о понуждении, признании незаконным бездействия и компенсации морального вреда



Дело № 2-2019/12                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2012 года                        г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Яковлевой А.А.,

при секретаре Дербеневой Н.Н.,,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием истца Зверев С.Ю., ответчика Марухина В.И., гражданское дело по иску Зверева С.Ю. к Каменеву Н.А., Марухиной В.И. о возложении запрета, разрешении прогонять скот в определенное время, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

    Истец Зверев С.Ю. обратился в суд с иском к Каменев Н.А., Марухина В.И., в котором просит запретить ответчикам содержать и выпасать, принадлежащий им домашний скот и птицу ближе 50 м от домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает истец Зверев С.Ю., при этом разрешить ответчикам прогон домашнего скота и птицы мимо домовладения истца, ежедневно, в летнее время утром с <данные изъяты> час., и вечером с <данные изъяты> взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>..

    В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в собственности у ответчиков имеется домашний скот: бычки, козы, гуси и куры, который ответчики оставляют без присмотра. В результате чего, домашний скот проникает на территорию домовладения истца, где оборудована детская площадка, посажены газоны, грядки с ягодными и овощными культурами, а также картофель, сбрасывает фекалии возле двора истца. Обычно истец и члены его семьи успевают своевременно прогонять скот и птицу ответчиков со своей территории. Но ДД.ММ.ГГГГ, когда супруга истца находилась в больнице с малолетним сыном после укуса клеща, козы и гуси ответчиков проникли на приусадебный участок истца, где вытоптали грядки, изгадили клумбы с цветами и весь двор, козы сжевали кусты. По данному факту с заявлением о привлечении ответчиков к административной ответственности истец обращался в правоохранительные органы. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Истец полагает, что действия ответчиков о выпасе домашнего скота в его придомовой территории и оставлении его без присмотра нарушает его права, а также нравственно страдает и переживает, что все его труды по благоустройству приусадебного участка и выращиванию растений идут насмарку. Поэтому малолетнему сыну истца из-за бездействий ответчиков нет хороших условий для прогулок и игры. Истец ссылается на нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер ), которыми установлено для 7.1.11. объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства КЛАСС V-санитарная –защитная зона 50 м., хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов.

    Истец Зверев С.Ю. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Ответчик Марухина В.И. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что ответчик Каменев Н.А. является собственником дома по адресу: <адрес>, они держат домашний скот: гусей, коз, кур, телят, поросят. Домашний скот в основном они пасут на лугу и лесу. Когда к истцу на территорию двора проникали их гуси, ответчик предлагала выплатить истцу материальный ущерб, но он отказался, сказав, что разберутся в другом месте. О том, что на участок проникали гуси, она узнала на следующий день. В этот день

день их никто не позвал, чьи это гуси были не известно, это могли быть и гуси, не принадлежащие ответчикам, но все же чтобы не ругаться с соседями, она предложила посмотреть, и выплатить материальный ущерб, который причинен.

    Ответчик Каменев Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 29 ).

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Зверев С.Ю..

Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В ходе судебного заседания установлено, что Зверев С.Ю.является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, Каменев Н.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.16,17 ).

Как пояснил в судебном заседании истец, домашний скот, принадлежащий ответчикам, проникает на территорию его домовладения, где оборудована детская площадка, посажены газоны, грядки с ягодными и овощными культурами, а также картофель, сбрасывает фекалии возле двора истца. Обычно истец и члены его семьи успевают своевременно прогонять скот и птицу ответчиков со своей территории. Истец обращался с заявлением о привлечении ответчиков к административной ответственности в правоохранительные органы. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Истец полагает, что действия ответчиков о выпасе домашнего скота в его придомовой территории и оставлении его без присмотра нарушает его права, он нравственно страдает и переживает, малолетнему сыну истца из-за бездействий ответчиков нет хороших условий для прогулок и игры.

Как пояснила ответчик Марухина В.И., что домашний скот (гусей, коз, кур, телят, поросят) в основном они пасут на лугу и лесу. Когда к истцу на территорию двора проникали их гуси, ответчик предлагала выплатить истцу материальный ущерб, но он отказался, сказав, что разберутся в другом месте. В день случившегося ее не позвали, она точно не знает, чьи гуси были на территории дома истца.

Постановлением Старшего участкового уполномоченного ОП межмуниципального отдела МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по факту указанному в заявлении Зверев С.Ю. (л.д.5).

