о признании незаконным распоряжения



Дело № 2-2026/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2012 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи    Васильева С.В.,

при секретаре                Курчатовой Т.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кривоспиченко И.А. об оспаривании распоряжения, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

Кривоспиченко И.А. обратилась в суд с заявлением к администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельных участков» в части отказа в продаже ей земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру <адрес>. Просит также возложить на Администрацию ЗГО обязанность передать в собственность или заключить с ней договор купли-продажи указанного выше земельного участка (л.д. 50-52).

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась через Многофункциональный центр по подаче документов ЗГО в КУИ ЗГО с заявлением о предоставлении ей на праве собственности земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру <адрес>, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ей на праве собственности. Также было подано заявление в федеральную кадастровую палату об изменении вида разрешенного использования. Распоряжением Администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в продаже земельного участка в связи с непредставлением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, а именно выписки из ЕГРП на жилой дом. Считает распоряжение Администрации ЗГО незаконным, поскольку на момент вынесения комиссией решения об отказе в продаже земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка был уже изменен и не предполагал строительство жилого дома. Следовательно, требования о предоставлении правоустанавливающих документов на жилой дом, являлись неправомерными.

В судебном заседании заявитель Кривоспиченко И.А. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель заявителя – Зайцев А.Н., допущенный к участию в деле определением суда (л.д. 44) по ходатайству Кривоспиченко И.А. (л.д. 18), требования доверителя поддержал.

Представитель заинтересованного лица Администрации ЗГО – Балыков М.А., действующий на основании доверенности (л.д. 18), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом» Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 46).

Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Кривоспиченко И.А. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 28 июля 2012 г.) (далее ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, распоряжением Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 24) Кривоспиченко И.А. предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в аренду земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресному ориентиру <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

Как следует из выписки из Генерального плана <адрес> и Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗГО (л.д. 14), вид использования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру <адрес> - для ведения личного подсобного хозяйства относится к условно-разрешенному виду использования земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кривоспиченко И.А. через Многофункциональный центр по подаче документов ЗГО обратилась в ОМС «КУИ ЗГО» с заявлением о предоставлении на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру <адрес> (кадастровый номер , на котором расположены гараж и баня, принадлежащие на праве собственности Кривоспиченко И.А. (л.д. 9). В заявлении указано, что категория земельного участка и вид разрешенного использования определен как «для строительства индивидуального жилого дома».

ДД.ММ.ГГГГ Кривоспиченко И.А. также обратилась через Многофункциональный центр по подаче документов ЗГО в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее - кадастровая палата) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ заявителю Кривоспиченко И.А. выдана кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером (л.д. 11), в которой указано разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Распоряжением Администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельных участков» Кривоспиченко И.А. отказано в продаже земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру <адрес>, разрешенное использование : для строительства жилого дома, в связи с непредставлением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренных приказом Минэкомразвития РФ от 13.09.2011г. № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», в частности, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилой дом, копии документов удостоверяющих право на жилой дом.

По мнению суда, распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельных участков» в части отказа Кривоспиченко И.А. в продаже земельного участка по адресному ориентиру <адрес>, является незаконным.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Как указано в п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370 и предусматривает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;

6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Из расписки в получении документов на предоставление муниципальной услуги (л.д. 22) – передачи в собственность Кривоспиченко И.А. земельного участка следует, что заявителем были предоставлены свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт земельного участка, выписка из ЕГРП на здания, сооружения, выписка из ЕГРП на земельный участок.

В распоряжении указано на отсутствие правоустанавливающего документа на дом. Однако, как следует из текста заявления (л.д. 9), Кривоспиченко И.А. указывала на имеющиеся строения – гараж и баня, принадлежащие ей на праве собственности (л.д. 12-13). Объект недвижимости – жилой дом в перечне отсутствует. Кроме того, Администрация ЗГО не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Кроме того, кадастровый паспорт с измененным видом разрешенного использования выдан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до даты издания распоряжения – ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, в соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ Администрация ЗГО не вправе требовать от Кривоспиченко И.А. представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМС «КУИ ЗГО» была направлена информация о внесении в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений в части уточнения данных об объекте недвижимого имущества – земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру <адрес> кадастровым номером В графе «назначение» вместо «земли населенных пунктов – для строительства индивидуального жилого дома» читать «земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства». Из ответа на запрос, выданного ОМС КУИ (л.д. 47), следует, что информация об уточнении данных об объекте недвижимости относительно указанного выше земельного участка поступила ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована в книге входящей корреспонденции за номером

Следовательно, до издания распоряжения Администрации ЗГО – ДД.ММ.ГГГГ в их адрес поступила данная информация и Администрации ЗГО было известно об изменении назначения земельного участка и требование о необходимости предоставить документы на жилой дом, являются безосновательными. Поступившие в их адрес сведения не были приняты во внимание в момент принятия решения. К возражениям представителя Администрации ЗГО о том, что Кривоспиченко И.А. была обязана предоставить распорядительный документ об изменении вида использования земельного участка, суд относится критически, поскольку в их полномочия входит истребование необходимых документов в органах исполнительной власти самостоятельно.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ст. 7 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Как разъяснено в Письме Министерства экономического развития РФ от 2 ноября 2011 г. N ОГ-Д23-1913 "О порядке изменения видов разрешенного использования земельных участков", использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Учитывая, что порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до настоящего времени не определен, Департамент недвижимости считает возможным руководствоваться нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее – ФЗ от 29.12.2004г.).

На основании статьи 4 ФЗ от 29.12.2004г. вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.

Таким образом, до установления специального порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые градостроительные регламенты не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение вида разрешенного использования земельного участка может осуществляться до ДД.ММ.ГГГГ на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.

Однако, как указано в Письме Министерства экономического развития РФ от 19 октября 2010 г. N Д23-4255 "О предоставлении кадастрового паспорта здания и изменения вида разрешенного использования земельного участка", в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Таким образом, учитывая что земельный участок Кривоспиченко И.А. используется в соответствии с установленным для него целевым назначением, подобный вид использования целевому назначению не противоречит, следовательно, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка должно приниматься без проведения публичных слушаний.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа Кривоспиченко И.А. в продаже земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру <адрес> не имелось, следовательно, отказ Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

В соответствии с п.п.5 и 6 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с последними изменениями и дополнениями от 29 июня 2012 г.), до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Для восстановления нарушенных прав заявителя на продажу земельного участка на Администрацию ЗГО следует возложить обязанность передать Кривоспиченко И.А. в собственность на основании договора купли-продажи земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенного по адресному ориентиру <адрес>

в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Гражданским кодексом РФ, Градостроительный кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.

Установленный законом 3-х месячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации ЗГО в предоставлении земельного участка истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Кривоспиченко И.А. удовлетворить.

Признать незаконным Распоряжение администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельных участков» в части отказа в продаже гражданину Российской Федерации Кривоспиченко Кривоспиченко И.А. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру <адрес>.

Возложить на администрацию ЗГО обязанность передать Кривоспиченко И.А. в собственность на основании договора купли-продажи земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий              С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу