Дело № 2-1983/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием представителей истца Ивукова В.Н., Кириченко Н.В., представителя ответчика Администрации Златоустовского городского суда Сосниной Т.В., гражданское дело Ивукова А.С. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Ивуков А.С. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просит признать незаконным решение межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), обязать ответчика предоставить ему и членам его семьи жилое помещение, как военному пенсионеру, по нормам, установленным Законом РФ «О статусе военнослужащих».
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), ему Ивуков А.С. было отказано в предоставлении жилого помещения, как военному пенсионеру в связи с отсутствием законных оснований. Считает решение комиссии незаконным, поскольку является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, получает пенсию по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ убыл с местности с тяжелыми климатическими условиями (<адрес>), и исключен из списков личного состава воинской части № со ДД.ММ.ГГГГ, направлен в военный комиссариат г. Златоуста Челябинской области. При увольнении его со службы, ему было указано, что поскольку он уволен с военной службы за не выполнение условий контракта, то он не имеет права на предоставление ему и его семье жилого помещения. Полагает, что поскольку он имеет выслугу более 20 лет, достиг предельного возраста, то для получения жилья причина увольнения с военной службы значения не имеет. Он и его семья должны быть обеспечены жильем по избранному им месту жительства.
Истец Ивуков А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.66).
Представители истца –Ивукова В.Н. и Кириченко Н.В., действующие на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, зарегистрированная в реестре за № (л.д.14), исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Соснина Т.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.19-21) с исковыми требованиями Ивуков А.С. не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.22-24).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление Ивуков А.С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. (ст.255 ГПК РФ)
Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Заявленные истцом Ивуков А.С. требования относятся к данной категории дел, и должны рассматриваться с учетом положений вышеуказанных статей ГПК РФ.
Как установлено в ходе судебного заседания, и следует из пояснений представителей истца, материалов дела (л.д.6), Ивуков А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Согласно послужному списку он проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Выслуга лет в льготном исчислении составляет <данные изъяты> ( в том числе в календарном исчислении -<данные изъяты>. Из вооруженных сил уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ по ст. 49 ч. 2 п. «Б» (за невыполнение военнослужащим условий контракта). В графе послужного списка «семейное положение» записано: жена Ивукова В.Н., сынФИО14, дочь-ФИО15
Из справки ЖСК «Металлург» следует, что Ивуков А.С., Ивукова В.Н., ФИО4, ФИО5 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (жилой площадью <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Прибыли с адреса: <адрес> (л.д.8). Кроме того, на регистрационном учете состоит также ФИО6, которая приходится матерью истцу Ивуков А.С., и является членом <данные изъяты> а также ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.7, 46,47).Данная квартира была предоставлена ФИО6, как члену ЖСК «Металлург» на семью из двух человек, в т.ч. ФИО6, сына Ивуков А.С., и выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
ДД.ММ.ГГГГ Ивуков А.С. обратился с заявлением к заместителю главы ЗГО о предоставлении ему жилья, как военному пенсионеру с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно на семью из четырех человек, в т.ч. Ивуков А.С., жену –Ивукова В.Н., сына-ФИО4, дочь ФИО5, поскольку семья истца ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована в квартире его матери ФИО6 по адресу: <адрес>, жилая площадь которой составляет <данные изъяты> своего жилья не имеет (л.д.36).
Из письма заместителя главы ЗГО ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Ивуков А.С. следует, что заявление Ивуков А.С. о предоставлении жилого помещения, как военному пенсионеру рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Комиссией принято решение: отказать в связи с отсутствием законных оснований, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ улучшаются жилищные условия за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся на жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ. Ивуков А.С. на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, следовательно, предоставить ему жилищный сертификат в соответствии с программой нет законных оснований (л.д.35).
ДД.ММ.ГГГГ истец Ивуков А.С. обратился с заявлением к Главе ЗГО о признании его семьи малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что он является военным пенсионером Министерства обороны России, и был уволен без всякого обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ Его семья состоит из шести человек: ФИО6-мать, Ивукова В.Н.-жена, ФИО4-сын, ФИО5-дочь, ФИО7-внучка (л.д.38).