Как следует из постановления, ДД.ММ.ГГГГ в ОП-14 МО МВД РФ «Златоустовский» поступило заявление Зверев С.Ю., который указал, что просит принять меры к соседям, которые не следят за своими домашними животными, причиняющими ему моральный вред. Во время работы по данному факту, из объяснений Зверев С.Ю. было установлено, что по адресу: Подсобное хозяйство машзавода у него находится приусадебный участок и дом . На приусадебном участке имеются клумбы, газоны, теплицы и одна сотка огорода. Соседи из дома , Каменев Н.В., и Марухина В.И., развели домашний скот; гуси козы, которые изгадили возле его дома, а ДД.ММ.ГГГГ гуси пролезли на его приусадебный участок, где вытоптали грядки, изгадили клумбы с цветами и весь двор, а козы сжевали кусты. Опрошенные Каменев Н.В. и Марухина В.И. указали, что неоднократно обращались с просьбами к Зверев С.Ю., и указывали на необходимость заделать дыры в заборе и воротах. После произошедшего ДД.ММ.ГГГГ предлагали возместить материальный ущерб, однако Зверев С.Ю., отказался.

Истец ссылается на нормы СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер ), которыми установлено для 7.1.11. объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства КЛАСС V-санитарная –защитная зона 50 м., хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов.

Как следует из пунктов 1.2, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N , Зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер N требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Главой 7.1.11 вышеуказанных правил предусмотрено, что Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.

1. Хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна.

2. Материальные склады.

3. Хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов.

Анализируя вышеуказанную норму, суд приходит к выводу, что данная норма не распространяется на ответчиков, а именно вышеуказанные требования распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые объекты, являющиеся источниками воздействия на окружающую среду. При этом уровень создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки должен превышать 0,1 ПДК и/или ПДУ. Данные требования распространяются на объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства. Однако Каменев Н.А., Марухина В.И. индивидуальными предпринимателями не являются (л.д.35,36), как было установлено ранее, ответчик Каменев Н.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу : <адрес>, что не относится к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства. Кроме того, доказательств того, что уровень создаваемого загрязнения превышает указанные нормы, суду не предоставлено.

    В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    Судом рассмотрено данное гражданское дело по заявленным исковым требованиям, в рамках оснований и предмета иска, указанного истцом.

    Кроме того, истец Зверев С.Ю. не представил доказательств, что ему на каком-либо праве принадлежит земельный участок, на котором расположен жилой дом <адрес>, в т.ч., приусадебный земельный участок, куда проникает домашний скот, принадлежащий ответчику, а также документы, подтверждающие какие-либо права на землю перед домом, в том числе и ту, где проходит дорога, по которой осуществляется прогон животных и птицы.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Истцом заявлено требование о возложении запрета на ответчиков содержать и выпасать домашний скот и птицу ближе 50 метров от домовладения истца, при этом разрешить ответчикам прогон домашнего скота и птицы ежедневно в летнее время утром с 08 часов до 08 часов 15 минут и вечером с 21 часа до 21 часа. Однако, при этом не представлено доказательств, что у истца есть какие-либо права на дорогу, которая проходит вдоль дома истца, где прогоняется домашний скот и птица, при этом суду не представлено доказательств какого-либо обоснования необходимости прогона именно в отведенное время и только в летнее время. Таким образом, истец без какого либо обоснования, намерен ограничить права ответчиков, лишив возможности проходить по территории вдоль дома истца, а в зимнее время ответчики будут лишены возможности даже в случае необходимости провести свой домашний скот и птицу. Как уже указывалось выше, судом рассматриваются требования именно о предмете иска и по основаниям, указанным истцом. Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения факт нарушений прав истца действиями ответчиков в рамках заявленных исковых требований.

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Звереву С.А. к Каменев Н.А., Марухина В.И. о возложении запрета ответчикам содержать и выпасать, принадлежащий им домашний скот и птицу ближе 50 м от домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает истец Зверев С.Ю., при этом разрешить ответчикам прогон домашнего скота и птицы мимо домовладения истца, ежедневно, в летнее время утром с <данные изъяты>., и вечером <данные изъяты> необходимо отказать.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда (ч.1). При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1100, 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку законодательство РФ не предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав (за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о защите прав потребителей, которые к рассматриваемому спору не применимы). Следовательно, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Зверев С.Ю. к Каменев Н.А., Марухина В.И. о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. необходимо отказать.

Истцом не представлено доказательств в опровержение вышеуказанных выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                        

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Звереву С.Ю. к Каменеву Н.А., Марухиной В.И. о возложении запрета, разрешении прогонять скот в определенное время, компенсации морального вреда, отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд.

Председательствующий:                            А.А.Яковлева

Решение не вступило в законную силу