по иску Лавровой М.С. к Валееву А.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением



Дело № 2-2415/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    15 октября 2012 года                        г.Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                Максимова А.Е.,

при секретаре               Ковалевой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавровой М.С. к Валееву А.Н. о признании утратившим право пользования жилым помещением,

у с т а н о в и л :

Лаврова М.С. обратилась в суд с иском к Валееву А.Н. о признании утратившим право пользования комнатой в <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что приобрела указанную комнату по договору купли-продажи. На момент ее приобретения в комнате был зарегистрирован, на не проживал Валеев А.Н., который обязался сняться с регистрационного учета в течение 14 дней с момента подписания договора. До настоящего времени с регистрационного учета он не снялся, место его нахождения неизвестно. Регистрация Валеева А.Н. нарушает ее права, так как ей приходится оплачивать начисляемые на него коммунальные платежи.

     Истец Лаврова М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Ответчик Валеев А.Н. в судебное заседание не явился, извещался судом по последнему известному месту жительства.

Адвокат Носырев А.Б., назначенный представителем ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку неизвестно, приобрел ли Валеев А.Н. право пользования каким-либо другим жилым помещением.

    Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

    Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

Согласно копии договора купли-продажи от 14 августа 2012 года Лаврова М.С. является собственником комнаты по адресу <адрес> (л.д. 4).

Право собственности зарегистрировано надлежащим образом, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 5).

Согласно ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.

Согласно справке инспектора МУП РКБ (л.д. 6) в комнате зарегистрированы: Лаврова М.С. – ответственное лицо, Валеев А.Н. – не родственник, ФИО4 - дочь.

В судебном заседании истец пояснила, что до 2008 года проживала и была зарегистрирована в комнате , в комнате , принадлежащей Валееву, проживали квартиранты, потом она начала снимать у Валеева указанную комнату. Ответчик решил продать жилое помещение, но документов у него не было, поэтому сначала подписали предварительный договор купли-продажи и передали часть денег, а в мае 2012 года она передала оставшуюся сумму. В августе 2012 года она и представитель Валеева подписали договор купли-продажи. Она знала о регистрации ответчика в комнате, он обещал сняться с учета после подписания договора, но этого не сделал. Впоследствии в телефонном разговоре обещал сняться с регистрационного учета, но этого не сделал предложив снять его с регистрационного учета по решению суда. Вещей ответчика в квартире не осталось, его место жительства неизвестно.

    Доводы истца подтверждаются материалами дела, показаниями свидетелей ФИО5, ФИО7, допрошенных в судебном заседании.

Свидетель ФИО6 суду показала, что заявитель является ее соседкой, проживает в доме около 20 лет, сначала в комнате , потом в комнате . С Валеевым А.Н. знакома, но видела его более лет 15 назад, когда тот еще жил в своей комнате. Последние 10 лет там проживали квартиранты, потом истец, которая впоследствии приобрела данную комнату у Валеева. Вещей ответчика в комнате, где проживает истец, нет. Валеев А.Н. все это время не приходил, вселиться не пытался. Где проживает ответчик, никому не неизвестно.

Свидетель ФИО7 показала суду, что проживает в комнате около 9-ти лет, Валеева А.Н. за это время не видела ни разу. Знает, что Валеев - прежний собственник комнаты , продал ее Лавровой М.С.. После продажи вселиться не пытался, на нее не претендовал.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, их заинтересованности в исходе дела не установлено, пояснения свидетелей подтверждаются материалами дела.

Согласно п. 4 договора купли-продажи от 14 августа 2012 года (л.д. 4) Валеев А.Н. обязался сняться с регистрационного учета в течение 14 дней с момента подписания договора.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В судебном заседании установлено, что ответчик членом семьи истца не является, с Лавровой М.С. никогда не проживал, совместного хозяйства не вел.

Регистрация ответчика нарушает права Лавровой М.С. по свободному владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей жилым помещением. Валеев А.Н. не является членом ее семьи и не может быть признан таковым. Не проживая в квартире совместно с истцом, не ведя с ней общего хозяйства, ответчик, как бывший собственник жилого помещения, утратил право пользования им, никаких дополнительных соглашений в отношении квартиры сторонами не заключалось.

На основании ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд полагает требования Лавровой М.С. о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением подлежащими удовлетворению. Оснований для его проживания в комнате, принадлежащей истцу, согласно ст. 31 ЖК РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Лаврова М.С. удовлетворить.

Признать Валеева А.Н. утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, комната <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                 А.Е. Максимов