Дело № 2-2048/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Закировой С.Л.
при секретаре Акатышеве А.Н.
с участием истицы Куровой Г.В.
представителя ответчика Танцыревой Е.А.
представителя третьего лица Щербаковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Куровой Г.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении в льготный стаж периода работы, обязании назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
Курова Г.В. обратилась с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее ГУ УПФ РФ в <адрес>), в котором просит включить в льготный стаж для начисления досрочной пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Муниципального учреждения управления здравоохранения <адрес>, обязать назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность медицинской сестры в Дом ребёнка № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность воспитателя. Приказом горздравотдела <адрес> № «А» от ДД.ММ.ГГГГ Дом ребёнка № переименован в специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, но ей было отказано. Однако её трудовой стаж составляет 25 лет 01 месяц 06 дней, которые дают ей право для назначения досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании истица Курова Г.В. на удовлетворении своих требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> Танцырева Е.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), в удовлетворении исковых требований Куровой Г.В. просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 51-52), из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях даёт для детей право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилам исчисления сроков выслуги лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, специализированный «Дом ребёнка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» не предусмотрен п. 5 Правил исчисления сроков выслуги лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и документально не подтверждён статус юридического лица данного учреждения. Таким образом, отсутствуют правовые основания для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Куровой Г.В. Поэтому, истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. Также следует отметить, что первоначально за установлением досрочной пенсии по старости истица обратилась в УПФР ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ неправомерно.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения здравоохранения «Областной дом ребёнка № специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» <адрес> (далее по тексту – ГКУЗ «Областной дом ребёнка №») Щербакова Л.А., действующая на основании доверенности № (1) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54), исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Курова Г.В. в периоды как включенные, так и не включенный в ее специальный стаж работала на одном и том же месте, выполняла обязанности воспитателя. Не смотря на то, что наименование учреждения изменилось, характер работы истицы и выполняемые ею обязанности не изменились, она продолжала работать с детьми воспитателем группы.
Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит требования Куровой Г.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из копии трудовой книжки (л.д. 30-31), объяснений Куровой Г.В., представителя третьего лица Щербаковой Л.А, истица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает воспитателем в ГКУЗ «Областной дом ребёнка №», который за время работы истицы неоднократно менял свое наименование.
ДД.ММ.ГГГГ Курова Г.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в городе Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, как педагогическому работнику.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 759 от 02 августа 2012 года, Курова Г.В. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального трудового стажа, к зачету в который не принят период работы с 27 января 1999 года по 13 августа 2001 года продолжительностью 2 года 6 месяцев 16 дней в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики МУУЗ по основаниям несоответствия наименования учреждения Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. В протоколе также указано, что п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики МУУЗ не предусмотрен, истицей документально не подтверждено наличие статуса юридического лица у данного учреждения (л.д. 12-13).
Решением № Куровой Г.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ (л.д. 11).
Не включение спорного периода работы в специальный стаж истицы, а также отказ ГУ УПФ РФ в городе Златоусте в назначении досрочной трудовой пенсии по старости суд полагает незаконными.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством. Статьями 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшим до 01 января 2002 года, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия по выслуге лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
Согласно ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в силу с 01 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста (п.п. 10 п. 1). Утверждение списков работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанный вид пенсии, поручено Правительству РФ (п. 3 ст. 28).
Как следует из трудовой книжки Куровой Г.В. (л.д. 30-34) она с ДД.ММ.ГГГГ работает воспитателем в Доме ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ именовался Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» МУ «Управление здравоохранения».
Из представленной исторической справки (л.д. 18) видно, что на основании Постановления Главы администрации <адрес> №(1) от ДД.ММ.ГГГГ специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики стал именоваться Муниципальным учреждением здравоохранения специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Учреждению выдано свидетельство о государственной регистрации № серии 3Л-4Л.
На основании Постановления Главы города от ДД.ММ.ГГГГ № «Специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» вошел в состав муниципального учреждения управления здравоохранения <адрес> (МУУЗ).
Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и другие.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет.
Истица Курова Г.В. в судебном заседании пояснила, что в спорный период, равно как и в периоды, включенные ей в специальный стаж, продолжала работать с детьми на группе, отвечала за жизнь и здоровье детей, проводила занятия, подвижные игры, кормила, не оставляла детей без присмотра, составляла квартальные отчеты. В связи с переименованием учреждения род ее деятельности не изменился, она продолжала работать на том же месте и выполнять ту же самую работу, что и ранее.
Ее доводы подтверждены объяснениями представителя третьего лица Щербаковой Л.А., а также показаниями свидетеля ФИО6, являющейся воспитателем указанного учреждения, показавшей, что наименование учреждения неоднократно менялось, однако характер обязанностей воспитателя и профиль учреждения остался прежним. Работа воспитателя - это занятия с детьми, они их кормят, одевают, укладывают спать, гуляют с ними.
У суда нет оснований не доверять показаниям вышеуказанного свидетеля, поскольку её показания соответствуют другим собранным по делу доказательствам, данных о какой – либо личной заинтересованности свидетеля в исходе дела материалы дела не содержат.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главным врачом ГКУЗ «Областной дом ребёнка №», следует, что Курова Г.В. работает в ГКУЗ «Областной дом ребёнка №» в должности воспитателя. В основе её работы лежит воспитание детей раннего возраста с патологией нервной системы (л.д. 39).
Как следует из должностной инструкции воспитателя групп в домах ребенка специального профиля, действовавшей в спорный период (л.д.56-57), и функциональных обязанностей воспитателя, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-29), обязанности воспитателя не изменились.
Судом также установлено, что в настоящее время ГКУЗ «Областной дом ребёнка №» имеет статус юридического лица.
Суд считает, что право работника на пенсию за выслугу лет вытекает не из правового статуса образовательного учреждения, в котором он работает, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
При переходе на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учреждения.
С 1 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги лет для начисления пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) предусматривает такое наименование учреждений, как детский дом, в том числе специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения здравоохранения, в том числе специализированные дома ребенка.
По смыслу названных законодательных актов во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Соответственно, п.п. 10 п. 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при специальном стаже более 25 лет при том, что Закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях.
В силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ при назначении пенсии следует исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе и от рода и места деятельности.
Применительно к рассматриваемому делу это конституционное предписание следует рассматривать, как гарантию прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.
Юридический статус учреждения правового значения не имеет, так как истица вне зависимости от наименования и статуса детского дома работала в сфере образования в должности, предусмотренной Списком.
Кроме того, п.п.10 п. 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено, что условием назначение пенсии за выслугу лет является наличие статуса юридического лица у образовательного учреждения. Нет такого требования и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Предъявление требований наличия такого статуса означает установление ограничительного условия при реализации права на пенсию работниками образования, и как следствие, нарушение их конституционного права на пенсию.
В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» имеют прямое действие. Кроме того, Закон РФ «О трудовых пенсиях» является специальным нормативным актом по отношению к Закону РФ «Об образовании» и призван регулировать отношения, возникающие при реализации гражданами, в том числе и педагогическими работниками, своего конституционного права на пенсионное обеспечение. При наличии противоречий в законах, приоритет должен отдаваться специальному законодательству.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что период работы Куровой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики МУУЗ подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы, учитываемый при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
С учетом спорного периода, льготный стаж работы Куровой Г.В. на день обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 1 месяц 6 дней, исходя из расчёта:
22 года 6 месяца 20 дней (стаж, включенный УПФР) + 2 года 6 месяцев 16 дней (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Указанный стаж является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Вместе с тем, истица Курова Г.В. просит назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно в этот день у нее возникло право на пенсию. Но поскольку этот день приходился на субботу, то ей сказали прийти в понедельник, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Учитывая, что каких – либо доказательств обращения ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истицей суду не представлено, а из имеющегося в материалах дела заявления Куровой Г.В. (л.д. 36-37) однозначно следует, что она обратилась к ответчику с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этого дня следует назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Таким образом, в удовлетворении требования Куровой Г.В. о назначении ей досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Куровой Г.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте включить Куровой Г.В. в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»:
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Муниципального учреждения управления здравоохранения <адрес> (2 года 6 месяцев 16 дней)
и назначить пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд
Председательствующий С.Л. Закирова