Дело № 2-1709/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2012 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Карповой О.Н.,
при секретаре Емельяновой М.Е.,
с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах Касаткин В.В. к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Златоуста в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Касаткина В.В. к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит обязать ответчика предоставить Касаткину В.В. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, в виде отдельной квартиры площадью не менее 10 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что Касаткин В.В. является инвалидом 2 группы бессрочно в связи с хроническим психическим заболеванием, имеет право на внеочередное получение жилья на основании подпункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец зарегистрирован в доме коридорного типа по адресу: <адрес>. С декабря 2004 года, временно по состоянию здоровья проживает <адрес>. С 1985 года он поставлен на учет в граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по 2 списку в г. Златоусте. В последующем в 2008 году был снят с учета, в 2012 году восстановлен в списке очередности и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения на основании решения суда, его очередь определена №. По мнению прокурора, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, и времени принятия их на учет.
В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении заявленных в интересах Касаткина В.В. требований по основаниям, изложенным в иске.
Истец Касаткин В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указал (л.д. 30-31, 35), что с иском не согласен, поскольку предоставление жилья на основании подпункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям Российской Федерации и субъекта РФ. Из муниципального жилищного фонда вне очереди жилые помещения могут быть предоставлены указанной категории граждан только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями. В настоящее время администрация ЗГО не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда вне очереди указанной категории граждан, субвенции областного бюджета для приобретения жилых помещений не предоставлялись.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они не просили отложить судебное заседание, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщили, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.34).
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора г.Златоуста, заявленные в интересах Касаткина В.В., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, а также вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-27), с ДД.ММ.ГГГГ Касаткин В.В. зарегистрирован в доме коридорного типа по адресу: <адрес>, ранее имевшем статус общежития.
ДД.ММ.ГГГГ Касаткин В.В. обратился к председателю горисполкома с заявлением о решении его вопроса о постановке на учет на получение жилой площади, так как решением врачебно-контрольной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом II группы, по состоянию здоровья нуждается в изолированном жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки жилищно-бытовых условий Касаткина В.В., проживающего по адресу: <адрес> Проверкой установлено, что Касаткин В.В. на указанной жилой площади проживает один, с января 1985 года является инвалидом II группы <данные изъяты> (л.д.17).
Решением Исполнительного комитета Златоустовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден протокол жилищной комиссии при горисполкоме от ДД.ММ.ГГГГ на заселение освобождаемой жилой площади и о постановке на учет граждан нуждающихся в ее получении (л.д.8). Согласно протоколу № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Касаткин В.В. принят на учет по II списку <данные изъяты> (л.д. 11-13).
Согласно заключению врачебной комиссии № В3 от ДД.ММ.ГГГГ Касаткин В.В. состоит на диспансерном учете по поводу <данные изъяты>. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и циркуляра НКВД РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ и НКЗдрава РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на изолированную жилплощадь и согласно приказу Министерства здравоохранения СССР № от ДД.ММ.ГГГГ – на первоочередное предоставление жилой площади (л.д.16).
Распоряжением Главы Златоустовского городского округа №-р от ДД.ММ.ГГГГ Касаткин В.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.
Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное распоряжение в части снятия Касаткина В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях признано незаконным, на администрацию ЗГО возложена обязанность восстановить Касаткина В.В. в очереди на получении жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении встречного иска администрации ЗГО о признании Касаткина В.В. утратившим право пользования жилым помещением отказано (л.д. 22-27).
При рассмотрении данного дела было установлено, что в связи с невозможностью проживать в общежитии по состоянию здоровья, нуждаемости в изолированном жилом помещении, с начала 90-х годов Касаткин В.В. вынужденно стал проживать <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Касаткин В.В. обратился в администрацию ЗГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вне очереди по договору социального найма в связи с тем, что он является инвалидом 2 группы и страдает тяжелой формой хронического заболевания (л.д.7). Согласно приложенной к заявлению Касаткина В.В. справки <данные изъяты> Указанное заболевание в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № от ДД.ММ.ГГГГ входит в список заболеваний, дающий право лицам на первоочередное получение жилья.
Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р на основании решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Касаткин В.В., зарегистрированный по адресу: <адрес> (дом коридорного типа) с ДД.ММ.ГГГГ восстановлен в списке очередности на предоставление жилого помещения по договору социального найма и включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д. 10).
Согласно письма начальника Отдела жилищной политики администрации ЗГО ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9), в связи с наличием у Касаткина В.В. тяжелой формы хронического заболевания <данные изъяты>, входящего в Перечень заболеваний при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, он включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения. На ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма стоит 10 человек. Очередь Касаткина В.В. определена за №. В порядке существующей очередности ему будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Доводы прокурора г.Златоуста о том, что жилое помещение по договору социального найма Касаткину В.В. должно быть предоставлено вне очереди, суд находит законными и обоснованными.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и включает <данные изъяты>
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Закон Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных данным Законом формах и в порядке, определяемом Правительством Челябинской области, категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и проживающих на территории Челябинской области, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года (статья 1).
Согласно статье 2 вышеназванного Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области.
В силу части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 28.01.2010 № 528-ЗО финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидам осуществляется за счет субвенции, поступающей в областной бюджет из Федерального фонда компенсаций, а также дополнительно направляемых на указанные цели средств областного бюджета в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год.
Часть 3 статьи 4 вышеназванного закона устанавливает, что порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма инвалидам определяется Законом Челябинской области.
В настоящее время порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма инвалидам в Челябинской области не определен.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Кроме того, в силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью, а также отсутствие такого порядка не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Касаткин В.В., как гражданин, являющийся инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, вставший до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При таких обстоятельствах, нарушенное право Касаткина В.В. подлежит восстановлению путем возложения на администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить ему вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее учетной нормы, установленной решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО в размере не менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения.
Доводы администрации ЗГО о том, что она не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда гражданам с хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, суд находит не состоятельными, поскольку обязательства по предоставлению жилья истцу возникли в рамках прежнего правового регулирования.
Отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав граждан, поскольку государственные органы и орган местного самоуправления длительное время бездействовали, не исполняя предусмотренные законом обязательства по обеспечению истца изолированным жильем.
Руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора города Златоуста, заявленные в интересах Касаткин В.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Касаткин В.В. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, в виде отдельной квартиры площадью не менее 10 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий О.Н. Карпова
Решение не вступило в законную силу