По иску Роспортребнадзора к МБЛПУЗ `Роддом №1`, администрации ЗГО, МКУ `Управление здравоохранения` об оспаривании бездействия



Дело № 2-1296/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2012 года г.Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Карповой О.Н.

при секретаре Емельяновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Родильный дом №1», администрации Златоустовского городского округа, Муниципальному казенному учреждению «Управление здравоохранения Администрации Златоустовского городского округа» об оспаривании бездействия по выполнению санитарно-эпидемиологических норм и правил,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Родильный дом №1» (далее МБЛПУЗ «Родильный дом №1), администрации Златоустовского городского округа (далее администрация ЗГО), Муниципальному казенному учреждению «Управление Здравоохранения администрации Златоустовского городского округа» (далее МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО», в котором, уточнив заявленные требования (л.д.60-69, 83-93, 245-255 т.1) окончательно просит:

признать незаконным бездействие МБЛПУЗ «Родильный дом № 1» по выполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарно- эпидемиологических правил и норм противоправным, нарушающим права и свободы и законные интересы неопределенного круга лиц:

по устранению дефектов поверхностей потолков, стен, оконных рам, дверных проемов в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных 1-го, 2-го обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах 1-го, 2-го обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палате интенсивной терапии 1- го обсервационного отделения в здании по адресу <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.4 раздела IV, п. 4.2 раздела I, п. 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10;

по оборудованию контейнерной площадки здания по адресу <адрес> в соответствии с п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630- 10.

Обязать МБЛПУЗ «Родильный дом № 1» выполнить работы:

по устранению дефектов поверхностей потолков, стен, оконных рам, дверных проемов в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных 1-го, 2-го обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах 1-го, 2-го обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палате интенсивной терапии 1- го обсервационного отделения в здании по адресу <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.4 раздела IV, п. 4.2 раздела I, п. 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10;

по оборудованию контейнерной площадки здания по адресу <адрес> в соответствии с п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630- 10.

При недостаточности денежных средств обязать Администрацию Златоустовского городского округа, МКУ «Управление здравоохранения Администрации ЗГО» профинансировать выполнение вышеуказанных работ за счет средств бюджета Златоустовского городского округа.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки, проведенной в декабре 2010 года ТО ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе, в МЛПУЗ «Родильный дом №1» выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», по санитарно-гигиеническому содержанию и оборудованию помещений <адрес> Так, в нарушение п.п. 2.4 раздела IV, 4.2 раздела I, 11.14 раздела I - в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных 1-го и 2-го обсервационного отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах 1-го, 2-го обсервационного отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении (в т.ч. в палате интенсивной терапии 1-го обсервационного отделения) - поверхности потолков (частично), стен (частично), оконных рам, дверных проемов (частично) не гладкие, с дефектами, труднодоступные для влажной уборки и неустойчивы к обработке моющими и инфицирующими средствами. В нарушение п. 2.17 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 размеры контейнерной площадки не превышают площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Также были выявлены нарушения по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, нарушения при оказании услуг общественного питания. В установленный в предписании истца срок – до 01.02.2012 вышеуказанные нарушения п. 2.4 раздела IV, п. 4.2 раздела I, п. 11.14 раздела I, п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 не устранены.

    Отмеченные нарушения могут привести к нарушению состояния здоровья граждан, создают угрозу возникновения и распространения инфекционной заболеваемости у неопределённого круга лиц, в том числе среди новорожденных, беременных, родильниц и рожениц, поступивших и временно находящихся в МЛПУЗ «Родильный дом № 1». Недостаточные размеры контейнерной площадки по отношению к основанию контейнеров не позволяют обеспечить надлежащее содержание и обработку контейнеров и контейнерной площадки в целом, что приводит к разносу мусора, к загрязнению почвы прилегающей территории.

Приведение зданий и помещений родильного дома по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, требует значительных финансовых вложений. Согласно Уставу МБЛПУЗ «Родильный дом № 1» является бюджетным учреждением муниципальной системы здравоохранения Златоустовского городского округа, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Администрация Златоустовского городского округа, МКУ «Управление здравоохранения Администрации ЗГО», доказательств финансирования мероприятий на приведение зданий и помещений родильного дома которыми не представлено.

