Дело № 12-87/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Златоуст 07 июня 2012 года Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Барашева Т.П., при секретаре Зубаировой Т.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Панкова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области жалобу Панкова В.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, работающего директором Муниципальной казенной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31, на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфякова В.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Панкова В.В. к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Директор Муниципальной казенной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31 (далее по тексту МКС(К)ОШИ № 31) обратился в суд с жалобой на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфяковым В.В., согласно которому он признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. В обоснование своих доводов Панков В.В. указал, что МКС(К)ОШИ № 31 является муниципальным учреждением и финансируется за счет средств бюджета Златоустовского городского округа. Средства на выполнение требований пожарной безопасности, указанные в постановлении, сметой на 2012 год не предусмотрены, в связи с чем у него отсутствовала возможность исполнить требования пожарной безопасности. Отсутствие финансирования свидетельствует об отсутствии его вины в несоблюдении требований пожарной безопасности. Кроме того, полагает, что должностным лицом не установлена его вина в совершении административных правонарушений, при этом указывает на несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности административного правонарушения. Вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к нему для предупреждения будущих правонарушений. В судебном заседании Панков В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности, имевшие место на момент проведения проверки, устранены, за исключением ремонта ограждения на кровле здания и оборудованию вторых эвакуационных выходах на 3-ем и 4-ом этажах, поскольку для выполнения указанных мероприятий требуются значительные материальные вложения. Школа является казенным учреждением, финансируется за счет субвенций Министерства образования и науки Челябинской области. Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Тюфяков В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Заслушав Панкова В.В., исследовав материалы дела, судья полагает жалобу Панкова В.В. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из постановления государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфякова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - директор МКС(К)ОШИ № 31 панкова В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут при эксплуатации зданий, помещений и территории МКС(К)ОШИ № 31, расположенных по адресу: <адрес>, нарушил требования пожарной безопасности, в связи с чем признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением Панков В.В. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в размере 15 000 рублей. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области Родимова В.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с графиком плановых проверок ОНД № 1 на 2012 год проводилась проверка спального и учебного корпусов МКС(К)ОШИ № 31 на предмет соблюдения обязательных пожарной безопасности. По результатам проверки, выявившей 50 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы об административном правонарушении. Так, из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при эксплуатации зданий, помещений и территории МКС(К)ОШИ № 31 директор образовательного учреждения Панков В.В. нарушил следующие требования пожарной безопасности: 4. на кровле здания в южной части ограждение находится в аварийном состоянии (нарушено) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 41 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 5. не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкции чердачного помещения (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 36 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 6. отделка стен в столовой выполнена горючими материалами (масляная краска) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 7. отделка потолка в кабинете информатики выполнена горючими материалами класса пожарной опасности более чем КМ1 (Г1,В1,Д1,Т1) (пенопластовая плитка) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 8. класс детей младшего возраста размещен выше 2-го этажа – на 3-ем этаже (кабинет № 43 – кабинет начальных классов) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 2.1.6 ППБ 101-89 от 10 мая 1989 года); 9. в подвале, со стороны кухни, не имеющем окон с приямками для дымоудаления, устроена кладовая, где хранятся продукты в горячей упаковке, горячей таре (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 513 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 10. план эвакуации с 1-го этажа не соответствует планировке (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1.4 (г) ППБ 101-89 от 10 мая 1989 года); 11. план эвакуации с 3-его этажа не соответствует планировке (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1.4 (г) ППБ 101-89 от 10 мая 1989 года); 12. помещение пожарного поста, в котором ведется круглосуточное наблюдение за приборами пожарной сигнализации, не оборудовано аварийным освещением (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 12.55 НПБ 88-2001 от 13 июня 2000 года); спальный корпус: 13. не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 36 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 14. отделка потолка в кабинете социального педагога выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (пенопластовая плитка) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 15. отделка стен в кабинете социального педагога выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (бумажные обои) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 16. на окне в кабинете социального педагога установлена глухая металлическая решетка (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 40 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 17. в холле 2-го этажа справа от центрального входа на окнах установлены глухие металлические решетки (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 40 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 18. отделка стен в кабинете логоритмики на 2-ом этаже выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (бумажные обои) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 19. отделка стен в кабинете № 7 на 2-ом этаже выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (бумажные обои) (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 20. отделка стен в кабинете 2-ого этажа слева от центрального входа (помещение № 1 на техпаспорте) выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (бумажные обои). (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); 21. отделка стен в кабинете 2-ого этажа слева от центрального входа (помещение № 22 на техпаспорте) выполнена материалами класса пожарной опасности более, чем КМ3 (Г2,В2,Д3,Т2) (бумажные обои). (ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В помещении находятся кровати с постелью; 22. план эвакуации с 1-го этажа не соответствует планировке (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1.4 (г) ППБ 101-89 от 10 мая 1989 года); 23. помещение пожарного поста, в котором ведется круглосуточное наблюдение за приборами пожарной сигнализации, не оборудовано аварийным освещением (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 12.55 НПБ 88-2000 от 13 июня 2000 года). Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности предусмотрены ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, при эксплуатации зданий, помещений и территории МКС(К)ОШИ № 31 директор образовательного учреждения Панков В.В. нарушил требования пожарной безопасности, а именно: 1. внутренний противопожарный водопровод проверен на работоспособность один раз в год, вместо требуемых двух раз в год (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 89 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); учебный корпус: 2. в коридоре 2-го этажа эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 3. в кабинете № 29 эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 4. в коридоре 3-его этажа эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 5. в кабинете № 37 (логопед) эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 6. в кабинете № 38 эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 7. в кабинете № 44 эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 8. в подвале в помещении подсобного рабочего эл.светильники эксплуатируются без рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильников (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 60 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года). За нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директор МКС(К)ОШИ № 31 Панков В.В. при эксплуатации зданий, помещений и территории образовательного учреждения нарушил следующие требования пожарной безопасности: учебный корпус: 1. отделка стен лестничной клетки 3-его этажа, где расположена ПМПК, являющаяся путем эвакуации, выполнена горючими материалами (деревянная рейка) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 53 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 2. отделка потолка лестничной клетки 3-его этажа, где расположена ПМПК, являющаяся путем эвакуации, выполнена горючими материалами (деревянная рейка) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 53 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); спальный корпус: 3. из помещений 3-его этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.12 СНиП 21-01-97 от 13 февраля 1997 года); 4. из помещений 4-го этажа справа от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.12 СНиП 21-01-97 от 13 февраля 1997 года); 5. из помещений 4-го этажа слева от центрального входа отсутствует второй эвакуационный выход (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.12 СНиП 21-01-97 от 13 февраля 1997 года); 6. над дверями эвакуационного выхода из медицинского блока отсутствует световое табло «Выход» (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблицы 1, 2 НПБ 104-03 от 20 июня 2003 года); 7. отделка стен тамбура, в который входят кабинеты бухгалтерии и зам по АХЧ, являющегося путем эвакуации, выполнена горючими материалами (бумажные обои) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 53 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года); 8. отделка стен в коридоре 2-ого этажа слева от центрального входа, являющегося путем эвакуации, выполнена горючими материалами (масляная краска) (ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 53 ППБ 01-03 от 18 июня 2003 года). Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности предусмотрены ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Протоколы об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ составлены правомочным лицом – государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Шабаловой М.Н., в присутствии директора МКС(К)ОШИ № 31 Панкова В.В., которому инспектором разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. В силу ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившим в законную силу с 01 мая 2009 года, предусмотрено, что до вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (п. 2 ст. 4). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 3 ст. 4). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона). Статьей 134 Федерального закона от 22 июля 2008 N123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусмотрены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях. В соответствии с Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно пункту 36 ППБ 01-03, нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (п. 41 ППБ 01-03). Правила эксплуатации эвакуационных путей и выходов установлены п. 53 ППБ 10-03. Пунктом 60 ППБ 01-03 предусмотрены правила эксплуатации действующих электроустановок. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) (п. 89 ППБ 10-03). Не разрешается хранение горючих материалов или негорючих материалов в горючей таре в помещениях подвальных и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток зданий с этими этажами (п. 513 ППБ 01-03). Наряду с ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03). Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» от 12 декабря 2007 года установлены требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций. Правила пожарной безопасности 101-89 (ППБ 101-89) устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития) независимо от их ведомственной принадлежности. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа (п. 2.1.6 ППБ 101-89). Пунктом 1.4 (Г) ППБ 101-89 установлено, что руководитель детского учреждения обязан обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара. В силу п. 12.55 Норм пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы т правила проектирования» 88-2001 (НПБ 88-2001), помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно быть оборудовано аварийным освещением. Согласно п. 6.12 СНиП 21-01-97*, спальные корпуса школ-интернатов должны иметь не менее двух эвакуационных выхода. Нормами пожарной безопасности 104-03 (НПБ 104-03) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. При проведении проверки государственным инспектором по пожарному надзору были выявлены нарушения указанных требований пожарной безопасности, что явилось основанием для составления акта проверки и протоколов об административном правонарушении. Панковым В.В. не оспаривался факт установленных инспектором нарушений требований пожарной безопасности. В пояснениях по существу протоколов Панков В.В. указывал, что основная часть нарушений выявлена впервые, мероприятия по их устранению требуют целевого финансирования, в связи с чем при наличии соответствующего финансирования нарушения будут осуществлены. Нарушения, не требующие материальных затрат, устранены немедленно. Постановлением о назначении административного наказания № В судебном заседании Панков В.В. не отрицает, что на момент проверки в здании и помещениях образовательного учреждения имели место нарушения требований пожарной безопасности. При этом не согласен с тем, что с ответственным за пожарную безопасность зданий Мусатовым не был проведен противопожарный инструктаж, поскольку вводный и первичный противопожарный инструктаж с ФИО8 проведен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись в журнале, однако инспектор при проведении проверки не требовал предъявление журнала. Согласно ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Приказом Златоустовского ГорУО № от ДД.ММ.ГГГГ Панков В.В. со ДД.ММ.ГГГГ назначен директором школы-интерната № 31. Согласно должностной инструкции, Панков В.В., как должностное лицо, осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы-интерната в соответствии с Уставом и законодательством РФ. Пунктом 5.2 должностной инструкции директора школы-интерната предусмотрена ответственность директора за нарушение правил пожарной безопасности в виде привлечения к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. Главный государственный инспектор установив, что Панков В.В. со ДД.ММ.ГГГГ назначен директором образовательного учреждения, обоснованно пришел к выводу, что Панков В.В. является лицом ответственным за пожарную безопасность в учреждении и за ненадлежащее выполнение возложенных на него функций должен нести ответственность, как должностное лицо. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что здание МКС(К)ОШИ № 31 длительное время эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности. До настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены, что директором образовательного учреждения не оспаривается. Довод Панкова В.В. о том, что часть нарушений правил пожарной безопасности выявлена впервые, является несостоятельным, и не исключает ответственность должностного лица, поскольку Федеральным законом от 22 июля 2008года N123-ФЗ установлен технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и Панков В.В., как руководитель учреждения, обязан был предпринять соответствующие меры к приведению помещений школы-интерната в соответствие с требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности. Являясь руководителем образовательного учреждения, где в течение дня находится значительное число детей, Панков В.В. обязан соблюдать правила пожарной безопасности и предупреждать нарушения указанных правил, поскольку специфика данного учреждения требует повышенного внимания к безопасности находящихся в нем детей. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья полагает, что должностным лицом - директором образовательного учреждения Панковым В.В. допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Таким образом, государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфяковым В.В. Панков В.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1, ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку выявленные правонарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении им обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений МКС(К)ОШИ № 31. Как следует из материалов дела, с ответственным за пожарную безопасность ФИО8 при приеме на работу проведен вводный противопожарный инструктаж, а также первичный противопожарный инструктаж. Кроме того, согласно плану в мае 2012 года ФИО8 пройдет обучение пожарно-техническому минимуму. При таких обстоятельствах судья полагает, что в этой части в действиях Панкова В.В. отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление в данной части подлежит отмене, а производство по делу прекращению. Действия Панкова В.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 настоящей статьи; ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности Панкова В.В. государственным инспектором не допущено. Постановление в соответствии со ст.23.34 КоАП РФ вынесено надлежащим лицом. Процедура привлечения к административной ответственности государственным инспектором была соблюдена. Копия постановления о назначении административного наказания вручена Панкову В.В. в день вынесения, о чем свидетельствует его подпись. При назначении административного наказания государственным инспектором учтено наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств и отсутствие отягчающих. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено. Доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности директора МКС(К)ОШИ № 31 Панкова В.В. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. При оформлении оспариваемого постановления должностным лицом ошибочно указано наименование нормативного акта по пожарной безопасности НПБ 88-2000 вместо НПБ 88-2001. Ошибочное указание наименования НПБ суд признает технической опечаткой, которая не изменяет содержание вида нарушения требований пожарной безопасности. При назначении административного наказания государственным инспектором учтено наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Судья полагает, что постановление государственного инспектора по пожарному надзору подлежит изменению в части привлечения Панкова В.В. к административной ответственности по ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания – штрафа в размере 6000 рублей. Так, из пояснений Панкова В.В. и материалов дела следует, значительная часть нарушений, указанных в протоколах об административном правонарушении и акте проверки, устранена. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья вправе освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. С учетом характера совершенного правонарушения, не представляющего непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также принимая во внимание то, что Панков В.В. ранее к административной ответственности не привлекался, устранил нарушения обязательных требований пожарной безопасности, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, суд признает совершенное Панковым В.В. административное правонарушение по ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным, и полагает возможным ограничиться устным замечанием, освободив Панкова В.В. от административной ответственности по ч.1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с Уставом, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 31» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учредителем школы-интерната является муниципальное образование – Златоустовский городской округ. Функции и полномочия учредителя школы-интерната осуществляет администрация Златоустовского городского округа. МС(К)ОШИ № 31 расположено по адресу: <адрес>. Указанное помещение закреплено за МС(К)ОШИ № 31 в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МУ «КУИ ЗГО». В соответствии с Законом Челябинской области от 15 декабря 2011 года № 237-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов»» утверждены размеры субвенций местным бюджетам, выделяемые из областного фонда компенсаций, в том числе Златоустовскому городскому округу на организацию предоставления образования в муниципальных специальных(коррекционных) образовательных учреждениях. Главным распорядителем данных субвенций является Министерство образования и науки Челябинской области. Из пояснений Панкова В.В. следует, что неисполнение таких требований пожарной безопасности, как отделка стен и потолка горючими материалами, отсутствие эвакуационных выходов, светового табло, вызвано отсутствием у учреждения собственных средств, достаточных для устранения нарушений. Устранение нарушений, указанных в протоколе № возможно только за счет дополнительного финансирования мероприятий противопожарной безопасности, сметой на 2012 год выполнение противопожарных мероприятий не предусмотрено. Из материалов дела следует, что во исполнение предписаний директор МС(К)ОШИ № 31 Панков неоднократно в 2011, 2012 годах обращался в Министерство образования и науки Челябинской области, Управление образования Златоустовского городского округа, администрацию ЗГО о выделении дополнительных средств в размере 710000 рублей, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Согласно письму заместителя начальника МКУ Управление образования ЗГО Амирова Н.И. (л.д. 46), в 2011 году Министерство образования и науки Челябинской области МС(К)ОШИ № 31 дополнительно выделено 3,8 млн. рублей на аварийный ремонт спортзала, в связи с чем в дополнительном финансировании противопожарных мероприятий Панкову В.В., несмотря на его неоднократные требования было отказано. В план финансирования на 2012 год школа-интернат № 31 не вошла из-за ограниченности поступивших средств областного бюджета. Управление образования ЗГО обратилось в Министерство за финансированием противопожарных мероприятий, указанных в предписаниях ОГПН № 1 города Златоуста. При таких обстоятельствах судья полагает, что Панковым В.В. были предприняты необходимые меры по исполнению обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, в действиях Панкова В.В. отсутствует умысел, неосторожность, бездействие в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а значит и состава административного правонарушения. В связи с чем постановление о признании Панкова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей подлежит отмене, а производство по делу прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л: Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфякова В.В. в отношении Панкова В.В. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в части привлечения его к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности: с ответственным за пожарную безопасность зданий ФИО8 при приеме на работу не проведен вводный противопожарный инструктаж; с ответственным за пожарную безопасность зданий ФИО8 не проведен первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте; ответственный за пожарную безопасность ФИО8 не прошел обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства, отменить. Производство по делу в данной части прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В остальной части постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфякова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании Панкова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, за каждое правонарушение, изменить. На основании ст. 2.9 КоАП РФ Панкова В.В. от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, освободить, объявив Панкова В.В. устное замечание. Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Тюфякова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – директор Муниципальной казенной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31 панкова В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей отменить, производство по делу в данной части прекратить за отсутствием в действиях Панкова В.В. состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд. Судья:
№ Панков В.В. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию штрафу в размере 15 000 руб.