого с Министерством.

Внесение изменений в утвержденный список претендентов по Челябинской области в соответствующем году осуществляется по основаниям и в порядке, определенном п.9 приложения 4 к настоящей подпрограмме.

ЗГО список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году по ЗГО был сформирован и утвержден распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным подпрограммой порядком, на основании направленных Министерством ДД.ММ.ГГГГ выписки из списка претендентов по Челябинской области и ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о лимитах бюджетных обязательств федерального и областного бюджетов.

Таким образом, на день принятия Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ решения о включении семьи истца - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Челябинской области, возраст истца Канавца К.А., ДД.ММ.ГГГГ р., превысил 35 лет, что в силу п.п. а п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной федеральной подпрограммы, п.п.1 пункта 30 подпрограммы, действующей на территории ЗГО, исключает право семьи истца на участие в подпрограмме и получение мер государственной поддержки.

Из материалов дела следует, что список молодых семей-участников областной подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» - претендентов на получение социальной выплаты в 2011 г. по Златоустовскому городскому округу, в количестве 13 семей, в том числе под семья истца Канавца К.А., утвержденный распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Главой ЗГО, скрепленный печатью, был направлен ДД.ММ.ГГГГ государственному заказчику подпрограммы - в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, как неотъемлемая часть к договору о финансировании мероприятий подпрограммы (т.1 л.д. 36-40).

Однако, в представленном ответчиком виде, список молодых семей-участников областной подпрограммы - претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по Златоустовскому городскому округу, государственным заказчиком подпрограммы принят не был, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации ЗГО было рекомендовано привести список в соответствие с условиями подпрограммы, исключив из него семьи, в том числе семью истца, как не соответствующие по возрасту условию подпрограммы (т.1 л.д. 41).

Уведомлением о произведенных изменениях в списке молодых семей-участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по Златоустовскому городскому округу (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) администрация ЗГО довела до сведения Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об исключении семьи истца из списка участников подпрограммы по возрастному критерию (т.1 л.д. 248-249).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список молодых семей - участниц подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ г. по Златоустовскому городскому округу, в котором семья истца отсутствует; этим же распоряжением распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р признано утратившим силу (т.1 л.д. 244-249).

Указанные действия администрации ЗГО не противоречат п. 4-1, п. 9 Приложения 4 к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы в редакции Постановления Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Доводы представителя истца о том, что к спорным правоотношениям указанные положения региональной подпрограммы в новой редакции не применимы и орган местного самоуправления не вправе был до ДД.ММ.ГГГГ вносить изменения в утвержденный госзаказчиком региональной подпрограммы сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем ДД.ММ.ГГГГ году, не могут являться основанием для отмены оспариваемого распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснено п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дел данной категории следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания решения органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие двух условий: в совокупности: несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием прав и законных интересов заявителя.

Поскольку право на получение данной социальной выплаты связано с установленным возрастным критерием супругов, то достижение одним из супругов предельного возраста, дающего ему право на получение указанной выше меры государственной социальной поддержки, влечет утрату права на включение семьи в список молодых семей - участников подпрограммы, не зависимо от того, принято или нет решение администрации города об исключении семьи из списков граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме.

Достижение одним из супругов возраста 36 лет до принятия Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области решения о включении семьи истца - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 32 областной Подпрограммы, пп.3 п. 6 федеральной Подпрограммы, также является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в данной подпрограмме и предоставления ей социальной выплаты.

Внесенные в п. 4 Приложения 4 региональной подпрограммы изменения, предписывают органам местного самоуправления исключать из числа участников молодые семьи при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет.

Действующая на момент издания спорного распоряжения редакция этого пункта также не предполагала возможности получения социальной выплаты в рамках данной подпрограммы по достижению его участником 36 лет.

При этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они, и в частности семья Канавца К.А., не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение администрации ЗГО о снятии семьи Канавца К.А. с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы» не может быть расценено, как нарушающее права и свободы истца, создающее препятствия к осуществлению им гарантированного ч. 1 ст. 40 Конституции РФ права на жилище, в связи с чем, исковые требования Канавца К.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Канавцу К.А. к администрации Златоустовского городского округа о признании недействительным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Канавца К.А. и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ годы», обязывании восстановить Канавца К.А, и членов его семьи в списке молодых семей - участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на ДД.ММ.ГГГГ годы - претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ по Челябинской области, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Златоустовский городской суд.

    Председательствующий: Е.Ю.Квашнина

Решение не вступило в законную силу.