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № Ивуков А.С., зарегистрированный по адресу: <адрес> принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.33,37). Принятие Ивуков А.С. на учет осуществлялось на основании соответствующего заявления (л.д.34), после признания его малоимущим в соответствии со ст. 49 ЖК РФ.
Ивуков А.С. не согласился с решением межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), просит признать его незаконным, поскольку является пенсионером Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно, получает пенсию по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ убыл с местности с тяжелыми климатическими условиями (<адрес>), и исключен из списков личного состава воинской части № со ДД.ММ.ГГГГ, направлен в военный комиссариат <адрес>.
Истец полагает, что поскольку он имеет выслугу более 20 лет, достиг предельного возраста, то для получения жилья причина увольнения с военной службы значения не имеет. Он и его семья должны быть обеспечены жильем по избранному им месту жительства.
Суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Ивуков А.С..
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ» улучшаются жилищные условия путем предоставления сертификатов за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся на жилых помещениях до 01.01.2005 г..
Истец ссылается на Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», однако данный закон вступил в силу 01.01.1998 г., указания на то, что он имеет обратную силу, не имеется. Истец же был уволен с военной службы в 1996 г..
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 15 части п.2.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что одним из оснований предоставления жилых помещений, в том числе и бывшим военнослужащим, является признание нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, а также постановка на учет органами местного самоуправления до 1 января 2005 года. При этом вышеуказанным законом на органы местного самоуправления не возложена обязанность предоставлять жилые помещения, так как финансирование осуществляется за счет сред федерального бюджета.
Как установлено в судебном заседании, Ивуков А.С. ДД.ММ.ГГГГ сразу обратился в Администрацию ЗГО с заявлением о предоставлении жилья (л.д.36), миновав стадию подачи заявления о постановке на учет. Однако, до этого времени истец не обращался с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не по месту службы, не по месту жительства в органах местного самоуправления. Впоследствии, получив отказ в предоставлении (л.д.35), который и оспаривает в суде, обратился с заявлением о постановке на учет, и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ был принят на учет как нуждающийся.
Таким образом решение межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа(протокол № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) соответствует требованиям закона, обосновано указано, что Ивуков А.С. на учете в администрации ЗГО в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий не состоит, следовательно, отсутствуют законные основания в удовлетворении заявления о предоставлении жилья как военному пенсионеру. При этом разъяснено право постановки на учет, которым впоследствии истец и воспользовался. Кроме того, требования истца о возложении на Администрацию ЗГО обязанности предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение как военному пенсионеру, не основаны на требованиях закона, поскольку обеспечение жильем военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, относится к полномочиям федеральных органов.
Как следует из письменного отзыва представителя ответчика, к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
П. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ также относит к полномочиям ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В ходе судебного заседания, не нашел подтверждения факт нарушения ответчиком администрацией ЗГО прав истца.
Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления судом. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно пунктов 9, 24 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и мениципальных служащих» судам следует иметь ввиду, что правильное определение ими вида судопроизводства(исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием(бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившего за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд(например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). Принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения.
Ивуков А.С. обратился в суд с требованием о признании незаконным решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа Челябинской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), хотя узнал о решении ДД.ММ.ГГГГ(л.д.35), что является существенным пропуском срока для обращения в суд. Уважительности причин пропуска срока для обращения в суд Ивуков А.С. не представлено. При этом, учитывая требования вышеуказанных норм, не имеет значения форма обращения, а именно подача искового заявления, а не заявления в порядке главы 25 ГПК РФ, на это обстоятельство ссылалась представитель истца в судебном заседании. Оспариваемое решение принято органом местного самоуправления, следовательно, должно быть оспорено при несогласии в течении трех месяцев, при этом суд обязан проверить соблюдение сроков обращения.
Так как в судебном заседании истцом не предоставлено доказательств уважительности пропуска срока, то соответственно суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с исковым заявлением Ивуков А.С. пропустил без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Ивукову А.С. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным решения межведомственной комиссии по распределению жилья Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд.
Председательствующий А.А.Яковлева
Решение не вступило в законную силу