В судебном заседании представитель ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области Рязанова Л.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77 т.1) на удовлетворении уточненных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБЛПУЗ «Родильный дом №1» Петухова О.С. с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.128-131 т.1). Выявленные Роспотребнадзором нарушения требований СанПиН до настоящего времени учреждением не устранены из-за отсутствия собственных средств и бюджетного финансирования. Учреждение неоднократно направляло письма в Управление здравоохранения ЗГО, администрацию ЗГО о выделении средств на устранение выявленных нарушений, однако никаких сумм выделено не было. Полагает, что при недостаточности денежных средств у МБЛПУЗ «Родильный дом №1» к субсидиарной ответственности должна быть привлечена администрация ЗГО.

Представитель ответчика администрации ЗГО Миротина Ю.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4 т.2) с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.74-76 т.1). Полагает, что администрация ЗГО не может быть привлечена к субсидиарной ответственности по обязательствам МБЛПУЗ «Родильный дом №1», поскольку в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2012, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Кроме того, учредителем МБЛПУЗ «Родильный дом №1» является МКУ «Управление Здравоохранения администрации ЗГО».

Представитель ответчика МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО» Грачева Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94 т.1), с исковыми требованиями согласна. Пояснила, что МБЛПУЗ «Родильный дом №1» неоднократно обращалось в Управление здравоохранения, МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО», администрацию ЗГО по вопросу выделения дополнительного финансирования на проведение ремонта помещений. Распорядителем бюджетных средств является администрация ЗГО, если администрацией ЗГО будут выделены средства МБЛПУЗ «Родильный дом №1» на ремонтные работы, МКУ «Управление здравоохранения ЗГО» готово профинансировать выполнение работ за счет бюджетных средств.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Родильный дом №1» является бюджетным учреждением муниципальной системы здравоохранения Златоустовского городского округа, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет Управление здравоохранения администрации ЗГО (п.3 Устава л.д. 162-167).

Учредителем учреждения является администрация ЗГО (п. 7 Устава).

С 08.12.2011 г. у МЛПУЗ «Родильный дом № 1» был изменен тип, оно стало бюджетным – МБЛПУЗ «Родильный дом № 1» (устав л.д. 50-57 т.1).

Учреждение имеет в своем составе обособленные структурные подразделения, в том числе стационар, расположенный в помещении по адресу: <адрес> акушерское отделение патологии беременных, расположенное в помещении по адресу: <адрес> Указанные помещения принадлежат учреждению на праве оперативного управления в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества /у от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору, распоряжением МУ КУИ ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 214-219 т.1).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 18 мая 2010 г. N 58, вступившие в силу после официального опубликования 17 сентября 2010 г., устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (п.1.1).

Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (п. 1.2).

Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (п. 1.5).

Пунктом 2.17 раздела 1 данных правил предусмотрено, что на территории хозяйственной зоны лечебно-профилактических организаций (далее ЛПО) на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность (п. 4.2 раздела 1 Сан ПиН 2.1.3.2630-10).

Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно (п. 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10)

Пунктом 2.4 раздела IV СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что акушерский стационар (отделение) не менее одного раза в год должен закрываться для проведения плановой дезинфекции, в том числе при необходимости - для текущего ремонта (но не менее чем на 14 календарных дней).

Ранее действовавшим СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», были предусмотрены идентичные требования.

Так, пунктом 2.12. Правил было предусмотрено, что на территории хозяйственной зоны лечебного учреждения на расстоянии 25 от здания оборудуют контейнерную площадку с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны.

В соответствии с п. 4.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющими и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

В ходе судебного разбирательства установлено и представителями ответчиков не оспаривается, что в МЛПУЗ «Родильный дом №1», МБЛПУЗ «Родильный дом №1» допускается нарушение вышеуказанных требований СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в здании родильного дома по адресу <адрес>, в здании отделения патологии беременных по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения начальника Территориального отдела в г. Златоусте и Кусинском районе Территориального Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по заданию прокуратуры г. Златоуста была проведена плановая проверка МЛПУЗ «Родильный дом №1» (распоряжение л.д. 28).

Как следует из акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-41), в ходе проверки в МЛПУЗ «Родильный дом №1» выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в частности, по санитарно-гигиеническому содержанию и оборудованию помещений <адрес>.

Так, в нарушение п.п. 2.4 раздела IV, 4.2 раздела I, 11.14 раздела I - в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных 1-го и 2-го обсервационного отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах 1-го, 2-го обсервационного отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении (в т.ч. в палате интенсивной терапии 1-го обсервационного отделения) - поверхности потолков (частично), стен (частично), оконных рам, дверных проемов (частично) не гладкие, с дефектами, труднодоступные для влажной уборки и неустойчивы к обработке моющими и инфицирующими средствами.

В нарушение п. 2.17 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 размеры контейнерной площадки не превышают площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка не имеет навеса.

МЛПУЗ «Родильный дом №1» было выдано предписание к акту по результатам проведения мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ об устранении вышеуказанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (пункты 9, 11 предписания).

1-2 марта 2012 года в отношении МБЛПУЗ «Родильный дом №1» была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 45 т.1).

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-48 т.1), до настоящего времени пункты 9, 11 предписания не выполнены, что представителями ответчиков не оспаривается.

Доказательств тому, что за прошедшее время ответчиками предприняты все необходимые меры для устранения нарушений требований СанПиН, в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено.

Как следует из пояснений представителя МБЛПУЗ «Родильный дом №1», а также показаний свидетелей ФИО8 (заместителя главного врача по экономике), ФИО9 (заместителя главного врача по административно-хозяйственной части) (л.д. 240-242 т.1), устранение выявленных нарушений требует значительных финансовых вложений. Собственных средств на ремонтные работы у учреждения нет. Учреждение оказывает платные медицинские услуги, однако доход, поучаемый от оказания платных медицинских услуг, (около 2 млн.руб. в год), расходуется на содержание оборудования, выплату заработной платы сотрудникам, оказывающим платные медицинские услуги. За счет внебюджетных средств учреждением в 2011 году произведена замена части окон на пластиковые, которые более устойчивы к частой обработке дезинфицирующими средствами (акт о приемке работ от ДД.ММ.ГГГГ, локальный ресурсный сметный расчет л.д. 143-146 т.1), произведен мелкий косметический ремонт части помещений. Собственных средств на выполнение всех необходимых ремонтных работ у учреждения нет. Внутренняя отделка помещений роддома нуждается в частом ремонте, поскольку она не выдерживает ежедневной обработки дезинфицирующими средствами. Ремонтные работы относятся к работам капитального характера, денежные средства на их проведение должны выделяться из местного бюджета. Начиная с 2009 года, учреждением неоднократно направлялись в Управление здравоохранения ЗГО, администрацию ЗГО письма о необходимости выделения дополнительных денежных средств из бюджета на устранение нарушений требований Роспотребнадзора. Дополнительные денежные средства были выделены в 2010 году только на ремонт пищеблока. Более денежные средства на ремонт не выделялись.

Согласно Устава МЛПУЗ «Родильный дом №1» (п. 21), учреждение вправе осуществлять платную медицинскую деятельность в соответствии с Положением о платных медицинских услугах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, поступают в его самостоятельное распоряжение (п.23 Устава).

Как следует из «Положения о предоставлении платных медицинских услуг населению по МЛПУЗ «Родильный дом №1» на 2010 год (л.д. 211-212) средства, поступившие за оказание платных услуг, используются согласно смете доходов и расходов, утвержденной управлением здравоохранения ЗГО. Доходы, полученные от оказания платных медицинских услуг, распределяются Родильным домом самостоятельно, при этом на оплату труда исполнителей и административно-управленческий и вспомогательный персонал - до 75%. Расходы, связанные с реализацией платных медицинских услуг подразделяются на расходы на оплату труда, материальные расходы (приобретение материалов, используемых при оказании платной медицинской услуги); амортизационные отчисления; косвенные и прочие расходы. К косвенным расходам относятся расходы на ремонт оборудования, приобретение комплектующих изделий, на канцелярские товары, на приобретение топлива, энергии, транспортные расходы и прочее.

Как видно из сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности по МЛПУЗ «Родильный дом №1» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 202-210 т.1), доход от платных медицинских услуг утвержден на год в размере 1 <данные изъяты> соответственно. Сметами предусмотрены расходы на содержание зданий, помещений (ст.225). Однако, из показаний свидетеля ФИО8 следует (л.д.242 т.1), что предусмотренные сметами расходы по содержанию зданий, помещений не предусматривают выполнение ремонтных работ.

Как следует из предписания ТО в г. Златоусте и Кусинском районе ТУ Роспотребнадзора по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.220 т.1), акта проверки (л.д. 95-116 т.1), в помещении родильного дома по <адрес> в том числе были выявлены нарушения покраски деревянных конструкций (оконных рам, подоконников, дверных проемов) в санпропускнике, в палатах, коридоре отделения патологии беременных; повреждение гигиенического покрытия стен, потолка в раздевалке для патологии беременных.

Во исполнение указанного предписания МЛПУЗ «Родильный дом №1» направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ начальнику управления здравоохранения ЗГО (л.д.142 т.1), в котором довело до его сведения, что для устранения нарушений, выявленных в ходе исследования зданий МЛПУЗ «Родильный дом №1» Роспотребнадзором (предписание от ДД.ММ.ГГГГ) требуется выполнить ремонт нарушенной окраски стен стоимостью которого составляет <данные изъяты> тыс.руб.

Кроме того, учреждением была составлена проектно-сметная документация капитального ремонта помещения по <адрес>, утвержденная ОГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» 22.07.2010, согласно которой сметная стоимость общестроительных работ в основном здании роддома по <адрес> составила <данные изъяты> тыс.руб. (л.д. 5-7 т.2).

Согласно уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ на 2009-2011 МБЛПУЗ «Родильный дом №1» были выделены дополнительные средства в размере <данные изъяты> тыс.руб. (л.д.191 т.1), которые были потрачены учреждением на оборудование для пищеблока.

Согласно уведомлений об изменении лимитов бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на 2010 год МБЛПУЗ «Родильный дом №1» были выделены дополнительные средства в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (л.д.192, 193 т.1), которые были потрачены учреждением на ремонт пищеблока, поскольку в предписании Роспотребнадзора по Челябинской области значились данные работы.

После проведения следующей проверки, 04.02.2011 МЛПУЗ «Родильный дом №1» в письме начальнику управления здравоохранения администрации ЗГО сообщено, что для проведения текущего ремонта на лечебных этажах по представлению Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ требуются средства в размере <данные изъяты> руб.

Стоимость ремонтных работ определена на основании локальной сметы № 2 на текущий ремонт, которой предусмотрены работы по реставрации окон, общестроительные работы (л.д.147-153 т.1). Согласно письма ООО «КИМ и К» (л.д.10 т.2) смета составлена в сентябре 2010 года по устной просьбе начальника АХЧ МЛПУЗ «Родильный дом №1» ФИО9 В связи с тем, что у медицинского учреждения не было средств оплатить составление сметы, смета не подписана и не согласована.

Письмом МЛПУЗ «Родильный дом №1» от 14.09.2011 до сведения начальника Управления здравоохранения администрации ЗГО доведено, что в помещении Родильного дома № 1 по ул. <адрес> требуется замена 159 окон, в отделении патологии беременных по <адрес> – 63 окон (л.д.140 т.1).

Ежегодно учреждением в Управление здравоохранения ЗГО подается перечень объектов МЛПУЗ «Родильный дом №1», подлежащих капитальному ремонту. В указанный перечень на 2010, 2011, 2010-2015 включены помещения стационара и пищеблока по <адрес>, помещения стационара по <адрес>. Общая стоимость ремонтных работ отделения патологии беременных составляет <данные изъяты> руб., стационара – <данные изъяты> руб. (224-230 т.1).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением здравоохранения администрации ЗГО в адрес руководителя ТО ТУ Роспотребнадзора по г.Златоусту было направлено гарантийное письмо о том, что Управление здравоохранения администрации ЗГО гарантирует в течение 2011 года выделение бюджетных ассигнований для выполнения мероприятий по устранению замечаний Роспотребнадзора, в том числе проведения косметического ремонта всех эпид. значимых помещений роддома. Срок исполнения ноябрь 2011 - май 2012 (л.д.136-137 т.1).

Как видно из отчета об исполнении бюджета на 01.01.2010, 01.01.2011, оборотно-сальдовой ведомости за 2010 (л.д.188-201 т.1), дополнительное финансирование из местного бюджета на проведение ремонтных работ МЛПУЗ «Родильный дом №1», за исключением <данные изъяты> руб., направленных на ремонт пищеблока, не выделялось. Указанное обстоятельство представителями администрации ЗГО, МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО» не оспаривается.

В утвержденном начальником Управления здравоохранения администрации ЗГО 10.01.2012 плане финансово-хозяйственной деятельности МБЛПУЗ «Родильный дом №1» на 2012-2014 средств на ремонт помещений не заложено (л.д. 184-187 т.1).

Из пояснений представителей МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО», МБЛПУЗ «Родильный дом №1», следует, что с 01.01.2012 финансирование МБЛПУЗ «Родильный дом №1» стало одноканальным. В МБЛПУЗ «Родильный дом №1» напрямую поступают целевые средства за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования от страховых компаний в соответствии с тарифами, утвержденными Фондом обязательного медицинского страхования.

В расчет базового тарифа включаются затраты по следующим статьям расходов: заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда, приобретение медикаментов, приобретение продуктов питания, приобретение мягкого инвентаря. К базовому тарифу введен дополнительный тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Данный тариф включает в себя: расходы на оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ и услуг по текущему содержанию имущества (справка л.д.132 т.1). Предусмотренные дополнительным тарифом расходы по текущему содержанию имущества не включают расходы на ремонтные работы помещений.

Средства на мероприятия капитального характера, к которым относится ремонт помещений, должны выделяться из местного бюджета.

Расходы на ремонтные работы должны быть включены в долгосрочную целевую программу финансирования. Действующая в настоящее время долгосрочная целевая программа на 2012-2014 гг. для МБЛПУЗ «Родильный дом №1» предусматривает выделение средств только на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Средства на проведение ремонтных работ программой не предусмотрены.

МКУ «Управление здравоохранения ЗГО» создано в конце апреля 2012 года, поэтому о проблеме финансирования ремонтных работ в МБЛПУЗ «Родильный дом №1» ему ранее известно не было. Однако, Управлению здравоохранения, которое являлось структурным подразделением администрации ЗГО, было известно об отсутствии у учреждения финансовых средств для выполнения ремонтных работ в МЛПУЗ «Родильный дом №1», однако мер никаких принято не было.

В мае 2012 года (в ходе рассмотрения дела в суде) МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО» запрошены в бюджете дополнительные средства для финансирования ремонтных работ в помещениях роддома.

29.06.2012 МБЛПУЗ «Родильный дом №1» обратилось в МКУ «Управление здравоохранения ЗГО» с письмом, в котором просило выделить целевые субсидии из средств местного (областного) бюджета для устранения нарушений Роспотребнадзора (л.д. 133 т.1). Денежные средства из бюджета до настоящего времени не выделены.

Каких-либо данных в отношении причин невыполнения требований по оборудованию контейнерной площадки у здания, расположенного по адресу: <адрес>, ответчиками суду не представлены.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая, что до настоящего времени не устранены дефекты поверхностей потолков, стен, оконных рам, дверных проемов в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палате интенсивной терапии первого, второго обсервационных отделений в зданиях, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; не оборудована контейнерная площадка в здании, расположенном по адресу: <адрес>, требования Роспотребнадзора о признании незаконным бездействия МЛПУЗ «Родильный дом №1», выразившегося в не принятии мер по выполнению указанных мероприятий по соблюдению требований СанПиН 2.1.3.26.30-10 подлежат удовлетворению.

С целью устранения выявленных нарушений требований СанПиН 2.1.3.26.30-10, которые создают угрозу жизни и здоровью беременных, рожениц, новорожденных, неопределенного круга лиц (в части организации контейнерной площадки), на МБЛПУЗ «Родильный дом №1» следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из Устава учреждения, утвержденного 08.12.2011 (л.д. 50-55, т.1), МБЛПУЗ «Родильный дом №1», учреждение является бюджетным, находится в ведомственном подчинении Управления здравоохранения администрации ЗГО (п.12 Устава).

Учредитель учреждения - муниципальное образование Златоустовский городской округа в лице администрации ЗГО (п.7 Устава).

Собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице Комитета по управлению имуществом ЗГО (п.8 Устава).

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем, находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных учредителем средств, а также недвижимого имущества (п. 11 Устава).

Согласно п. 37 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета ЗГО. Финансовое обеспечение выполнение учреждением муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.

При осуществлении права оперативного управления Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (п.38 Устава).

Утверждение годового плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и внесение в него изменений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания относится к компетенции учредителя (п.41 Устава).

На основании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р, в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р полномочия учредителя МБЛПУЗ «Родильный дом №1» администрация ЗГО передала своему структурному подразделению (без прав юридического лица) Управлению здравоохранения администрации ЗГО (л.д.168-172, 117 т.1).

Согласно приложению № 1 к указанному распоряжению, Управлению здравоохранения переданы ряд функций и полномочий Учредителя, осуществляемые администрацией ЗГО, в том числе по формированию и утверждению муниципального задания, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания и контролю за его выполнением; определению объема и предоставлению бюджетных инвестиций в порядке, утвержденном постановлением администрации ЗГО; определению объема и предоставлению целевых субсидий, приему отчета об использовании целевых субсидий и о достижении значений показателей результативности их использования, осуществлению контроля за целевым использованием субсидий, обеспечению его возврата в порядке, утвержденном постановлением администрации ЗГО; утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения в соответствии с Порядком осуществления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, утвержденным постановлением администрации ЗГО.

В соответствии с распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р функции и полномочия учредителя МБЛПУЗ «Родильный дом №1» возложены на вновь созданное на базе структурного подразделения учреждение Муниципальное казенное учреждение «Управление здравоохранения администрации ЗГО». Действие распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 28.04.2012 (дата регистрации юридического лица в налоговом органе) (л.д.117 т.1).

Как следует из Положения о МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО» (л.д. 231-236 т.1), оно является отраслевым органом администрации ЗГО, реализующим полномочия органов местного самоуправления ЗГО в сфере охраны здоровья населения, а также реализующим отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления округа субъектом Российской федерации в порядке, установленном действующим законодательством (п.1).

Управление здравоохранения является самостоятельным юридическим лицом (п.2). Учредителем Управления здравоохранения и собственником имущества, закрепленного за Управлением здравоохранения, является муниципальное образование ЗГО (п.4). Функции и полномочии учредителя Управления здравоохранения осуществляет администрация округа. (п.5). Управление здравоохранения осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пп.6 п.19).

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Аналогичное положение содержалось в пункте 9 Устава МЛПУЗ «Родильный дом № 1», действовавшего до 08.12.2011 г. (л.д. 163 т.1).

В соответствии с абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», вступившего в силу 01.01.2011 г., бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно пункта 12 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ положения абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011 года.

С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период (п. 2).

По смыслу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период проведения проверки и выдачи предписания) в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения выступает собственник имущества.

Собственником имущества как МЛПУЗ «Родильный дом №1», так и МБЛПУЗ «Родильный дом №1» является муниципальное образование Златоустовский городской округ.

Поскольку нарушения СанПиН возникли в учреждении в период с 2009 по 2010 год, обязанность устранить выявленные нарушения возложена на учреждение в декабре 2010 года, когда оно еще не являлось бюджетным, учреждением неоднократно доводилась до сведения учредителя информация о необходимости выделения денежных средств об их исполнении, учредителем выдавалось соответствующее гарантийное письмо о выделении денежных средств из бюджета, что сделано не было, собственник имущества обязан нести субсидиарную ответственность по выполнению возложенных на учреждение обязанностей.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2011, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

На момент вынесения решения, МБЛПУЗ «Родильный дом № 1» находится в ведомственном подчинении МКУ «Управление здравоохранения администрации ЗГО», являющегося отраслевым органом администрации ЗГО, реализующим полномочия органов местного самоуправления ЗГО в сфере охраны здоровья населения и осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, которое наделено функциями и полномочиями учредителя. Следовательно, МКУ «Управление здравоохранения Администрации ЗГО» является органом, выступающим от имени муниципального образования ЗГО в правоотношениях по субсидиарной ответственности за подведомственное учреждение.

На основании вышеизложенного, при недостаточности денежных средств у МБЛПУЗ «Родильный дом №1» на устранение нарушений, на администрацию Златоустовского городского округа в лице МКУ «Управление здравоохранения Администрации Златоустовского городского округа» следует возложить обязанность профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Златоустовского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Родильный дом №1», выразившееся в не принятии мер по выполнению Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность 2.1.3.2630-10:

по устранению дефектов поверхностей потолков, стен, оконных рам, дверных проемов в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палате интенсивной терапии первого, второго обсервационных отделений в зданиях, расположенных по адресам: <адрес> соответствии с п. 2.4 раздела IV, п. 4.2 раздела I, п. 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10;

по оборудованию контейнерной площадки в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10.

Обязать Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Родильный дом №1» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы:

по устранению дефектов поверхностей потолков, стен, оконных рам, дверных проемов в отделении новорожденных, в предродовых, в родильных залах, в предоперационных, операционных первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палатах первого, второго обсервационных отделений, отделении патологии беременных, гинекологическом отделении, в палате интенсивной терапии первого, второго обсервационных отделений в зданиях, расположенных по адресам: г. Златоуст, ул. <адрес> в соответствии с п. 2.4 раздела IV, п. 4.2 раздела I, п. 11.14 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10;

по оборудованию контейнерной площадки в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10.

При недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Родильный дом №1» обязать администрацию Златоустовского городского округа в лице Муниципального казенного учреждения «Управление здравоохранения Администрации Златоустовского городского округа» профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Златоустовского городского округа.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу