о признании безработным, взыскании сумм



Дело № 2-1583/12                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года                                    г. Златоуст                            

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием истца Бадин Г.Н., представителя ответчика Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Златоуста Абакшиной Е.С., гражданское дело по иску Бадина Г.Н. к Областному казенному учреждению «Центр занятости населения» г. Златоуста о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

                    у с т а н о в и л :

    Бадин Г.Н. обратился в суд с иском к Златоустовскому центру занятости, в котором просит признать его безработным, взыскать с ответчика в его пользу пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

    В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он работал в АООТ «Булат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по ст. 33 п. 1 КЗОТ РФ. В ДД.ММ.ГГГГ он встал на учет в центр занятости в качестве не работающего. О сведениях средней зарплаты предъявил архивную справку о размере зарплаты за последние три месяца работы, отраженных в трудовой книжке. Справку о среднем заработке для определения размера пособия по безработице предъявить невозможно в виду ликвидации предприятия АООТ «Булат». В пособии истцу было отказано со ссылкой на распоряжение из Министерства, что с архивными документами они не работают.

    Определением суда ненадлежащий ответчик Златоустовский центр занятости был заменен на надлежащего ответчика Областное казенное учреждение Центр занятости населения г. Златоуста. (далее по тексту-ОКУ Центр занятости населения г. Златоуста).

Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно сформулировав требования следующим образом: просил признать незаконным бездействие ОКУ «Центр занятости населения» г. Златоуста, возложить на ответчика обязанность поставить истца на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить и выплатить пособие по безработице.

В судебном заседании истец Бадин Г.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил, что выплата пособия, по его мнению, должна быть произведена с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Златоуста Абакшина Е.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.13), с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что истцом не была предоставлена необходимая справка, и он был поставлен на учет, как гражданин, ищущий работу, а не как безработный. Истцом не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца работы с последнего места работы.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит требования Бадин Г.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как было установлено в ходе судебного заседания Бадин Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ был уволен из АООТ «Булат» по ст. 33 п.1 КЗОТ РФ (сокращение штата) (копия трудовой книжки-л.д.4). Кроме того, согласно сведений из ЕГРИП, ДД.ММ.ГГГГ Бадин Г.Н., прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения (л.д.19-22).

    Согласно сведений об ЮЛ, ОАО «Завод»Булат» (ранее-АООТ «Булат») ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность в качестве юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (л.д.44-49).

    ДД.ММ.ГГГГ Бадин Г.Н. обратился в Областное казенное учреждение «Центр занятости населения» г. Златоуста с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д.33).

Из карточки персонального учета гражданина, ищущего работу, следует, что Бадин Г.Н. был зарегистрирован в Областном казенном учреждении «Центр занятости населения» г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ в качестве ищущего работу (л.д.23).

Как пояснил истец, он предоставил все необходимые документы ответчику для постановки его на учет в качестве безработного, в том числе и архивную справку с указанием размера зарплаты за последние три месяца работы с последнего места работы.

Из пояснений представителя ответчика Абакшиной Е.С., ответа     ОКУ «Центр занятости населения г. Златоуста»     от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос (л.д.38) следует, что Бадин Г.Н. обратился в ОКУ «Центр занятости населения г. Златоуста», встал на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве ищущего работу. При обращении, Бадин Г.Н. предоставил неполный пакет документов, а именно, у него отсутствовала справка о среднем заработке за последние три месяца работы с последнего места работы. Поэтому, согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости и разъяснениям Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 10.06.2011 г. № 23-5/60, ответчик не может признать истца в качестве безработного, и соответственно, назначить выплату пособия по безработице. Несмотря на то, что Бадин Г.Н. не предоставил полный пакет документов, ответчик продолжает оказывать истцу услугу в поиске подходящей работы.

Согласно письменного отзыва ОКУ «Центр занятости населения г. Златоуста» по заявленным требованиям (л.д.14), пояснений представителя ответчика Абакшиной Е.С., Бадин Г.Н. предоставил неполный пакет документов, а именно, у него отсутствовала справка о среднем заработке за последнее три месяца работы с последнего места работы, как это требует ст.3 Закона о занятости. Кроме того, справки, выданные архивом, не могут быть приняты во внимание для решения признания в качестве безработного, поскольку не указан период работы в организации, средний заработок за последние три месяца не рассчитывается, а указывается общий доход по месяцам, не указываются сведения а наличии не оплачиваемых периодах в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению ( отгул, прогул, отпуск без сохранения заработной платы и т.д.).

