по иску Бобровой И.М. к ООО Злат Лифт 2 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда



Дело № 2-518/2012                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года                            г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи         Максимова А.Е.,

при секретаре                     Ковалевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобровой И.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Злат Лифт-2» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

        

Боброва И.М. обратилась в суд с иском к ООО «Злат Лифт-2» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 января 2011 года по 08 февраля 2012 года, компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.

В обоснование своих требований истец указала, что работала в ООО «Злат Лифт-2» <данные изъяты> с 01 января 2011 года по 08 февраля 2012 года. Заработная плата выплачивалась меньше минимального размера, установленного Региональным соглашением в Челябинской области на 2011 год для небюджетного сектора (6 800 рублей). Она обращалась в государственную инспекцию труда, после проведенной проверки указанный факт подтвердился. Директор ООО «Злат Лифт-2» предписание инспекции выполнять отказывается. Полагает, что имела право на получение заработной платы в размере, предусмотренной Региональным соглашением.

В судебное заседание истец Боброва И.М. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Представитель ответчика ООО «ЗлатЛифт-2» Демченко Ю.В., действующая на основании Протокола общего собрания учредителей ООО «Злат Лифт-2» от 08 ноября 2010 года № 1 (л.д. 8) в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.

    Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Бобровой И.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; исполнять иные обязанности, установленные трудовым законодательством.

В силу ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В судебном заседании установлено, что Боброва И.М. в период с 01 января 2011 года по 08 февраля 2012 года работала в ООО «Злат Лифт – 2» <данные изъяты> (копия трудового договора, л.д. 3-4, копии приказов о приеме и увольнении, л.д. 83-84).

Согласно штатному расписанию ООО «Злат Лифт-2», утвержденному приказом от 26 мая 2011 года на период с 01 июня 2011 года (л.д. 47), часовая тарифная ставка <данные изъяты> составляет 25 рублей 15 копеек, заработная плата 1-й штатной единицы – 5 660 рублей 07 копеек в месяц.

В обоснование требований о взыскание недополученной заработной платы истец ссылается на невыполнение работодателем Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2011 год, которым она установлена в размере 6 800 рублей.

Правительством Челябинской области, Объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», Челябинским региональным объединения работодателей «ПРОМАСС» и «Союзом промышленников и предпринимателей» заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2011 год (л.д. 14-16).

Согласно п. 1 указанного Регионального соглашения, в соответствии с разделом II-3 Регионального соглашения между Объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», Челябинскими региональными объединениями работодателей «ПРОМАСС», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2011-2013 годы, Работодатели и Профсоюзы берут на себя обязательство обеспечить с 01 июля 2011 года минимальную заработную плату во внебюджетном секторе экономики в размере 6800 рублей.

Главой 3 регионального Соглашения о минимальной заработной плате предусмотрено, что после его заключения руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области и не участвовавшим в заключении настоящего Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом настоящего Соглашения. Руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области уведомляет об опубликовании указанных предложений и Соглашения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В случае отсутствия возможности присоединиться к Соглашению работодатель направляет в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области мотивированный письменный отказ, согласованный с профсоюзной организацией или иными представителями работников.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Челябинской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению, не представили в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то настоящее Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

В случае отказа работодателя присоединиться к настоящему Соглашению руководитель Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (если он имеется), для проведения консультаций с участием сторон Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (если он имеется), предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного настоящим Соглашением.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к настоящему Соглашению направляются Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области в Государственную инспекцию труда в Челябинской области.

Региональное Соглашение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2011 года, вступает в силу со дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2011 года. Текст Соглашения опубликован в газете «Южно-Уральская панорама» от 16 августа 2011 года № 201-202.

Дополнительным Соглашением к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2011 год действие настоящего Соглашения продлено до 1 июля 2012 года.

Из материалов дела следует, что ООО «Злат Лифт-2» 12 сентября 2011 года направило в адрес начальника Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области письменный отказ от присоединения к Региональному соглашению (л.д. 11-12).

В обоснование своего отказа ООО «Злат Лифт-2» указало, что с 01 июня 2011 года произошло повышение минимальной заработной платы на 6,5% и ее размер составил 4 611 рублей. Доля заработной платы и отчислений на социальные нужды в затратах предприятия в 2011 году составляет 72%, доля электроэнергии – 15%, оставшуюся долю затрат в размере 13% составляют материалы и прочие затраты. Повышение МРОТ в 2011-2012гг. до 6 800 рублей вызовет увеличение фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды на 47,5% и соответственно увеличение тарифа на 34,2%. В 2012г. затраты на электроэнергию вырастут на 12,8%, что приведет к увеличению тарифа на 1,9%, а на материалы и прочие на 3,5% - приведет к увеличению тарифа на 0,5%.

    Как следует из материалов дела, ООО «Злат Лифт-2» направило свой отказ от присоединения к Региональному соглашению почтовым отправлением 15 сентября 2011 года, то есть в предусмотренный законом срок. Отказ получен Главным Управлением получен 21 сентября 2011 года (л.д.9).

Протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников ООО «Златлифт-2» к отказу не приложен в силу отсутствия на предприятии данного органа.

Отказ является мотивированным, однако не содержит предложений по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного Соглашением, поскольку предприятие работает исключительно по договору с управляющей организацией на основании тарифа, утверждаемого на предстоящий год, при этом пересмотр тарифа невозможен, поскольку в случае увеличения рост тарифа составит 34,2 % в 2011 г., на 36, 6 % в 2012 г., что превысит предельный рост на уровне 15 % и 12, 7 % соответственно.

Данные доводы суд признает достаточно мотивированными и обоснованными.

Изложенное свидетельствует о невозможности ООО «Злалтифт-2» присоединиться к региональному Соглашению в части установления минимальной заработной платы в размере 6 800 руб., в связи с чем действие данного Соглашения не может быть распространено на ответчика.

Принимая во внимание, что единственным основанием исковых требований является несоответствие уровня заработной платы истца минимальному размеру оплаты труда, установленному Региональным соглашением, в удовлетворении исковых требований Бобровой И.М. о взыскании задолженности по заработной плате необходимо отказать.

Требования о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат, так как нарушения трудовых прав истца действиями ответчика не установлено.

Ссылку истца на обязательность для работодателя п. 3 предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № 07-02ц/138/3 от 02 февраля 2012 года (л.д. 172-173) суд находит несостоятельной, так как в указанной части предписание не отвечает требованиям законности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Боброва И.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Злат Лифт-2» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий              А.Е. Максимов