о признании распоряжения незаконным



Дело № 2-1566/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2012 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего         Васильева С.В.

при секретаре                Курчатовой Т.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цикунов А.А. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения,

у с т а н о в и л :

Цикунов А.А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрации ЗГО), в котором просил признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ему в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., находящегося по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.5).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением ему отказано в отводе земельного участка по мотиву того, что земельный участок обременен инженерными коммуникациями. С решением не согласен, поскольку оно вынесено с нарушением норм земельного законодательства.

В судебное заседание истец Цикунов А.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 26).

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В. с иском не согласен, считает оспариваемые распоряжения законными.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Цикунова А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 29, п. 1 ст. 34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.2 ст. 34 ЗК РФ).

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4 ст. 34 З РФ).

В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (п.5 ст. 34 ЗК РФ).

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004г. N 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (далее- Положение).

Положением предусмотрено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка; к заявлению могут прилагаться документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка (п. 9, пп. 3 п. 10).

Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п. 11).

Согласно п. 12 Положения критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:

1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего положения.

2) соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего Положения.

Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа.

В случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям администрация в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 13).

В соответствии с пунктами 1.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4).

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ, Златоустовское городское Собрание депутатов в пункте 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте установило, что на территории Златоустовского городского округа исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного места размещения объекта.

Для остальных случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в том числе в аренду) данным пунктом предусмотрено, что выставление земельного участка на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными актами.

В ходе судебного разбирательства, а также вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29), установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Цикунов А.А. обратился в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на правах аренды. К заявлению был приложен ситуационный план (л.д. 16).

Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованным в газете «Златоустовский рабочий», Цикунову А.А. отказано в отводе земельного участка примерной площадью ., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, ввиду наличия права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> (пп. 4 п.2).

Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29), вышеуказанное распоряжение в оспариваемой части признано незаконным; на администрацию ЗГО возложена обязанность повторно рассмотреть заявку истца.

Судом было установлено, что по существу заявка Цикунова А.А. рассмотрена не была, заявителем испрашивался земельный участок южнее <адрес>, а не участок по <адрес>, собственником которого он является.

ДД.ММ.ГГГГ Златоустовским городским судом рассмотрено заявление Цикунова А.А. о признании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе дополнительного земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; обязании Администрации ЗГО выделить дополнительный земельный участок примерной площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, после проведения работ по его формированию.

В отводе дополнительного земельного участка примерной площадью <данные изъяты> ответчик отказал на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Признав Распоряжение Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, Златоустовский городской суд возложил на Администрацию ЗГО обязанность предоставить истцу дополнительный земельный участок. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Суд при вынесении решения сослался на то, что законодателем для зон, в которых расположены объекты электросетевого хозяйства и для земельных участков, расположенных в границах таких зон, установлены особые условия использования. Земельное и лесное законодательство указание на изъятие данных земельных участков из оборота, а так же на невозможность предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в пределах населенных пунктов не содержит. В судебном заседании также достоверно было установлено, что спорный земельный участок не был изъят из оборота и не ограничен в нём.

Кроме того, при повторном рассмотрении заявки Цикунова А.А. решением комиссии по землеотводам, утвержденным распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» истцу было отказано в отводе земельного участка, так как согласно генеральному плану города земельный участок попадает в ФИО71 (леса,луга), в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства (пп. 7 п.2).

Указанное распоряжение было обжаловано истцом в Златоустовский городской суд, который решением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24), отказал ЦикуновуА.А. в удовлетворении его требований о признании указанного распоряжения в части отказа истцу в отводе указанного земельного участка также о признании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части поручения МУ «КУИ ЗГО» сформировать, после чего организовать проведение торгов земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., находящегося по адресу: <адрес>, понуждении предоставить испрашиваемый земельный участок.

В обоснование вынесенного решения суд указал, что при наличии нескольких заявок на один участок администрация с учетом положений ст. 30 ЗК РФ администрация ЗГО правильно приняла решение о предоставлении земельного участка в порядке торгов. Подпункт 1 п. 10 распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ о поручении КУИ ЗГО сформировать земельный участок, после чего провести торги, является также законным и обоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ Цикунов А.А. повторно обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка примерной площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Однако, распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол комиссии по землеотводам в от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пп. 6 п. 3 которого Цикунову А.А. отказано в предоставлении земельного участка, поскольку земельный участок обременен инженерными коммуникациями.

Указанное распоряжение суд считает незаконным и необоснованным.

Согласно Генеральному плану <адрес> и Правилам землепользования и застройки <адрес>, а также установлено в ходе судебного разбирательства при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, часть испрашиваемого Цикуновым А.А., земельного участка примерной площадью <данные изъяты>. находится в территориальной ФИО71 (природоохранная зона – леса, луга), часть земельного участка примерной площадью <данные изъяты>. – в зоне В.1.1 – зона усадебной застройки, коттеджей (ответ УАиГ л.д. 23, выкопировка из карты градостроительного зонирования территории л.д. 24). ФИО71 предназначена для сохранения естественных природных ландшафтов города, сохранения благоприятной экологической обстановки, а также для отдыха населения. В состав ФИО71 включены территории, занятые лугами и городскими лесами, в т.ч. землями лесов, не покрытых растительностью (л.д.48-52).

Согласно Правил землепользования (л.д. 82), в ФИО71 осуществляется ведение лесного хозяйства, а также использование лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ леса, на участках, свободных от деревьев, могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

То обстоятельство, что на запрашиваемом земельном участке находятся инженерные коммуникации, не может являться основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка, поскольку в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г.), для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, может быть оформлен публичный сервитут без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Таким образом, участок, расположенный в зоне А.1, может быть предоставлен истцу, поскольку цель использования спорного земельного участка предусмотрена ст. 38 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

При таких обстоятельствах исковые требования Цикунова А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Администрации ЗГО также подлежат взысканию судебные расходы по оплате судебных расходов в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Цикунов А.А. удовлетворить в полном объеме.

ФИО1 незаконным ФИО1 администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Цикунов А.А. в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., расположенное по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения сельского хозяйства.

Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа обязанность утвердить и выдать Цикунов А.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, примерной площадью <данные изъяты> расположенное по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения сельского хозяйства.

Взыскать с Администрации Златоустовского городского округа в пользу Цикунов А.А. государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд, через суд, вынесший решение.

Председательствующий С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу