Дело № 2-1801/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 31 июля 2012 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Ковалевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Перескоковой М.С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании справки документом, подтверждающим факт рождения первого ребенка, признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Златоуста обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Перескоковой М.С. с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ в г. Златоусте) о признании справки документом, подтверждающим факт рождения первого ребенка, признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что по результатам проверки обращения Перескоковой М.С. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Перескокова М.С. родила первого ребенка – дочь ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец родила второго ребенка – сына ФИО1. Как мать, родившая второго ребенка после 01 января 2007 года, Перескокова М.С. 01 июня 2011 года подала в ГУ УПФР в г. Златоусте заявление о выдаче ей государственного сертификата на материнский капитал. В выдаче сертификата ей было отказано в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка. Отказ прокурор полагает незаконным, нарушающим права Перескоковой М.С.
В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б., истец Перескокова М.С. на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте Танцырева Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 15), в удовлетворении иска просила отказать.
Суду пояснила, что документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении, которое истцом предоставлено не было.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск Перескоковой М.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон).
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства, а также у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки
Частью 7 ст. 3 Закона предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее Правила).
В соответствии с п. 4 Правил лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме, согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил.
Согласно п. 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):
- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
- подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;
- удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;
- подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы. Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.
Согласно п. 7 Правил отказ в выдаче сертификата осуществляется по следующим основаниям:
а) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
б) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
в) предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
г) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ у Перескоковой М.С. родилась дочь ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Администрации г. Златоуста составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни № и выдано свидетельство о смерти (л.д. 11). Перескоковой М.С. выдана справка о рождении ребенка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Перескокова М.С. родила сына ФИО1, о чем выдано свидетельство о рождении (л.д. 7).
В связи с рождением второго ребенка после 01 января 2007 года Перескокова М.С. 01 июня 2011 года обратилась в ГУ УПФР в г. Златоусте с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представив справку о рождении первого ребенка, свидетельство о его смерти, а также свидетельство о рождении второго ребенка (л.д. 17).
Решением ГУ УПФР в г. Златоусте от 28 июня 2011 года № 478 в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал Перескоковой М.С. отказано в связи с отсутствием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии со ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей от 29 декабря 2006 года. Основанием для отказа в выдаче сертификата явилось то обстоятельство, что истцом на первого ребенка ФИО2 в качестве документа, подтверждающего рождение, представлена справка о рождении, а не свидетельство о его рождении (л.д. 16).
Отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче Перескоковой М.С. сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает незаконным.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в т.ч. рождение, смерть.
Согласно п. 2 ст. 6, ст. 8 вышеназванного закона государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 2 ст. 20 Закона РФ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении (справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274) и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Из вышеизложенного следует, что в соответствии с Законом об актах гражданского состояния, в случае смерти ребенка на первой неделе жизни, документом, подтверждающим факт его рождения, является не свидетельство о рождении, а справка о рождении формы № 26, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274.
Поскольку Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не предусмотрено, что единственным документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о его рождении, оснований для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал Перескоковой М.С., представившей справку о рождении первого ребенка ФИО2 формы № 26, у ГУ УПФР в г. Златоусте не имелось.
При таких обстоятельствах справка о рождении ФИО2 формы № 26, выданная Перескоковой М.С. отделом ЗАГЗ Администрации ЗГО 21 января 2011 года, должна быть признана документом, подтверждающим факт рождения первого ребенка.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата необходимо предоставление только документов, подтверждающих рождение двух и более детей.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются:
- дети, в отношении которых лица, претендующие на дополнительные меры государственной поддержки, были лишены родительских прав;
- дети, в отношении которых было отменено усыновление;
- усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиц, претендующих на дополнительные меры государственной поддержки.
В силу ч.6 ст. 3 Закона № 256-ФЗ прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае смерти ребенка или объявления его умершим, возможно только в том случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у самого ребенка по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Закона (в случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка).
Таким образом, из смысла закона следует, что в качестве основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей на момент подачи заявления о выдаче сертификата.
Такого основания для отказа в выдаче сертификата, как смерть одного из детей (когда она бы не наступила), законом не предусмотрено.
Законом Пенсионные органы также не уполномочены проверять при приеме документов на выдачу сертификата факт наличия в живых рожденных заявителем детей.
Само по себе указание в преамбуле закона на то, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не может служить основанием для отказа в выдаче сертификата истцу, чей первый ребенок умер в первую неделю жизни.
Поскольку у Перескоковой М.С. имеется право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006г., ею были представлены все необходимые документы для получения государственного сертификата, предусмотренные п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата, отказ ГУ УПФР в г. Златоусте в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.
В целях устранения нарушения прав истца на получение дополнительных мер государственной поддержки на ГУ УПФР в г. Златоусте следует возложить обязанность выдать Перескоковой М.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Перескокова М.С. удовлетворить.
Признать справку о рождении ФИО2 формы № 26 документом, подтверждающим факт рождения первого ребенка.
Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от 28 июня 2011 года № 478 об отказе в выдаче Перескоковой М.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» выдать Перескокова М.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов