Р Е Ш Е Н И Е
14 ноября 2011 года г. Златоуст
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Максимов А.Е., при секретаре Ковалевой В.Н. с участием прокурора Зиннатшиной Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области жалобу
Батаева С.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, гражданина РФ, русским языком владеющего, имеющего высшее образование, работающего начальником Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», проживающего по адресу: <адрес>,
на постановление № 853 от 06 октября 2011 г., вынесенное Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Батаев С.И. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении № 853 от 06 октября 2011 года, вынесенное Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что согласно п. 1.1. должностной инструкции начальника дистанции его должность относится к категории руководителей, однако должностная инструкция не содержит прямую обязанность обеспечивать требования пожарной безопасности в зданиях и помещениях, находящихся на балансе дистанции. Согласно п.4.5., п.4.6. должностной инструкции он имеет право издавать приказы и давать указания, связанные с деятельностью дистанции, обязательные для всех работников, поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или руководителям структурных подразделений дистанции. 19.01.11. в соответствии с предоставленными полномочиями им был издан приказ № 38 «О назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности и создания добровольных пожарных дружин», в котором по п.1. ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности в дистанции назначены по Челябинскому региону -зам.начальника дистанции ФИО3, но Златоустовскому региону - замначальника дистанции ФИО4 Этим же пунктом приказа контроль обеспечения мер пожарной безопасности и исполнения мероприятий, направленных на повышения уровня пожарной безопасности, в целом по дистанции, возложен на главного инженера дистанции ФИО5
30.09.2011г. за аналогичные административные правонарушения (девять наименований нарушений), за этот же проверяемый период, по этому же объекту государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО6 вынесено постановление № 852 о назначении административного наказания другому должностному лицу дистанции -ФИО4 за административные правонарушения, предусмотренные частями 1,3,4 ст.20.4. КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
ФИО4, согласно приказу является заместителем начальника дистанции, т.е. так же относится к категории руководителей дистанции. Двойное наказание должностных лиц дистанции равного статуса (руководителей предприятия), за аналогичные нарушения незаконно. В его должностных обязанностях отсутствует обязанность обеспечения требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, находящихся на балансе дистанции, поэтому считает, что в его бездействии отсутствует состав административного правонарушения. Цель предупреждения совершения новых правонарушений была достигнута при вынесении постановления № 852 в отношении ФИО4 Вынесение постановления № 853 в отношении заявителя нарушило его права и законные интересы, как должностного лица.
Также указал, что Златоустовская транспортная прокуратура более 10 лет располагалась в этом же здании, где находится социальный клуб «Гармония», и на этом же этаже (<адрес>), при этом никаких проверок за весь период деятельности клуба «Гармония» до 01 сентября 2011 года ни по пожарной безопасности, ни по санитарно-эпидемиологическому законодательству не осуществлялось.
В соответствии с графиком проведения плановых проверок проверки по пожарной безопасности должны осуществляться в организации предприятии один раз в три года. По Челябинской области на объектах ОАО «РЖД» проводилась плановая проверка 13.08.2010г. и внеплановая по исполнению предписаний 11.08.2011г., что подтверждается уведомлением государственного инспектора ОНД № 8 ФИО7, определением № 94 о передаче протокола от 25.08.11, протоколом № 419 об административном нарушении. Полагает, что государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО6 нарушены сроки проведения проверок.
Факт нарушения требований ППБ установлен актом проведения мероприятия по контролю № 14 от 01.09.2011г. Дело об административном правонарушении возбуждено 22.09.2011г. Постановление № 853 о назначении административного наказания вынесено 06.10.2011г., т.е. в срок более месяца. Нарушение требований ППБ в социальном клубе «Гармония» установлен актом проведения мероприятия по контролю № 14 от 01.09.2011г., в связи с чес полагает, что в настоящее время срок привлечения к административной ответственности истек.
Просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу в отношении него прекратить.
Батаев С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Прокурор Зиннатшина Ю.Р., Государственный инспектор Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9 в судебном заседании жалобу считали не подлежащей удовлетворению, полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав прокурора, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, исследовав материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, по которой начальник Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Батаев С.И. привлечен к административной ответственности, предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного Златоустовским транспортным прокурором 2 сентября 2011 г. следует, что 01.09.2011 г. Златоустовской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей проведена проверка исполнения требований и норм пожарной безопасности в социальном клубе «Гармония» Линейного участка ст. Златоуст производственного участка по ремонту и текущему содержанию зданий и сооружений Златоустовского региона, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащим на праве собственности ОАО «РЖД» и находящемся на балансе Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры.
По итогам проверки в действиях должностного лица - начальника Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Батаева С.И., прокурором были усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении, которое направлено для рассмотрения в ОНД № 1 ГУ МЧС России по Челябинской области (л.д.39).
При обследовании социального клуба «Гармония» 01 сентября 2011 года заместителем начальника пожарного поезда ст. Златоуст, инспектором по пожарному надзору на ст. Златоуст ФИО10 проведено обследование объектов учреждения, по результатам которого вынесено предписание №22 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
• отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара (ч.1 ст. 151 Федеральный закон №123 от 22.07.2008г. (далее ФЗ №123), ППБ 01-03 п.16);
• двери в электрощитовой, кладовой не имеют требуемый предел огнестойкости (ч.1 ст.88 ФЗ №123);
• стеллажи (полки) в кладовой выполнены из горючих материалов (ч.1 ст. 151 ФЗ №123, ППБО 109-92 п.6.8.).
• электрические светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.60);
• помещение не обеспечено первичными средствами пожаротушения (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.108, приложение 3);
• электрические провода и кабели проложены открыто, не в каналах из негорючих строительных конструкций (ч.б ст.82 ФЗ №123).
• автоматическая пожарная сигнализация находится не в исправном состоянии, не проводятся регламентированные работы по техническому обслуживанию специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.96,98);
• на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.51);
• отделка путей эвакуации выполнена с применением горючих материалов (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.53, ППБО 109-92 п.3,12) (л.д. 43-45).
Согласно «Стандарта предприятия» от 06.02.2008г. №45/Н балансодержатель зданий, которым является Челябинская дистанция гражданских сооружений, несёт ответственность за противопожарное состояние всего объекта недвижимости. Эксплуатирующей организацией так же является Челябинская дистанция гражданских сооружений, которая обязана соблюдать нормы и правила противопожарного режима (л.д.46,47).
В силу ст. 37 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Батаев С.И. назначен на должность начальника Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» приказом от 21.12.2010 года №241 (л.д.48,49), согласно должностной инструкции от 10.04.2009 года относится к категории руководителей, осуществляет общее руководство дистанцией в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает надлежащее техническое обслуживание, капитальный ремонт и текущий ремонт жилых, служебно-технических, культурно-оздоровительных и других зданий и сооружений, состоящих на балансе дистанции, осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности всех отделов и структурных подразделений дистанции. Несёт ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей.
Вместе с тем, должностная инструкция не содержит прямую обязанность Батаева С.И. обеспечивать требования пожарной безопасности в зданиях и помещениях, находящихся на балансе дистанции (л.д.11-15).
Согласно п. 8 Правил пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 (далее - ППБ 01-03) «Руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц. которые по занимаемой должности или по характер) выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие ППБ либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ».
Пунктами 5 и 6 раздела 4 Должностной инструкции начальнику дистанции предоставлено право издавать приказы и давать указания, связанные с деятельностью дистанции, обязательные для работников, а также поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или руководителям структурных подразделений дистанции.
19.01.2011г. в соответствии с предоставленными полномочиями Батаевым С.И. был издан приказ № 38 «О назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности и создания добровольных пожарных дружин», в котором по п.1. ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности в дистанции назначены по Челябинскому региону -зам.начальника дистанции ФИО3, но Златоустовскому региону - замначальника дистанции ФИО4 Этим же пунктом приказа контроль обеспечения мер пожарной безопасности и исполнения мероприятий, направленных на повышения уровня пожарной безопасности, в целом по дистанции, возложен на главного инженера дистанции ФИО5(л.д.21-24).
30.09.2011 г. Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9 вынесено постановление № 852 о привлечении заместителя начальника дистанции ФИО4 к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, при этом ФИО4 вменены нарушения требований правил пожарной безопасности, выявленные при обследовании социального клуба «Гармония» 01 сентября 2011 года заместителем начальника пожарного поезда ст. Златоуст, инспектором по пожарному надзору на ст. Златоуст ФИО10, а именно:
• отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара (ч.1 ст. 151 Федеральный закон №123 от 22.07.2008г. (далее ФЗ №123), ППБ 01-03 п.16);
• двери в электрощитовой, кладовой не имеют требуемый предел огнестойкости (ч.1 ст.88 ФЗ №123);
• стеллажи (полки) в кладовой выполнены из горючих материалов (ч.1 ст. 151 ФЗ №123, ППБО 109-92 п.6.8.).
• электрические светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.60);
• помещение не обеспечено первичными средствами пожаротушения (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.108, приложение 3);
• электрические провода и кабели проложены открыто, не в каналах из негорючих строительных конструкций (ч.б ст.82 ФЗ №123).
• автоматическая пожарная сигнализация находится не в исправном состоянии, не проводятся регламентированные работы по техническому обслуживанию специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.96,98);
• на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.51);
• отделка путей эвакуации выполнена с применением горючих материалов (ч.1 ст.151 ФЗ №123, ППБ 01-03 п.53, ППБО 109-92 п.3,12) (л.д.32-35).
Как следует из текста данного постановления, Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО6 ФИО4 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей за нарушение тех же требований и норм пожарной безопасности в помещении социального клуба «Гармония» Линейного участка ст. Златоуст производственного участка по ремонту и текущему содержанию зданий и сооружений Златоустовского региона, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащим на праве собственности ОАО «РЖД» и находящемся на балансе Челябинской дистанции гражданских сооружений Южно-Уральской дирекции инфраструктуры.
ФИО4, который так же относится к категории руководителей дистанции, в соответствии с указанным выше приказом начальника дистанции несет ответственность за соблюдение правил и норм пожарной безопасности на объектах Златоустовского региона дистанции, вину в совершении вмененного ему административного правонарушения признал. Свою обязанность по контролю за соблюдением правил и норм пожарной безопасности на объектах Златоустовского региона дистанции при рассмотрении дела об административном правонарушении не оспаривал.
Выводы вынесенного ранее постановления № 852 от 06.10.2011 г. о том, что лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в здании и помещениях социального клуба «Гармония» является ФИО4, противоречат выводам обжалуемого постановления № 853 от 06.10.2011 г., согласно которого ответственным за соблюдение указанных правил является Батаев С.И., осуществляющий общее руководство дистанцией, однако признанный виновным в совершении этих же нарушений правил пожарной безопасности в клубе «Гармония».
При таких обстоятельствах на Батаева С.И. не может быть возложена ответственность за выявленное нарушение правил пожарной безопасности в помещении социального клуба «Гармония» Линейного участка ст. Златоуст, расположенного по адресу <адрес>, поскольку при возложении обязанностей по контролю за соблюдением данных правил и норм по Златоустовскому региону на заместителя начальника дистанции ФИО4, изданным в пределах представленных начальнику дистанции полномочий приказом № 38 «О назначении ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности и создания добровольных пожарных дружин», Батаев С.И. не может являться субъектом административного правонарушения.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о нарушении заместителем начальника пожарного поезда ст. Златоуст, инспектором по пожарному надзору на ст. Златоуст ФИО10 при проведении проверки положений ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившихся в нарушении порядка организации и проведения проверки деятельности предприятия.
На основании ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с положениями указанного закона, прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Оспариваемая заявителем проверка проведена заместителем начальника пожарного поезда ст. Златоуст, инспектором по пожарному надзору на ст. Златоуст ФИО10 по запросу Южно-Уральской транспортной прокуратуры в целях осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением правил и норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей на основании распоряжения от 01.09.2011 г. зам. начальника Челябинского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ЮУЖД ФИО11(л.д.51).
Акт проверки и выданное по ее результатам инспектором по пожарному надзору предписание Батаевым С.И., либо должностными лицами дистанции не оспаривались (л.д.43-45).
Грубых нарушений, установленных ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведению проверок, влекущих в соответствии со ст. 20 вышеуказанного закона недействительность результатов проверки и их отмену, судьей не установлено.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушения.
Данные требования закона Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО6 при вынесении обжалуемого постановления выполнены не были.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу ст. 30.7 ч.1 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Жалобу Батаев С.И. на постановление № 853 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2011 года, вынесенное Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9, которым Батаев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей удовлетворить.
Постановление № 853 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2011 года, вынесенное Государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО9, которым Батаев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья А.Е. Максимов