Дело № 12-68/12
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 05 апреля 2012 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Чистякова Н.И., при секретаре Коптеевой О.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Назарова В.М., должностного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу
Назарова В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, владеющего русским языком, имеющего высшее образование, женатого, не имеющего несовершеннолетних детей, <данные изъяты> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
на постановление о назначении административного наказания № 127/128/129 от 20 марта 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 о привлечении Назарова В.М. к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Назаров В.М. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении № 127/128/129 от 20 марта 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, по которому он признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей; ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей; ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ Назарову В.М. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В обоснование своих доводов заявитель сослалась на то, что с постановлением не согласен, просит его отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе указал, что на момент рассмотрения административного дела нарушения требований пожарной безопасности, установленные в ходе проверки, были устранены, что свидетельствует о том, что меры по соблюдению требований пожарной безопасности в учреждении соблюдаются.
В жалобе указал, что должностное лицо в обжалуемом постановлении не исследовал и не установил его вину при привлечении к административной ответственности, а ограничился лишь перечислением материалов административного дела. Достаточных доказательств того, что у него имелась реальная возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы административного дела не содержат, и данный вопрос должностным лицом не выяснялся. Сведения о причине образования нарушений и причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и наступившими последствиями также не устанавливались.
Считает, что несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности вменяемого ему административного правонарушения очевидна. Вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к нему для предупреждения будущих правонарушений.
В судебном заседании Назаров В.М. доводы жалобы уточнил, не согласен с постановлением только в части назначенного наказания, считает, что можно ограничиться предупреждением.
Пояснил, что не отрицает своей виновности, все нарушения требований пожарной безопасности, указанные в протоколах, имели место быть, но просит учесть короткий срок, за который они были устранены – до вынесения постановления по делу.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор ФИО3 просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья находит жалобу подлежащей удовлетворению частично на основании следующего.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления является наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № 127 от 06 марта 2012 года следует, что 02 марта 2012 года в 11-00 час. в здании, <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, Назаров В.М. нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1. В помещении обеденного зала столовой (№ 26, 32 тех. паспорта) установлены глухие металлические решетки (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст. 151, ч. 1; ППБ 01 -03 п. 89);
2. В помещении спортзала (№ 16 тех. паспорта) установлены глухие металлические решетки (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 89);
3. На двери помещения токарной мастерской (№ 41 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 33);
4. На двери помещения фрезерной мастерской (№ 43 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 33);
5. На двери помещения электрощитовой (№ 14 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 33);
6. В автолаборатории на втором этаже (помещение № 38 тех.паспорта) в оконных проемах установлены глухие металлические решетки (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 40);
7. В помещении столярной мастерской (№ 43 тех. паспорта) не производится уборка горючей пыли, стружки (Федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 203);
8. На двери столярной мастерской (№ 43 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года№ 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 33);
9. На двери кладовой (№ 28, № 30 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 33);
10. На двери склада (№ 76 тех. паспорта) не обозначена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, Ч.1-ППБ 01-03 п. 33);
11. В помещениях магазина в оконных проемах установлены глухие металлические решетки (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 89).
Из протокола об административном правонарушении № 128 от 06 марта 2012 года следует, что 02 марта 2012 года в 11-05 час. в здании, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Назаров В.М. нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1. Электросветильник, расположенный у токарной мастерской (№ 41 тех. паспорта) эксплуатируется без колпака, предусмотренного конструкцией (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 40);
2. В помещении кладовой (№ 28, № 30 тех. паспорта) электрические светильники эксплуатируются без колпаков, предусмотренные конструкцией, соединение электрических проводов выполнено методом «скрутки» (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 3, п. 60, п. 57; ПУЭ п. 2.1.21);
3. В складе (№ 76 тех. паспорта) имеющиеся огнетушители не переосвидетельствованы (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст.151, ч.1; НПБ 167-97 п. 7.1, п. 7.5, п. 7.7, п. 8.2, табл. 2).
Из протокола об административном правонарушении № 129 от 06 марта 2012 года следует, что 02 марта 2012 года в 11-10 час. в здании, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Назаров В.М. нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1. Двери лестничной клетки (№ 23 тех. паспорта) на третьем этаже не имеют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст.151, ч.1; СП 1.13130.2009 п.4.2.7);
2. Дверь из коридора (№ 37 тех. паспорта) в лестничную клетку (№ 41 тех. паспорта) на 3 этаже не имеет приспособление для самозакрывания с уплотнением в притворах (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; CП 1.13130.2009 п.4.2.7);
3. Затруднено свободное открывание двери на третьем этаже из коридора (№ 37 тех.паспорта) в лестничную клетку (№ 41 тех. паспорта) (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 52);
4. Запор на двери между коридором (№ 37 тех. паспорта) и лестничной клетки (№ 41 тех. паспорта) на третьем этаже не обеспечивает людям находящимся внутри, возможность свободного его открывания изнутри без ключа (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 52);
5. Загромождены пути эвакуации (в помещениях № 42, № 43 тех. паспорта) из столярной мастерской производственными изделиями, предметами, заготовками (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ ст.151, ч.1; ППБ 01-03 п. 53).
Протоколы об административных правонарушениях № 127, № 128 и № 129 вынесены правомочным на то лицом.
Согласно постановлению о наложении административного наказания № 127/128/129 от 20 марта 2012 года Назаров В.М. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ч.3 ст.20.4 КоАП Р.Ф. и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, и на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 руб.
Судья считает, что государственный инспектор Златоустовского городского округа и Кусинскому муниципальному району по пожарному надзору ФИО3, обоснованно пришел к выводу о виновности Назарова В.М. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку его виновность подтверждается материалами дела:
- распоряжением начальника ОНД № 80 от 7 февраля 2012 года о проведении плановой выездной проверки в отношении <данные изъяты> с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год;
- актом проверки № 80 от 02 марта 2012 года, из которого следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора ЗГО и Кусинского муниципального района по пожарному надзору № 80 от 07.02.2012 года была проведена проверка в отношении <данные изъяты> в ходе которой были нарушения требований пожарной безопасности;
- приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого с 01.01.2012 года ответственным за противопожарную безопасность назначен <данные изъяты> Назаров В.М.;
- должностной инструкцией <данные изъяты>
Судьей все имеющиеся доказательства по делу были оценены в совокупности и послужили основаниями проверки обоснованности и законности принятого государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинскому муниципальному району по пожарному надзору ФИО3, постановления о назначении административного наказания.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определении основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установлении общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения действует Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических установок пожаротушения;
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» установлены требования к огнетушителям.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются, в том числе, на электропроводки силовых, осветительных и вторичных цепей напряжением до 1 кВ переменного и постоянного тока, выполняемые внутри зданий и сооружений, на наружных их стенах, территориях предприятий, учреждений, микрорайонов, дворов, приусадебных участков, на строительных площадках с применением изолированных установочных проводов всех сечений, а также небронированных силовых кабелей с резиновой или пластмассовой изоляцией в металлической, резиновой или пластмассовой оболочке с сечением фазных жил до 16 мм2 (при сечении более 16 мм2 - см. гл.2.3).
Согласно части 1 статьи 38 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ПББ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием ст.2.4 КоАП РФ Назаров В.М. является должностным лицом.
В судебном заседании установлено, что Назаров В.М. как должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обязан строить свою деятельность таким образом, чтобы она соответствовала и опиралась на законодательство Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства и из имеющихся материалов дела, следует вывод, что Назаровым В.М. было допущено нарушение требований пожарной безопасности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины Назарова В.М. в совершении вменяемых ему административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности Назарова В.М. государственным инспектором не допущено.
Действия <данные изъяты> Назарова В.М. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 20.4 Коап РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи; по ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; и по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Вместе с тем, из материалов дела, объяснений Назарова В.М. следует, что учреждением в его лице принимались все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности. Так, согласно акту № 18 проверки состояния пожарных наружных стационарных лестниц и ограждений от 14.03.2012 года наружная вертикальная лестница требованиям НПБ 245-2001 и ГОСТ 25772-83 соответствует и пригодна к дальнейшей эксплуатации (л.д.9-17); согласно договору № 74 от 14.03.2012 года и счет-фактуры № 728 от 14.03.2012 года <данные изъяты> приобрел строительные материалы на сумму 20863,60 (л.д.18,19); согласно договору № 48 на поставку товаров (работ, услуг) от 13.03.2012 года и спецификации к данному договору ООО «ГАМБИТ» установило две двери: противопожарную одностворчатую с пределом огнестойкости ЕI-30 и противопожарную двухстворчатую дверь с пределом огнестойкости ЕI-30 в <данные изъяты> (л.д.20,21); согласно акту № 2 от 12.03.2012 года промежуточной проверки качества выполненных работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций огнезащитные работы выполнены в соответствии с инструкцией и регламентом нанесения огнезащитного состава «ОЗОН-007». Срез, толщиной 1,5 мм, горение не поддерживает, что соответствует НПБ 251-98 (л.д.22); согласно акту о техническом обслуживании огнетушителей ООО «Гамбит» была произведена в <данные изъяты> перезарядка огнетушителей марки ОП-5(з) в количестве 2 штук (л.д.24); согласно актам № 16 и № 17 от 14.03.2012 года проверки состояния огнезащитной обработки огнезащитным средством «Пирилакс-3000» выполнены работа на деревянных стропилах, обрешетки чердачного помещения объемом 1388 кв.м. и 670 кв.м., в результате которой образцы стружки (толщина 1 мм) не горит (л.д.25,26); согласно акту проверки технического состояния пожарного гидранта от 05.03.2012 года пожарные гидранты технически исправны, пригодны к эксплуатации (л.д.27,28).
В судебном заседании достоверно установлено, что на момент рассмотрения государственным инспектором ФИО3 административного дела, нарушения требований пожарной безопасности, установленные в ходе проверки, были устранены в полном объеме.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Назаровым В.М. были предприняты меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие вреда и последствий, вид и объем нарушений обязательных требований пожарной безопасности и места их расположения, сроки по их устранению (со 02 по 20 марта 2012 года), действия Назарова В.М., направленные на соблюдение законодательства и устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, что в свою очередь значительно уменьшает степень виновности, наличие смягчающего и отягчающего обстоятельств, суд признает совершенные Назаровым В.М. административные правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным и на основании ст. 2.9 КоАП РФ полагает возможным освободить Назарова В.М. от административной ответственности за совершение правонарушений, ограничившись устным замечанием за каждое правонарушение.
Принимая во внимание, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отношении Назарова В.М. подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу Назаров В.М. на постановление о назначении административного наказания № 127/128/129 от 20 марта 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3, удовлетворить частично.
Постановление о назначении административного наказания № 127/128/129 от 20 марта 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 о признания <данные изъяты> Назарова В.М. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей; ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей; ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отменить.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ Назарова В.М.от административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, освободить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Назарова В.М. прекратить. Объявить Назарову В.М. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
Судья