Дело № 2-1566/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2012 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Васильева С.В.
при секретаре Курчатовой Т.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цикунов А.А. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения,
у с т а н о в и л :
Цикунов А.А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрации ЗГО), в котором просил признать незаконным распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ему в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., находящегося по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.5).
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением ему отказано в отводе земельного участка по мотиву того, что земельный участок обременен инженерными коммуникациями. С решением не согласен, поскольку оно вынесено с нарушением норм земельного законодательства.
В судебное заседание истец Цикунов А.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 26).
Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В. с иском не согласен, считает оспариваемые распоряжения законными.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Цикунова А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 29, п. 1 ст. 34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.2 ст. 34 ЗК РФ).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4 ст. 34 З РФ).
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (п.5 ст. 34 ЗК РФ).
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004г. N 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (далее- Положение).
Положением предусмотрено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка; к заявлению могут прилагаться документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка (п. 9, пп. 3 п. 10).
Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п. 11).
Согласно п. 12 Положения критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего положения.
2) соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего Положения.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа.
В случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям администрация в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 13).
В соответствии с пунктами 1.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4).
В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ, Златоустовское городское Собрание депутатов в пункте 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте установило, что на территории Златоустовского городского округа исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного места размещения объекта.
Для остальных случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в том числе в аренду) данным пунктом предусмотрено, что выставление земельного участка на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными актами.
В ходе судебного разбирательства, а также вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29), установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Цикунов А.А. обратился в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на правах аренды. К заявлению был приложен ситуационный план (л.д. 16).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованным в газете «Златоустовский рабочий», Цикунову А.А. отказано в отводе земельного участка примерной площадью №., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, ввиду наличия права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (пп. 4 п.2).
Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29), вышеуказанное распоряжение в оспариваемой части признано незаконным; на администрацию ЗГО возложена обязанность повторно рассмотреть заявку истца.
Судом было установлено, что по существу заявка Цикунова А.А. рассмотрена не была, заявителем испрашивался земельный участок южнее <адрес>, а не участок № по <адрес>, собственником которого он является.
ДД.ММ.ГГГГ Златоустовским городским судом рассмотрено заявление Цикунова А.А. о признании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе дополнительного земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; обязании Администрации ЗГО выделить дополнительный земельный участок примерной площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, после проведения работ по его формированию.
В отводе дополнительного земельного участка примерной площадью <данные изъяты> ответчик отказал на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
Признав Распоряжение Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, Златоустовский городской суд возложил на Администрацию ЗГО обязанность предоставить истцу дополнительный земельный участок. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Суд при вынесении решения сослался на то, что законодателем для зон, в которых расположены объекты электросетевого хозяйства и для земельных участков, расположенных в границах таких зон, установлены особые условия использования. Земельное и лесное законодательство указание на изъятие данных земельных участков из оборота, а так же на невозможность предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в пределах населенных пунктов не содержит. В судебном заседании также достоверно было установлено, что спорный земельный участок не был изъят из оборота и не ограничен в нём.
Кроме того, при повторном рассмотрении заявки Цикунова А.А. решением комиссии по землеотводам, утвержденным распоряжением администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» истцу было отказано в отводе земельного участка, так как согласно генеральному плану города земельный участок попадает в ФИО71 (леса,луга), в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства (пп. 7 п.2).
Указанное распоряжение было обжаловано истцом в Златоустовский городской суд, который решением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24), отказал ЦикуновуА.А. в удовлетворении его требований о признании указанного распоряжения в части отказа истцу в отводе указанного земельного участка также о признании распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части поручения МУ «КУИ ЗГО» сформировать, после чего организовать проведение торгов земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., находящегося по адресу: <адрес>, понуждении предоставить испрашиваемый земельный участок.
В обоснование вынесенного решения суд указал, что при наличии нескольких заявок на один участок администрация с учетом положений ст. 30 ЗК РФ администрация ЗГО правильно приняла решение о предоставлении земельного участка в порядке торгов. Подпункт 1 п. 10 распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ о поручении КУИ ЗГО сформировать земельный участок, после чего провести торги, является также законным и обоснованным.
ДД.ММ.ГГГГ Цикунов А.А. повторно обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка примерной площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Однако, распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол комиссии по землеотводам в № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пп. 6 п. 3 которого Цикунову А.А. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок обременен инженерными коммуникациями.
Указанное распоряжение суд считает незаконным и необоснованным.
Согласно Генеральному плану <адрес> и Правилам землепользования и застройки <адрес>, а также установлено в ходе судебного разбирательства при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, часть испрашиваемого Цикуновым А.А., земельного участка примерной площадью <данные изъяты>. находится в территориальной ФИО71 (природоохранная зона – леса, луга), часть земельного участка примерной площадью <данные изъяты>. – в зоне В.1.1 – зона усадебной застройки, коттеджей (ответ УАиГ л.д. 23, выкопировка из карты градостроительного зонирования территории л.д. 24). ФИО71 предназначена для сохранения естественных природных ландшафтов города, сохранения благоприятной экологической обстановки, а также для отдыха населения. В состав ФИО71 включены территории, занятые лугами и городскими лесами, в т.ч. землями лесов, не покрытых растительностью (л.д.48-52).
Согласно Правил землепользования (л.д. 82), в ФИО71 осуществляется ведение лесного хозяйства, а также использование лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ леса, на участках, свободных от деревьев, могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
То обстоятельство, что на запрашиваемом земельном участке находятся инженерные коммуникации, не может являться основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка, поскольку в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г.), для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, может быть оформлен публичный сервитут без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Таким образом, участок, расположенный в зоне А.1, может быть предоставлен истцу, поскольку цель использования спорного земельного участка предусмотрена ст. 38 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При таких обстоятельствах исковые требования Цикунова А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации ЗГО также подлежат взысканию судебные расходы по оплате судебных расходов в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Цикунов А.А. удовлетворить в полном объеме.
ФИО1 незаконным ФИО1 администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Цикунов А.А. в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., расположенное по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения сельского хозяйства.
Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа обязанность утвердить и выдать Цикунов А.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, примерной площадью <данные изъяты> расположенное по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения сельского хозяйства.
Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Цикунов А.А. государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд, через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.В. Васильев
Решение не вступило в законную силу