об оспаривании решения комиссии по распределению жилья



Дело № 2-1983/12                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2012 года                                    г. Златоуст

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

    председательствующего судьи      Яковлевой А.А.,

    при секретаре      Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителей истца Ивукова В.Н., Кириченко Н.В., представителя ответчика Администрации Златоустовского городского суда Сосниной Т.В., гражданское дело Ивукова А.С. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

    Ивуков А.С. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным решение межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи жилое помещение, как военному пенсионеру, по нормам, установленным Законом РФ «О статусе военнослужащих».

    В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), ему Ивуков А.С. было отказано в предоставлении жилого помещения, как военному пенсионеру в связи с отсутствием законных оснований. Считает решение комиссии незаконным, поскольку является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, получает пенсию по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ убыл с местности с тяжелыми климатическими условиями (<адрес>), и исключен из списков личного состава воинской части со ДД.ММ.ГГГГ, направлен в военный комиссариат г. Златоуста Челябинской области. При увольнении его со службы, ему было указано, что поскольку он уволен с военной службы за не выполнение условий контракта, то он не имеет права на предоставление ему и его семье жилого помещения. Полагает, что поскольку он имеет выслугу более 20 лет, достиг предельного возраста, то для получения жилья причина увольнения с военной службы значения не имеет. Он и его семья должны быть обеспечены жильем по избранному им месту жительства.

    Истец Ивуков А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.66).

    Представители истца –Ивукова В.Н. и Кириченко Н.В., действующие на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, зарегистрированная в реестре за (л.д.14), исковые требования поддержали в полном объеме.

    Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Соснина Т.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.19-21) с исковыми требованиями Ивуков А.С. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.22-24).

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Ивуков А.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. (ст.255 ГПК РФ)

Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Заявленные истцом Ивуков А.С. требования относятся к данной категории дел, и должны рассматриваться с учетом положений вышеуказанных статей ГПК РФ.

Как установлено в ходе судебного заседания, и следует из пояснений представителей истца, материалов дела (л.д.6), Ивуков А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Согласно послужному списку он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Выслуга лет в льготном исчислении составляет <данные изъяты> ( в том числе в календарном исчислении -<данные изъяты>. Из вооруженных сил уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ по ст. 49 ч. 2 п. «Б» (за невыполнение военнослужащим условий контракта). В графе послужного списка «семейное положение» записано: жена Ивукова В.Н., сынФИО14, дочь-ФИО15

Из справки ЖСК «Металлург» следует, что Ивуков А.С., Ивукова В.Н., ФИО4, ФИО5 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (жилой площадью <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Прибыли с адреса: <адрес> (л.д.8). Кроме того, на регистрационном учете состоит также ФИО6, которая приходится матерью истцу Ивуков А.С., и является членом <данные изъяты> а также ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.7, 46,47).Данная квартира была предоставлена ФИО6, как члену ЖСК «Металлург» на семью из двух человек, в т.ч. ФИО6, сына Ивуков А.С., и выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

ДД.ММ.ГГГГ Ивуков А.С. обратился с заявлением к заместителю главы ЗГО о предоставлении ему жилья, как военному пенсионеру с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно на семью из четырех человек, в т.ч. Ивуков А.С., жену –Ивукова В.Н., сына-ФИО4, дочь ФИО5, поскольку семья истца ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована в квартире его матери ФИО6 по адресу: <адрес>, жилая площадь которой составляет <данные изъяты> своего жилья не имеет (л.д.36).

Из письма заместителя главы ЗГО ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Ивуков А.С. следует, что заявление Ивуков А.С. о предоставлении жилого помещения, как военному пенсионеру рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). Комиссией принято решение: отказать в связи с отсутствием законных оснований, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ улучшаются жилищные условия за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся на жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Ивуков А.С. на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, следовательно, предоставить ему жилищный сертификат в соответствии с программой нет законных оснований (л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ истец Ивуков А.С. обратился с заявлением к Главе ЗГО о признании его семьи малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что он является военным пенсионером Министерства обороны России, и был уволен без всякого обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ Его семья состоит из шести человек: ФИО6-мать, Ивукова В.Н.-жена, ФИО4-сын, ФИО5-дочь, ФИО7-внучка (л.д.38).

Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Ивуков А.С., зарегистрированный по адресу: <адрес> принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.33,37). Принятие Ивуков А.С. на учет осуществлялось на основании соответствующего заявления (л.д.34), после признания его малоимущим в соответствии со ст. 49 ЖК РФ.

Ивуков А.С. не согласился с решением межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), просит признать его незаконным, поскольку является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, получает пенсию по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ убыл с местности с тяжелыми климатическими условиями (<адрес>), и исключен из списков личного состава воинской части со ДД.ММ.ГГГГ, направлен в военный комиссариат <адрес>.

Истец полагает, что поскольку он имеет выслугу более 20 лет, достиг предельного возраста, то для получения жилья причина увольнения с военной службы значения не имеет. Он и его семья должны быть обеспечены жильем по избранному им месту жительства.

Суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Ивуков А.С..

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ» улучшаются жилищные условия путем предоставления сертификатов за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся на жилых помещениях до 01.01.2005 г..

Истец ссылается на Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», однако данный закон вступил в силу 01.01.1998 г., указания на то, что он имеет обратную силу, не имеется. Истец же был уволен с военной службы в 1996 г..

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 15 части п.2.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;    

жилого помещения по договору социального найма;     

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что одним из оснований предоставления жилых помещений, в том числе и бывшим военнослужащим, является признание нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, а также постановка на учет органами местного самоуправления до 1 января 2005 года. При этом вышеуказанным законом на органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставлять жилые помещения, так как финансирование осуществляется за счет сред федерального бюджета.

Как установлено в судебном заседании, Ивуков А.С. ДД.ММ.ГГГГ сразу обратился в Администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении жилья (л.д.36), миновав стадию подачи заявления о постановке на учет. Однако, до этого времени истец не обращался с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не по месту службы, не по месту жительства в органах местного самоуправления. Впоследствии, получив отказ в предоставлении (л.д.35), который и оспаривает в суде, обратился с заявлением о постановке на учет, и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет как нуждающийся.

Таким образом решение межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа(протокол от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) соответствует требованиям закона, обосновано указано, что Ивуков А.С. на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий не состоит, следовательно, отсутствуют законные основания в удовлетворении заявления о предоставлении жилья как военному пенсионеру. При этом разъяснено право постановки на учет, которым впоследствии истец и воспользовался. Кроме того, требования истца о возложении на Администрацию ЗГО обязанности предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение как военному пенсионеру, не основаны на требованиях закона, поскольку обеспечение жильем военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, относится к полномочиям федеральных органов.

Как следует из письменного отзыва представителя ответчика, к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

П. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ также относит к полномочиям ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В ходе судебного заседания, не нашел подтверждения факт нарушения ответчиком администрацией ЗГО прав истца.

Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления судом. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно пунктов 9, 24 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и мениципальных служащих» судам следует иметь ввиду, что правильное определение ими вида судопроизводства(исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием(бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившего за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд(например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения.

Ивуков А.С. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), хотя узнал о решении ДД.ММ.ГГГГ(л.д.35), что является существенным пропуском срока для обращения в суд. Уважительности причин пропуска срока для обращения в суд Ивуков А.С. не представлено. При этом, учитывая требования вышеуказанных норм, не имеет значения форма обращения, а именно подача искового заявления, а не заявления в порядке главы 25 ГПК РФ, на это обстоятельство ссылалась представитель истца в судебном заседании. Оспариваемое решение принято органом местного самоуправления, следовательно, должно быть оспорено при несогласии в течении трех месяцев, при этом суд обязан проверить соблюдение сроков обращения.

Так как в судебном заседании истцом не предоставлено доказательств уважительности пропуска срока, то соответственно суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с исковым заявлением Ивуков А.С. пропустил без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Ивукову А.С. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                        А.А.Яковлева

Решение не вступило в законную силу