Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Квашниной Е.Ю.,
при секретаре: Зениной ЕА.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г., истицы Ужегова Ю.А., представителя ответчика администрации ЗГО Костиной Н.В., третьего лица Агарина В.А.,
гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Ужегова Ю.А. к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста в интересах Агарина В.А., Ужегова Ю.А., Вечканова Т.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, в котором просит обязать администрацию ЗГО предоставить Агарина В.А. на состав семьи из четырех человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной, благоустроенной, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 27,8 кв.м., в том числе по жилой площади 18,6 кв.м., отвечающее установленным сангитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста (л.д.2-5).
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что в прокуратуру г. Златоуста о нарушении жилищных прав обратились жители <адрес>. В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что Агарина В.А., Вечканова Т.П., Ужегова Ю.А. с несовершеннолетней дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, общей площадью 27,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию ЗГО. На основании распоряжения Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания и включен в реестр ветхо-аварийного жилья ЗГО. На момент окончания проверки жилой дом не расселен, хотя по заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в доме не пригодны для постоянного проживания граждан, а сам дом является аварийным и подлежит сносу. Проживание в таком доме граждан является потенциально опасным для жизни, здоровья и имущества граждан.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требования прокурора г. Златоуста в интересах Агарина В.А., Вечканова Т.П. к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, прекращено в связи с отказом Агарина В.А., Вечканова Т.П. и прокурора г. Златоуста в интересах Агарина В.А., Вечканова Т.П. от исковых требований (л.д.38-39).
В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении заявленных в интересах Ужегова Ю.А. исковых требований по указанным выше основаниям.
Истица Ужегова Ю.А. просит исковые требования прокурора г. Златоуста, предъявленные в её интересах, удовлетворить, обязать ответчика предоставить ей с несовершеннолетней дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, равнозначное занимаемому жилому помещению по договору социального найма.
Представитель ответчика администрации ЗГО Костина Н.Б., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52) с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.31-34), из которого следует, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке не подлежащим ремонту и реконструкции не признан. На орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, не признанным малоимущими и не состоящим не учете в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма, вне очереди, взамен пришедшего в негодность жилья не возложена. Предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в соответствии с Федеральных Законом РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», на основании которого разрабатываются программы областного и местного уровня по переселению граждан. <адрес> в очереди на расселение в настоящее время находится под №. Таким образом, администрация ЗГО предоставляет гражданам жилые помещения в домах, построенных за счет бюджетов федерального и областного уровня, и переданных в муниципальную собственность для расселения граждан в соответствии с подпрограммами. Расселение всего аварийного дома происходит без признания граждан малоимущими и нуждающимися, но и не за счет муниципального жилищного фонда, находящегося в ведении органов местного самоуправления, а построенного специально для этих целей жилья.
Третье лицо Агарина В.А. требование прокурора г. Златоуста в интересах Ужегова Ю.А. поддержала в полном объеме.
Третье лицо Вечканова Т.П. в судебное заседания не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме (л.д.47).
Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Ужегова Ю.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Ужегова Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ, её несовершеннолетняя дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р.(л.д. 29), с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы и постоянно проживают в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> (копия справки (выписки из поквартирной карточки) от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.6, справка о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.53).
Квартира № в <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности муниципального образования Златоустовский городской округ, что представителем ответчика не оспаривается.
Общая площадь однокомнатной <адрес> в <адрес> составляет 27,80 кв.м., жилая площадь 14,60 кв.м., что подтверждается справкой (выпиской из поквартирной карточки) от ДД.ММ.ГГГГ, копий карточки лицевого счета за февраль 2012г. (л.д.6).
В настоящее время истца в спорной квартире не проживает, поскольку проживание в ней невозможно из-за ветхоаварийности <адрес> в <адрес>.
Факт невозможности проживания истицы с ребенком в <адрес> в <адрес> подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8 (л.д. 79-82), из которых следует, что балки между квартирами прогнили, потолки промерзают, во всем доме прогнили нижние венцы дома, полы, печи для отопления не пригодны, дом рушится. В квартире №, где проживала Ужегова Ю.А. рамы и полы прогнившие, штукатурка с потолка осыпается, в стенах трещины.
Другого жилого помещения на праве собственности у Ужегова Ю.А. и её дочери не имеется, что подтверждается пояснениями истицы, уведомлением Управления Росреестра об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54), справкой ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55). Указанное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная в соответствии с постановлением Главы ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, пришла по результатам обследования к заключению о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу ввиду ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. (л.д.7-8,9).
Распоряжением главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилых помещений непригодными для проживания, жилых домов аварийными и подлежащими сносу», жилые помещение муниципального и частного жилищного фонда, в том числе, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения физических лиц, ввиду признания жилых помещений не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, определен до ДД.ММ.ГГГГл.д. 56, 57-58).
Согласно Реестру аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЗГО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> находится под № (л.д. 60). Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, и следует из письма начальника отдела жилищной политики администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), фактически в очереди на расселение указанный дом находится под №, практически жители всех домов, указанных в реестре по №, кроме дома по <адрес>, в установленном законом порядке расселены.
Фактически не оспаривая право пользования истицы и её дочери квартирой № в <адрес> в <адрес> и признавая её право на предоставление иного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемой, непригодной для проживания указанной квартиры, что подтверждается письмом заместителя главы ЗГО ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 4), ответчик в судебном заседании оспаривает объективную нуждаемость истца в жилом помещении и право на его внеочередное предоставление.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма предоставляется из государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьями 51 и 52 ЖК РФ определен порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Одним из таких оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является проживание граждан в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту реконструкции не подлежат. При этом должны быть соблюдены общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку внеочередников..
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Статьей 85 ЖК РФ определено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст.ст. 87, 89 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, при этом, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, предоставление в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных жилых помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимися в пользовании.
Поскольку судом установлено, что истица и член её семьи - несовершеннолетняя дочь ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., фактически проживали в <адрес> в <адрес>, состоящей из одной комнаты, имеющей общую площадь 27,80 кв.м, в том числе жилую 14,60 кв.м, суд считает, что истица и её дочь имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ст. 85, 87 ЖК РФ, в виде отдельной однокомнатной квартиры, благоустроенной, равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению 27,80 кв.м., в том числе жилой площади 14,60 кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящейся в черте города Златоуста.
Доводы представителя ответчика администрации ЗГО о том, что органы местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 85-89 ЖК РФ предоставляют жилые помещения исключительно тем гражданам, которые занимают жилые помещения по договорам социального найма, при условии, что они являются малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд считает несостоятельными.
Указанные нормы ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет.
Нахождение гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье, объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем, чтобы права граждан при выселении не были ущемлены, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Наличие на территории Златоустовского городского округа долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011 -2015 годы (л.д. 61-69), не исключает права истицы на предоставление её семье вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Ужеговой Ю.А. к администрации Златоустовского городского округа об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, - удовлетворить.
Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Ужеговой Ю.А. на состав семьи из двух человек: она и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в черте города Златоуста, в виде отдельной квартиры, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади не менее 27,8 кв.м., по жилой площади не менее 18,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Е.Ю.Квашнина
Решение не вступило в законную силу.