Суд расценивает позицию ответчика ОКУ «Центр занятости населения г. Златоуста» при постановке на учет Бадин Г.Н. в качестве безработного, как бездействие, выразившееся в непринятии решения по заявлению Бадин Г.Н.. от ДД.ММ.ГГГГ, которое считает незаконным по следующим основаниям.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными ст. 7 ч. 1 предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту безработицы (ст. 7 ч. 2, ст. 37 ч. 3, ст. 39 ч. 2). В силу указанных положений Конституции РФ правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

В соответствии с архивной справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным бюджетным учреждением «Архив Златоустовского городского округа», заработная плата ФИО5 по последнему месту работы ОАО «Завод «Булат» указана за последние три месяца: ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6). Данная справка составлена на основании лицевых счетов по зарплате за ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 ( с изменениями ) « О занятости населения в РФ», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. Зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст.3 вышеуказанного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

В вышеуказанной статье перечислены основания, по которым граждане не могут быть признаны безработными. Данный перечень согласуется с п. 19 и п.20 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006 г. № 513.

В указанном перечне оснований, по которым гражданин не может быть признан безработным, не указано на обязательное предоставление справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы установленного образца. В перечне содержится указание о предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов- паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа. Удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости определяется в соответствии Постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62"Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости".

В возражение на заявленные исковые требования представитель ответчика Абакшина Е.С. сослалась на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17), из текста которого следует, что порядок признания гражданина безработным установлен ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г., № 1032-1 « О занятости населения в РФ», перечень документов для принятия решения о признании гражданина безработным является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, в том числе в части замены справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины. При отсутствии одного из предусмотренных ст. 3 Закона о занятости населения документов органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным. При этом органы службы занятости продолжают предоставлять гражданину государственную услугу по содействию гражданам в поиске подходящей работы.

Суд, проанализировав указанные обстоятельства, считает, что бездействие Областного казенного учреждения Центр занятости населения г. Златоуста при постановке истца на учет как безработного не обосновано, письмо министерств и ведомств не является нормативно- правовым актом и не может быть основанием для его применения. Документы в виде писем носят разъяснительный и рекомендательный характер. В данном случае прямо не урегулирован Законом « О занятости населения в РФ» момент в части предоставления справки о средней заработной плате за последние три месяца в случае ликвидации работодателя. Однако, в данной ситуации гражданин не должен находиться в не равных условиях по сравнению с иными гражданами, у которых на момент их обращения в службу занятости населения имеет место действующий работодатель или правопреемник. В данному случае суд считает возможным применить аналогию закона.

Согласно Постановления Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. № 16/19 « Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ( с изменениями и дополнениями), в п.26 Приложения указано, что в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки о среднемесячном заработке выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В соответствии с Основными правилами работы ведомственных архивов, утвержденными приказом Главархива СССР от ДД.ММ.ГГГГ , архивная справка-это официально заверенный документ, имеющий юридическую силу и содержащий информацию о сведениях, которые имеются в документах архива, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых документов. Поэтому лицо, выдавшее такую справку, несет ответственность за указанные в ней сведения. Архивные справки, выданные на основании первичных документов-лицевых счетов, используются при расчете пенсии для подтверждения среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, истец представил ответчику архивную справку о заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы. Поскольку работодатель ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ ответчику надлежит принять данную справку, как соответствующую Закону РФ «О занятости населения» и принять соответствующее решение о постановке на учет Бадин Г.Н. в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истец обратился с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Бадин Г.Н., состоял на учете в качестве безработного, и им Областному казенному учреждению «Центр занятости населения» г. Златоуста была предоставлена справка о размере среднего заработка за последние три месяца, предшествующих потере работы, выданная АООТ «Булат», которая имеется в личном деле Бадин Г.Н. (л.д.62).

Законом «О занятости населения в РФ» определены такие гарантии как, предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Назначение и выплата пособия по безработице производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Исходя из позиции ответчика, истец никогда не сможет воспользоваться гарантированным Конституцией РФ правом на социальную защиту от безработицы, поскольку бывший работодатель прекратил свою деятельность, а так как истец ранее работал, он лишается возможности получать пособие и как индивидуальный предприниматель, прекративший предпринимательскую деятельность.

Такой подход противоречит тем целям и задачам, для реализации которых принят соответствующий Закон «О занятости населения в РФ».

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что следует признать незаконным бездействие Областного казенного учреждения «Центр занятости населения» г. Златоуста, выразившееся в непринятии решения по заявлению Бадин Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Областное казенное учреждение «Центр занятости населения» г. Златоуста обязанность поставить Бадин Г.Н. на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, назначить и выплатить Бадин Г.Н. пособие по безработице, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Бадина Г.Н. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Областного казенного учреждения «Центр занятости населения» г. Златоуста, выразившееся в непринятии решения по заявлению Бадина Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Областное казенное учреждение «Центр занятости населения» г. Златоуста обязанность поставить Бадина Г.Н. на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Областное казенное учреждение «Центр занятости населения» г. Златоуста обязанность назначить и выплатить Бадину Г.Н. пособие по безработице, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через суд, вынесший решение.

Председательствующий А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу