ст. 3 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2010г. `Об административных правонарушениях в Челябинской области`



дело № 12-357/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Златоуст                                    27 декабря 2011 года

    Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Фролова Г.А., при секретаре Решетниковой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г. Златоуста на постановление административной комиссии Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя Анохина Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего в <адрес> к административной ответственности по ст. 3 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2010г. «Об административных правонарушениях в Челябинской области»,

у с т а н о в и л :

    Постановлением по делу об административном правонарушении, принятым ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией Златоустовского городского округа, Анохин Д.Ю. был привлечен к административной ответственности по ст. 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО от 27.05.2010г. «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

    Прокурор г. Златоуста обратился с протестом, в котором просит указанное постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в административную комиссию ЗГО.

    В обоснование своих требований сослался на то, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального и материального права. Так, постановление по делу об административном правонарушении, принятое коллегиальным органом, подписывается его председателем. Однако указанное постановление было подписано зам. председателя ФИО5 за председателя комиссии ФИО4 И при составлении протокола об административном правонарушении и при составлении постановления по делу об административном правонарушении в составе административной комиссии были указаны лица, которые не являются членами комиссии. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательных требований о событии рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. И протокол, и постановление по делу об административном правонарушении приняты с существенным нарушением норм процессуального права. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении Анохина Д.Ю. указано, что именно указанный гражданин является инициатором размещения объявления рекламного характера в неустановленном месте, чем нарушены требования подпункта 4 пункта 55 Правил благоустройства территорий ЗГО, утвержденных Решением Собрания депутатов ЗГО Челябинской области от 25.06.2008 № 52-ЗГО. В протоколе об административном правонарушении не указаны дата и время совершения фактических действий по расклейке объявлений рекламного характера, что не позволяет сделать однозначный вывод о давности совершения административного правонарушения. Постановлением административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Анохин Д.Ю. привлечен к административной ответственности как физическое лицо, вместе с тем к нему применена санкция ст.3 Закона Челябинской области от 27.05.2010г. № 584-ЗО «Об административных правонарушениях Челябинской области», предусматривающая ответственность для должностных лиц. Вопреки требованиям ч. 1-1 ст. 29.10. КоАП РФ постановление от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит сведений о получателе штрафа, необходимых в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

    Прокурор г. Златоуста в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

    Представитель административной комиссии Тимофеев С.К., действующий на основании доверенности, считает постановление принятое административной комиссией ДД.ММ.ГГГГ в отношении Анохина Д.Ю., законным и обоснованным. Стенд, размещенный Анохиным Д.Ю., является рекламной продукцией, на размещение стенда необходимо разрешение Управления архитектуры и градостроительства администрации ЗГО, у Анохина Д.Ю. такого разрешения не было. Анохин Д.Ю. был привлечен к административной ответственности как должностное лицо, поскольку является индивидуальным предпринимателем, что указано в фабуле постановления. Согласно постановлению администрации ЗГО о создании административной комиссии заместитель председателя административной комиссии при отсутствии председателя административной комиссии осуществляет его полномочия с правом подписи постановления по делу об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении из пояснений Анохина Д.Ю. были установлены сроки совершения им административного правонарушения, срок для привлечения Анохина Д.Ю. к административной ответственности не истек, но в протоколе это не нашло отражения.

    Анохин Д.Ю., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

    Судья, заслушав представителя административной комиссии ЗГО, изучив материалы дела, полагает, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.ст. 1,2 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2010г. «Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами Челябинской области. Административные комиссии являются коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции. Административные комиссии создаются органами местного самоуправления. Административные комиссии действуют на основании положений об административных комиссиях, утверждаемых органами местного самоуправления.

Во исполнение указанного закона постановлением администрации Златоустовского городского округа № 223-П от 01.07.2010г. была создана административная комиссия Златоустовского городского округа (далее по тексту ЗГО).

Постановлением администрации ЗГО № 423-п от 16.11.2011г. был утвержден состав административной комиссии ЗГО, в который входят ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО11

Согласно ст. 4 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2011г. административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законодательством Челябинской области.

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО от 27.05.2010г. нарушение муниципальных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, в сфере благоустройства и озеленения территорий и обращения с отходами производства и потребления, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, является основанием для привлечения лица к административной ответственности.

    Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области № 52-ЗГО от 25.06.2008г. были утверждены Правила благоустройства территории Златоустовского городского округа.

Согласно п.п. 4 п. 55 указанных правил, расклейка газет, афиш, плакатов, различного рода объявлений и реклам разрешается только на специально установленных стендах.

Как установлено в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом административного отдела ФИО12 был составлен протокол об административном правонарушении о нарушении Анохиным Д.Ю. п. 4 ст. 55 Правил благоустройства ЗГО. Основанием к составлению протокола об административном правонарушении послужили те обстоятельства, что ФИО12 было обнаружено объявление рекламного характера, рекламирующего услуги агентства недвижимости <данные изъяты> инициатором размещения которого являлся Анохин Д.Ю. Объявление было размещено на столбе около дома <адрес> (л.д.9). Нарушение подтверждается фотографией и пояснениями Анохина Д.Ю., из которых следует, что он размещал объявление через рекламную фирму ДД.ММ.ГГГГ. О том, что необходимо согласование размещения рекламного щита с администрацией г. Златоуста, ему не было известно.

ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией ЗГО в составе: ФИО4 ФИО5, ФИО9, ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО15, ФИО11 Анохин Д.Ю. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> по ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 583-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (постановление, л.д.5).

Согласно ч.2 ст. 4 Закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2011г. производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Челябинской области, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.1 ст. 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: дата, место рассмотрения дела, наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело, событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ на заседании административной комиссии при принятии решения о назначении административного наказания Анохину Д.Ю. присутствовали члены административной комиссии: ФИО5, ФИО9, ФИО13, ФИО14, ФИО8, ФИО7

Протокол рассмотрения административного дела от ДД.ММ.ГГГГ не содержит обязательных требований о событии рассматриваемого административного правонарушения, сведения об явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке, отводы, ходатайства, результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела.

Кроме того, ФИО14, указанная в протоколе как лицо, участвующее в заседании комиссии не является в соответствии с Постановлением администрации ЗГО от 16.11.2011 № 423-п членом административной комиссии

Согласно ч. 1, 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение указанной нормы, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела в нем указаны не в полном объеме, решение о привлечении Анохина Д.Ю. к административной ответственности не мотивировано.

Так, в постановлении не указано относится ли место размещения рекламы Анохиным Д.Ю. к специально установленным стендам. Также в постановлении не указано какими доказательствами подтверждается совершение индивидуальным предпринимателем Анохиным Д.Ю. правонарушения, предусмотренного ст. 55.4 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области № 52-ЗГО от 25.06.2008г., какими доказательствами подтверждается дата совершения правонарушения.

В соответствии с п.п.2,6 ч.1 ст. 24.05 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению: при отсутствии состава административного правонарушения, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Однако в протоколе об административном правонарушении не указаны дата и время совершения фактических действий по расклейке объявлений рекламного характера. Из добытых в судебном заседании доказательств также невозможно достоверно установить указанные обстоятельства, что не позволяет сделать однозначный вывод о давности совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 3 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях», нарушение правил размещения рекламы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до одного миллиона рублей.

При этом согласно примечанию в указанном законе понятие «должностное лицо» используется в значении, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Анохин Д.Ю. привлекается к административной ответственности как физическое лицо, в резолютивной части постановления указано: «Привлечь гражданина Анохина Д.Ю. к административной ответственности в виде штрафа в сумме <данные изъяты>.». Однако наказание ему назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной для должностных лиц.

Кроме того, назначая Анохину Д.Ю. наказание, административная комиссия не учла характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, то есть постановление, принятое административной комиссией в отношении Анохина Д.Ю., в нарушение требований ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в части назначения административного штрафа, а не предупреждения, что также предусмотрено санкцией ст. 3 Закона Челябинской области «Об административным правонарушениях», не мотивировано.

Доводы представителя административной комиссии о том, что в фабуле постановления указано, что Анохин Д.Ю. является индивидуальным предпринимателем, поэтому его привлекают к ответственности как должностное лицо и назначают ему наказание как должностному лицу не заслуживают внимания суда, поскольку и в установочной и в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении Анохин Д.Ю. указан гражданин, то есть физическое лицо.

В соответствии с ч.4, 5 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в отношении Анохина Д.Ю., было вынесено административной комиссией в составе ФИО4, ФИО5, ФИО9, ФИО7, ФИО8, ФИО6 ФИО15 ФИО11 При этом постановление от ДД.ММ.ГГГГ подписано за председателя комиссии ФИО4, заместителем председателя ФИО5, а ФИО15 согласно постановлению администрации ЗГО от 16.11.2011 № 423-п не является членом административной комиссии.

Из изложенного следует, что постановление административной комиссии ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ подписано не теми членами административной комиссии, которые участвовали в заседании административной комиссии и были указаны в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дела об административном правонарушении участвовали лица, которые членами комиссии не являются. В нарушение требований действующего законодательства постановление по делу об административном правонарушении за председателя комиссии было подписано его заместителем, при этом как следует из постановления, председатель комиссии присутствовал при принятии решения о привлечении Анохина Д.Ю. к административной ответственности.

Доводы представителя административной комиссии о том, что при отсутствии председателя административной комиссии его обязанности, в том числе с правом подписи постановления по делу об административном правонарушении возлагаются на заместителя председателя, являются необоснованными.

Так, постановление администрации ЗГО № 423-п от 16.11.2011г. о составе административной комиссии не содержит указания на полномочия председателя, заместителя председателя и членов административной комиссии.

Полномочия членов административной комиссии отражены в ст. 6 закона Челябинской области № 583-ЗО от 27.05.2011г. «Об административных комиссиях». В соответствии с ч.2 указанной статьи заместитель председателя административной комиссии исполняет обязанности председателя административной комиссии в его отсутствие.

Однако как следует из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ председатель административной комиссии ФИО4 присутствовал на заседании административной комиссии. Вместе с тем постановление подписано другим лицом без указания фамилии и занимаемой должности.

Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч.1, 1.1 ст. 29.10. КоАП РФ, постановление не содержит сведения о сроках и порядке обжалования постановления и информации о получателе штрафа, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

В соответствии с п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с существенным нарушением административной комиссией процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление подлежит отмене, а дело должно быть возвращено на новое рассмотрение в административную комиссию ЗГО.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

    Постановление административной комиссии Златоустовского городского округа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Анохина Д.Ю. по ст. 3 Закона Челябинской области № 584 от 27.05.2011г. «Об административных правонарушениях в Челябинской области» отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в административную комиссию Златоустовского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                    Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу