Дело № 2-2151/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2012 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте заявление Жидковой Л.А. о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Жидкова Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным п. 7 распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», возложить на Администрацию ЗГО обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка, а также возложить на Администрацию ЗГО обязанность выделить ей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на праве аренды.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в комиссию по землеотводам администрации ЗГО об отводе земельного участка с кадастровым номером № на праве аренды площадью 732 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома. На данном земельном участке истец осуществляет работы по обработке, удобрению и улучшению состояния земельного участка, высаживает фруктово-ягодные кустарники и деревья. До настоящего времени ей не известен результат рассмотрения ее обращения, также не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Также ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», опубликовавшей протокол комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р, она узнала, что по вышеуказанному земельному участку было принято решение установить разрешенный вид использования земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке. Считает, что данное распоряжение препятствует предоставлению земельного участка ей в аренду, так как администрация ЗГО приняла решение внести изменения в государственный кадастр недвижимости, после чего организовать проведение торгов.
В судебное заседание истец Жидкова Л.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.37).
Представитель истца Дегонский А.Н., действующий на основании доверенности (л.д.4), на удовлетворении искового заявления настаивал.
Представитель ответчика Администрации ЗГО – Балыков М.А., действующий на основании доверенности (л.д.23-25), в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что права истца обжалуемым распоряжением не нарушены, она не лишена права участвовать в торгах на приобретение права в отношении данного земельного участка. Поскольку земельный участок сформирован, то выделение сформированного участка без проведения торгов невозможно.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования Жидковой Л.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст.81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, и в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, а также для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства,установлен в ст.30, 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,25 га.
Главой 2 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства.
Согласно п. 7 Положения предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты (п.п. 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение cooтветствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами (п.5).
Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий». Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа.
Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).
Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11).
Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения;2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Жидкова Л.А. обратилась на имя главы Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка ориентировочной площадью 732кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, без возведения жилого дома, на праве аренды (л.д.10).
Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ №» утвержден указанный протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования, землепользованию и застройке, установлен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 732 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, № – ведение личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке. Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом ЗГО» предписано внести изменения в государственный кадастр недвижимости, после чего организовать проведение торгов на предоставление земельного участка с кадастровым номером №, площадью 732 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, №, для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке (п. 7 распоряжения) (л.д.7-9).
Распоряжение опубликовано в газете Златоустовский рабочий ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).
Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).
Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 Закона).
Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.29), следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.31), выкопировки из карты градостроительного зонирования территории города (л.д.40), земельный участок, испрашиваемый Жидковой Л.А., находится в пределах городской черты г.Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из материалов дела, пояснений представителя Администрации ЗГО следует, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, находится в жилой зоне В.1.1. - зоне усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей) (пояснительная записка-л.д.38-39).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 г., жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.
По смыслу ст. 30, 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для строительства и ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от того, выполнены в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.
Из справки ОГУ «ОЦТИ» по <адрес> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, №, строений и сооружений нет (л.д.32).
Также материалами дела подтверждено, что какие-либо права на земельный участок по адресу: <адрес> на момент принятия оспариваемого распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы не были (уведомление Росреестра- л.д. 27-28).
Из пояснений представителя заявителя следует, что спорным земельным участком Жидкова фактически пользуется без каких-либо правоустанавливающих документов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что исключительных прав на данный земельный участок заявитель Жидкова Л.А. не имеет.
При таких обстоятельствах принятое администрацией ЗГО распоряжение об установлении разрешенного вида использования земельного участка площадью 732 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома, а также возложение обязанности на соответствующий орган местного самоуправления внести изменения в госкадастр недвижимости и провести после этого торги не противоречит действующему закону, вынесено в пределах полномочий
Доводы стороны заявителя о том, что обжалуемое распоряжение администрации ЗГО препятствует предоставлению земельного участка заявителю в аренду, суд находит несостоятельными, поскольку оспариваемое решение не нарушает прав заявителя на участие в торгах по предоставлению спорного земельного участка в аренду. Кроме того, в силу действующего нормативно-правового регулирования Жидкова не обладает субъективным правом истребовать данный участок у органов местного самоуправления в исключительном порядке.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат. В соответствии с со ст.98 ГПК РФ понесенные ею судебные расходы также возмещению не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,198,258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Жидковой Л.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным п.7 распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, о возложении обязанности на Администрацию Златоустовского городского округа утвердить и выдать схему расположения земельного участка, а также о возложении обязанности на Администрацию Златоустовского городского округа выделить земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без возведения жилого дома на праве аренды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу.