П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Златоуст 15 марта 2012 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Карпова О.Н., с участием представителя ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области Гладышева С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Челябинской области,
У С Т А Н О В И Л :
В соответствии с п. 1.7 Устава Федерального казенного учреждения следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Челябинской области (далее ФКУ СИЗО-4), утвержденного приказом ФСИН РФ № 214 от 07.04.2011 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», ФКУ СИЗО-4 является юридическим лицом (Устав л.д. 56-69, приказ л.д. 45-55, свидетельство ФНС л.д. 42,43).
ФКУ СИЗО-4, расположенное по адресу <адрес>, осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по рентгенологии.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-4 не оспаривает осуществление учреждением первичной медико-санитарной помощи по рентгенологии без специального разрешения (лицензии). Пояснил, что лицензия на рентгенологию не получена учреждением по причине недостаточного финансирования, необходимостью проведения значительной работы для получения данного вида лицензии. В 2011 году проведены работы по подготовке к лицензированию рентгенологии, получено санитарно-эпидемиологическое заключение по рентгенологии. В настоящее время пакет документов для лицензирования рентгенологии оформлен, 28 марта 2012 года он будет представлен в Росздравнадзор.
Заслушав представителя ФКУ СИЗО-4, исследовав материалы дела, судья считает, что виновность ФКУ СИЗО-4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с ч. 5 статьи 101 УИК РФ порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Частью 7 статьи 26 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190, для оказания медицинской помощи осужденным в исправительных учреждениях и следственных изоляторах организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением учреждения. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся в нём лиц по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.
В силу п. 46 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (ст.9 ФЗ № 128-ФЗ).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Указанный перечень, содержащийся в Приложении к Положению, включает в себя работы (услуги) выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) по рентгенологии.
В силу п. 2.1 Устава ФКУ СИЗО-4 одной из целей деятельности ФКУ СИЗО-4 является организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Пунктом 1.11 Устава ФКУ СИЗО-4 предусмотрено, что учреждение осуществляет отдельные виды деятельности, перечень которых определен законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему соответствующей лицензии, либо иных разрешительных документов.
Из материалов дела следует, что на основании запроса прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области сотрудниками Управления Росздравнадзора по Челябинской области 18.01.2012 была проведена проверка ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области соблюдения законодательства при осуществлении медицинской деятельности, с выездом на место осуществления деятельности по адресу: <адрес> (справка о результатах проверки л.д.8-10).
В ходе проверки установлено, что ФКУ СИЗО-4 имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-74-01-001461 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, срок действия бессрочно (л.д.34-35). Перечень работ (услуг), на осуществление которых выдана лицензия, указан в приложении к ней и включает:
- при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: лабораторной диагностике, сестринскому делу, стоматологии, лечебному делу.
- при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии, хирургии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: дерматовенерологии, психиатрии-наркологии.
- при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии, в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: психиатрии-наркологии, фтизиатрии.
Проверкой установлено, что медицинская часть ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области осуществляет деятельность в объеме амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, имеет стационар на 22 койки.
Не имея лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности, в нарушение требований ст. 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области осуществляется медицинская деятельность при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в виде оказания следственно-арестованным и осужденным первичной медико-санитарной помощи по рентгенологии.
Факт осуществления медицинской деятельности по рентгенологии без лицензии представителем ФКУ СИЗО-4 не оспаривается и подтверждается:
- объяснительной начальника ФКУ СИЗО-4 ФИО4 (л.д.12-13);
- объяснением зам.начальника следственного изолятора по лечебно-профилактической работе ФИО5 (л.д.16);
- объяснением осужденной ФИО6 (л.д.17);
- справкой (л.д.18), согласно которой ФКУ СИЗО-4 за 2011 год обследовано флюорографическим методом-2791 чел., женщин -257. Впервые выявлено туберкулёза лёгких-14 случаев. Пролечено в туб. стационаре -84 чел. За 2012 год обследовано флюорографическим методом 53 чел. Впервые выявлено туберкулеза легких – 2 случая;
- журналом № 764 флюорографического обследования спецконтингента, начатым 13.10.2009г. (л.д. 19-30, 83-87);
- штатным расписанием, утвержденным 26.05.2011г., согласно которому в медицинской части ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области имеются должности врача-рентгенолога, рентгенлаборанта (л.д.31-33).
Доказательства, исследованные в судебном заседании, являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для выводов суда о виновности ФКУ СИЗО-4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из пояснений представителя ФКУ СИЗО-4 следует, и подтверждается материалами дела, что в 2011-2012 годах учреждением проводилась работа по подготовке к лицензированию рентгенологии. В частности, врач-рентгенолог, а также принятый на должность рентгенлаборант прошли обучение по организации системы радиационной безопасности. Закуплены защитные фартук, воротничок, смонтирована защитная ширма. Заключены договоры на обслуживание медтехники, продлён ресурс эксплуатации флюорографа (экспертное заключение № 32/1Э от 01.12.2011г., акт продления ресурса медицинской техники от 01.12.2011г. (л.д.37,38). 22.02.2011г. ООО «РиП» проведен дозиметрический контроль (л.д. 39-40). Учреждением получен технический паспорт на рентгенодиагностический кабинет с аппаратом флюорограф (л.д.41), получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по рентгенологии (л.д. 140-141).
Пояснения представителя учреждения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе:
- показаниями допрошенного в качестве свидетеля заместителя начальника по лечебно-профилактической работе ФКУ СИЗО-4,
- документами, подтверждающими квалификацию использующих рентгенологическое оборудование медицинских работников (л.д.95-96),
- заключением учреждением всех, требуемых для получения лицензии договоров на обслуживание медицинской техники, вывоз и утилизацию опасных отходов,
- приобретением требуемого защитного оборудования (договор № 64 от 27.06.2011 л.д. 108),
- приемкой в установленном порядке рентгенологического кабинета в эксплуатацию (договор от 05.07.2011г. л.д.109),
- получением учреждением положительного заключения на технологический проект радиационной защиты кабинета под флюорограф (л.д.112,113),
- продлением ресурса используемой в кабинете медицинской техники (л.д. 114-116),
- наличием утвержденного технического паспорта на флюорограф (л.д. 122-125),
- проведением необходимых лабораторных испытаний для определения радиационной безопасности оборудования рентгенологического кабинета (л.д.110-111, 126-141).
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, тяжесть совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие учреждением мер для получения лицензии по рентгенологии, суд полагает необходимым назначить ФКУ СИЗО-4 административное наказание в виде предупреждения.
Оснований для применения более строгого вида административного наказания не имеется, поскольку ранее учреждение к административной ответственности не привлекалось, совершенным административным правонарушением вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера учреждением не созданы, имущественный ущерб - не причинен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Н. Карпова
Постановление не вступило в законную силу