Дело № 2-783/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Карповой О.Н.
при секретаре Пеплер Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астафьевой Т.Ф. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Астафьева Т.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее - ГУ УПФР) о признании незаконными решения заместителя руководителя ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ и комиссии ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии по случаю потери кормильца; возложении обязанности назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований сослалась на то, отказ ГУ УПФР в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что она является получателем пенсии не по старости, а по выслуге лет считает незаконным, поскольку право на получение пенсии по случаю потери кормильца гарантировано Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», данная пенсия назначается независимо от других видов пенсий.
В судебном заседании Астафьева Т.Ф. на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Танцырева Е.А. с иском не согласна по основаниям, указанным в отзыве. Полагает, что исходя из п.п. 4, п.3 ст. 3 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право одновременного получения пенсии по выслуге лет могут иметь вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Представленные истцом документы подтверждают ее статус как нетрудоспособного члена семьи гражданина, принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Однако право на одновременное назначение двух пенсий возможно только при наличии обязательного условия: отсутствия получаемой пенсии по выслуге лет от силового ведомства. При смене истцом варианта пенсионного обеспечения - выбор трудовой пенсии по старости определит право на одновременное назначение и пенсии по случаю потере кормильца.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования Астафьева Т.Ф. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Астафьева Т.Ф. (до брака ФИО11) состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 (л.д. 26 копия свидетельства о браке).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ муж истицы, являясь военнообязанным в звании рядового, был призван на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах 30-ти километровой зоны (л.д. 23 копия справки).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д. 25 копия свидетельства о смерти).
Таким образом, истица является вдовой умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ФИО1 (л.д. 24 копия удостоверения, л. 27 копия справки).
С ДД.ММ.ГГГГ Астафьева Т.Ф. состоит на учете в Центре пенсионного обслуживания ГУВД по Челябинской области и является получателем пенсии по выслуге лет (л.д. 28 копия удостоверения, л.д. 30 копия справки).
Достигнув пенсионного возраста, ДД.ММ.ГГГГ Астафьева Т.Ф. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 16-17), к заявлению приложила свидетельство о браке, свидетельство о смерти, пенсионное удостоверение, удостоверение участника ЧАЭС, справки из военкомата, а также указала, что является получателем пенсии по линии МВД.
В установлении пенсии истице было отказано решением заместителя начальника ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия права на одновременное получение двух пенсий в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из протокола заседания комиссии (л.д. 5-8) следует, что п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ установлен круг лиц, которые имеют право на одновременное получение 2-х пенсий и им могут устанавливаться одновременно две пенсии следующих видов: пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона № 166 -ФЗ. Одновременно с пенсией по выслуге лет, установленной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Астафьева Т.Ф. рекомендована смена варианта пенсионного обеспечения: вместо пенсии за выслугу лет выбор трудовой пенсии по старости, так как ее установлении определит право на одновременное установлении и пенсии по случаю потери кормильца.
Суд считает решения заместителя начальника ГУ УПФР, комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе Астафьева Т.Ф. в установлении пенсии по случаю потери кормильца незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п.п. 4 п. 3 ст. 3 Закона).
Гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (в том числе достигшей возраста 50 лет жене умершего гражданина, принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца) (п.п. 5 п. 3 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, гарантируется супругу независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, супруге умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, получающей пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за выслугу лет, может быть назначена и пенсия по случаю потери кормильца согласно п.п. 11 п. 1 ст. 10 ФЗ № 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Представитель ответчика ГУ УПФР признает, что истица относится к кругу нетрудоспособных членов семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на военные сборы военнообязанных, не оспаривает право истца на получение пенсии по потере кормильца при условии смены варианта пенсионного обеспечения - перехода на трудовую пенсию, поскольку пенсия за выслугу лет, как одно из оснований для получения двух пенсий, не указана в Законе № 166-ФЗ.
Указанный довод представителя ответчика суд находит не состоятельным, поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» формально не указывает на право истца на одновременное получение пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, но и исчерпывающим образом не определяет круг лиц-получателей пенсии по случаю потери кормильца, что прямо вытекает из нормы, содержащейся в п. 2 ст.3 Федерального закона, где указано, что право на две пенсии может быть предусмотрено в Федеральном законе.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» прямо предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
При толковании закона с позиции, изложенной ГУ УПФР, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (нетрудоспособный супруг погибшего ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), оказались в неравном положении из-за характера профессиональной деятельности, поскольку лица, получающие пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца, а лица, получающие пенсию по выслуге лет на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» такой возможности не лишены, что не согласуется с положениями статей 2, 19 (части 1 и 2), 39 Конституции Российской Федерации, поскольку порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, осуществляя на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 года", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 23 декабря 2004 года N 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).
Приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере применимы при оценке условий одновременного предоставления двух видов пенсий, определенных Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Установленное в ст. 3 указанного закона ограничение в получении пенсии по выслуге лет по линии МВД РФ и по случаю потери кормильца не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованной дискриминации указанной категории граждан, неправомерному лишению их права на одновременное получение двух пенсий наравне с гражданами, получающими трудовую пенсию по старости, то есть чья профессиональная трудовая деятельность не была связана с военной службой.
При таких обстоятельствах оспариваемые Астафьева Т.Ф. решения заместителя руководителя ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ и комиссии ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии по потере кормильца следует признать незаконными.
Следовательно, на ответчика следует возложить обязанность назначить истице пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Ссылки представителя ответчика ГУ УПФР на то, что при смене истцом варианта пенсионного обеспечения и перехода на трудовую пенсию по старости Астафьева Т.Ф. будет получать пенсию в большем размере, чем пенсия по выслуге лет, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку выбор пенсии является правом истца. Из пояснений Астафьева Т.Ф. следует, что она не намерена переходить на трудовую пенсию по старости, поскольку с января 2012 г. в федеральном бюджете запланировано существенное повышение пенсий военнослужащим, после которого ей будет более выгодно получать пенсию по выслуге лет.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию понесенные ею расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Астафьевой Т.Ф..
Признать решение заместителя руководителя ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» № от ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Астафьевой Т.Ф. в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» назначить Астафьевой Т.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Златоусте» в пользу Астафьевой Т.Ф. в счет возмещения расходов на оплату госпошлины <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий О.Н. КарповаРешение не вступило в законную силу