Дело № 12-156/2012
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 04 июля 2012 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бабуновой Т.И.,
защитника Пестрикова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Бабуновой Т.И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей по <адрес>, директора МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка», расположенного по <адрес>,
на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО4 № 385/386 от 15 июня 2012 года о привлечении Бабуновой Т.И. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Директор Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» (далее МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка») Бабунова Т.И. обратилась в суд с жалобой на постановление № 385/386 о назначении административного наказания от 15 июня 2012 года, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО4, по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
В обоснование своих доводов Бабунова Т.И. сослалась на то, что с постановлением не согласна, считает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям. Из 19 пунктов нарушений, указанных в предписании, к моменту рассмотрения протоколов об административном правонарушении № 385, 386 устранены 9, о чем ОНД № 1 уведомлен направленным в их адрес письмом МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» от 31 мая 2012 года.
В протоколах № 385, 386 от 31 мая 2012 года Бабунова Т.И. в своих пояснениях указала, что не согласна с фактом нарушений требований пожарной безопасности по некоторым пунктам в связи с выполнением требований пожарной безопасности на момент составления протоколов и по иным основаниям:
- по административному правонарушению по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ пункты № 2, 3, 4, 6 выполнены, а требования ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 соблюдены.
- по административному правонарушению, предусмотренному ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ пункты № 5, 6, 8, 9, 10 выполнены, а требования ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 3, 52, 53 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 28 июня 2003 года № 313 соблюдены.
В связи с чем считает постановление о назначении административного наказания от 15 июня 2012 г. незаконным и необоснованным, поскольку факты нарушений требований пожарной безопасности, указанные в обжалуемом постановлении за номерами 2, 3, 4, 6 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и № 6, 8, 9, 10 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не подтвердились.
Кроме того, до проведения внеплановой проверки в органы ГПН поступило заключение о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка», выполненное аккредитованной в установленном порядке организацией, в котором установлены сроки выполнения условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Оштукатуривание деревянных потолков и стен с внутренней стороны в корпусах № 4, 5 запланировано на июль-август 2012 г., перемещение выступающей из плоскости стены трубы отопления на площадке лестничной клетки между 1 и 2 этажом здания 1 и 2 корпусов, а также отделка потолка корпуса № 4 негорючими материалами запланированы на сентябрь 2012 г. Работы по организации защитной минерализованной полосы по периметру лагеря планируется закончить. В связи с этим не согласна с привлечением к административной ответственности за данные нарушения, так как в соответствии с Приказом МЧС РФ от 01 октября 2007 г. № 517 в случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится. Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.
Также по пунктам 8 и 9 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ следует отметить, что ППБ 01-03 не предусмотрено выполнение штукатурки с внутренней стороны корпусов, как установлено СП 2.13130.2009 деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки зданий У степени огнестойкости детских дошкольных учреждений, лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждений, детских оздоровительных учреждений и клубов (кроме одноэтажных зданий клубов с рублеными и брусчатыми стенами) должны быть оштукатурены или обработаны и покрыты огнезащитными пропитками, красками или лаками, обеспечивающими класс пожарной опасности не ниже К1.
П. 3, 4, 7 постановления по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ – об отделке горючими материалами не согласна с выводами ГПН, в связи с некорректными формулировками, поскольку п. 6 ст. 134 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает применение горючей отделки в общих коридорах, то есть горючих материалов класса Г1 (слабогорючие).
Безоснователен вывод государственного инспектора о нарушении, выразившемся в том, что декорации, сценическое оформление не обработаны огнезащитным составом, так как его нормативное обоснование ВППБ 13-01-94 неправомерно, так как данный нормативно-правовой акт не зарегистрирован Министерством юстиции РФ.
Кроме того, Бабунова Т.И. в своей жалобе ссылается на нормы ГПК РФ, регулирующие производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В судебном заседании Бабунова Т.И. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам. Суду пояснила, что по нарушениям пожарной безопасности по пунктам 1, 7 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ выполнение минерализованной полосы не менее 3 м в настоящее время не представляется возможным снаружи периметра, так как земли относятся к землям лесного фонда, а леса к категории защитных, сплошная рубка леса в которых не возможна. Внутри периметра лагеря также это невозможно, поскольку рубка леса на землях федеральной собственности до оформления городских лесов на эти земли запрещается. Кроме того, в непосредственной близости снаружи от периметра лагеря проложена асфальтированная дорога шириной не менее 5 метров, являющаяся противопожарным разрывом в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ. Также выполнение минерализованной полосы не является необходимостью, так как в породном составе древостоя преобладает береза, сосны всего 10-20%. То есть на территории «Юности» преобладает лиственный лес, а с северной стороны «Лесной сказки» имеется дорога.
По выполнению пунктов 8, 9 – оштукатуривание в корпусах 4 и 5 деревянных потолков и стен считает, что корпуса старой застройки и исполнение данных пунктов не приведет к устранению воспламеняемости и горючести. Кроме того, заключены договоры на выполнение подрядных работ по текущему ремонту корпуса № 4, № 5, № 6, № 9, по текущему ремонту приборов отопления в корпусах 1 и 2.
В настоящее время проведена независимая оценка пожарного риска, выполненная аккредитованной в установленном порядке организацией.
Также поясняет, что согласно акту комиссионной проверки от 29 мая 2012 года готовности лагеря к летнему сезону инспектор ГПН подготовил особое мнение, однако МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» в составе ДОЛ «Лесная сказка» и ДОЛ «Юность» по заключению готово к летнему сезону 2012 г.
Кроме того, до составления протоколов ею в ОНД № 1 было направлено письмо об устранении 9 пунктов нарушений требований пожарной безопасности, однако данные пункты также нашли отражение в постановлении об административном правонарушении, что считает неправильным.
Защитник Пестриков К.В. просит постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО4 № 385/386 от 15 июня 2012 года о привлечении Бабуновой Т.И. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Свидетель инспектор по пожарному надзору ФИО4 в судебном заседании пояснил, что на территории, в зданиях и помещениях МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» имело место нарушение требований пожарной безопасности, в связи с чем составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесено постановление о признании Бабуновой Т.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, считает постановление законным и обоснованным. На момент вынесения постановления о наложении на Бабунову Т.И. административного штрафа ему не было известно о том, что часть нарушений устранена. Уточнил, что если имеется заключение о независимой оценке пожарного риска, то они не могут проводить плановую проверку (три года), но внеплановую проверку объекта они провести могут.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что выполнение минерализованной полосы не менее 3 метров по периметру лагеря, расположенного в массивах хвойных лесов, на данный момент не представляется возможным. Так, за периметром лагеря земли относятся к землям лесного фонда, леса относятся к категории защитных, в которых сплошная рубка леса запрещена. На обращение начальника МКУ «Гражданская защита ЗГО» ФИО6 руководителем ЧОБУ «Златоустовское лесничество» ФИО7 дан ответ о невозможности вырубки лесных насаждений для создания противопожарной минерализованной полосы по периметру МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка». Вдоль периметра рубка леса также невозможна, так как это земли федеральной собственности. В непосредственной близости снаружи от периметра лагеря проложена асфальтированная дорога шириной не менее 5 метров, она обеспечивает противопожарный разрыв и предупреждение от лесных пожаров. Минерализованную полосу вокруг лагеря «Юность» выполнять нет необходимости, т.к. в природном составе древостоя преобладает береза, а в лиственных лесах нет необходимости прокладывать минерализованные полосы. Со своей стороны считает, что данное нарушение зря указано инспектором гос.пож.надзора.
Заслушав Бабунову Т.И., инспектора ОНД № 1 ФИО4, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, судья находит жалобу Бабуновой Т.И. подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО4 № 385/386 от 15 июня 2012 года должностное лицо директор МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабунова Т.И. 25 мая 2012 года в 14 часов 00 минут при эксплуатации территории, зданий, помещений МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» по <адрес> нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в размере пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 10 часов 00 минут 24 мая 2012 года по 14 часов 00 минут 25 мая 2012 года на основании распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности № 1 ФИО8 № 311 от 22 мая 2012 года с целью исполнения распоряжения главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору генерал-полковника ФИО9 № 95 от 19 марта 2012 г., изданного во исполнение поручения первого заместителя председателя правительства РФ ФИО10 от 05 марта 2012 г. проводилась проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка».
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» по вышеуказанному адресу.
По результатам проверки составлен акт № 311 от 25 мая 2012 года и протоколы об административном правонарушении:
- № 385 от 31 мая 2012 года, согласно которому должностное лицо директор МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабунова Т.И. 25 мая 2012 года в 14 часов 00 минут при эксплуатации территории, зданий, помещений МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» по <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности:
- «Лесная сказка», «Юность»:
п. 1, п. 7 – территория лагеря не имеет по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46; ППБ 01-03 п. 30);
- в 1, 11 корпусе, библиотеке, здании клуба-столовой:
п. 2, 3, 4, 6 – места размещения (нахождения) кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики не обозначены знаками пожарной безопасности (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46; ППБ 01-03 п. 3; НПБ 160-97 п. 1.2);
- здание клуба-столовой:
п. 5 – декорации, сценическое оформление не обработаны огнезащитным составом (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46; ППБ 01-03 п. 3; ВППБ 13-01-94 п. 2.1.3);
- в корпусах № 4 и 5:
п. 8, 9 – деревянные потолки и стены с внутренней стороны не оштукатурены (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46; ППБ 01-03 п. 3; ППБ 01-03 п. 143), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
- № 386 от 31 мая 2012 года, согласно которому должностное лицо директор МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабунова Т.И. 25 мая 2012 года в 14 часов 00 минут при эксплуатации территории, зданий, помещений МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» по <адрес>, нарушила требования пожарной безопасности:
- 1 и 2 корпус:
п. 1, 2 на площадке лестничной клетки между 1-м и 2-м этажом здания корпуса расположена выступающая из плоскости стены труба отопления (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года п. 1 ст. 89, СП 1.13130.2009 п. 4.4.4);
п. 3-8 во 2 корпусе отделка стен коридора (пути эвакуации) 1 этажа, в 4 корпусе отделка потолка корпуса, в 6 корпусе отделка потолка (левой части корпуса) в коридоре, в библиотеке отделка стен коридора, в здании клуба- столовой отделка стен коридора административной части здания 1 этажа, отделка стен коридора, ведущего из комнаты отдыха 1 этажа выполнены с применением горючих материалов (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46, ППБ 01-03 п. 53);
п. 9 административное помещение кабинета заведующей столовой в здании клуба-столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют дымовые датчики) (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46, ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 т.3 п. 38);
п. 10 дверь эвакуационного выхода из холла 2 этажа на балкон не обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания (закрыта на ключ) (Федеральный закон № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года ст. 46, ППБ 01-03 п. 52), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
С протоколами об административных правонарушениях директор учреждения Бабунова Т.И. ознакомлена 31 мая 2012 года, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ Бабуновой Т.И. разъяснены, имеются ее пояснения по существу протоколов. Так в протоколе об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ Бабунова Т.И. согласна с пунктами 1, 7, 8, 9, пункты 2, 3, 4, 6 на момент подписания протокола выполнены, по пункту 5 не согласна. По ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ Бабунова Т.И. не согласна по пунктам 3, 7, пункты 5, 6, 8, 9, 10 выполнены.
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности 01-03.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечением пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно п. 30 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м.
По пунктам 8 и 9 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ссылка в жалобе на СП 2.13130.2009 не состоятельна, поскольку пунктом 143 ППБ 01-03 предусмотрено, что деревянные здания для летнего детского отдыха должны быть одноэтажными. Каркасные и щитовые здания должны быть оштукатурены и иметь негорючую кровлю; утеплитель в них должен быть неорганическим.
В силу п. 1.2 Норм пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования». (НПБ 160-97) сигнальные цвета следует использовать для внешнего оформления знаков пожарной безопасности; обозначения мест размещения пожарной техники, мест нахождения кнопок ручного пуска установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты, мест нахождения средств индивидуальной защиты, самоспасания и т. п.; обозначения путей эвакуации, а также границ зон путей эвакуации, которые не допускается загромождать или использовать для складирования.
Согласно ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
П. 4.4.4 Свода правил системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009) предусматривает в лестничных клетках не размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы…, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Согласно п. 38 таблицы 3 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) помещения иного административного и общественного назначении, в том числе строенные и пристроенные должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации независимо от площади.
Однако следует признать заслуживающими внимания довод Бабуновой Т.И. о неправомерном выводе инспектора о нарушении, выразившемся в том, что декорации, сценическое оформление не обработаны огнезащитным составом. Так п. 2.1.3 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры РФ (ВППБ 13-01-94) предусматривает, что в учреждениях культуры сгораемые конструкции, декорации, сценическое оформление (сценическая коробка, колосники, трюмы, подвесные мостики, рабочие галереи, чердаки, здания, материалы для акустической отделки стен и потолков зрительных залов, а также драпировки, деревянные конструкции передвижных цирков и другие) должны быть обработаны (пропитаны) огнезащитным составом, периодичность обработки определяется огнезащитным действием состава. Однако данный нормативный акт предусматривает соблюдение правил пожарной безопасности для учреждений культуры, МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» является объектом защиты, на котором осуществляется основная деятельность в сфере образования. Таким образом, п. 5 нарушений требований пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановления № 385/386 от 15 июня 2012 года подлежит исключению.
К доводам Бабуновой Т.И. о неправомерности внеплановой проверки органом пожарного надзора в связи с поступлением в ОНД № 1 заключения о независимой оценке пожарного риска учреждения «Лесная сказка», судья относится критически, поскольку внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводилась, в данном случае внеплановая проверка проводилась во исполнение распоряжения главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору по соблюдению обязательных требований, при этом компенсация невыполнения или частичного выполнения, то есть отступление от обязательных нормативных правовых и обязательных нормативных технических требований расчетами рисков является необоснованной.
Относительно доводов жалобы по п. 3, 4, 7 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ постановления о применении отделки стен панелями МДФ, пластиковыми панелями, обоями - в соответствии с п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Ссылка в жалобе на нормы статей 254, 255 ГПК РФ не состоятельна, поскольку с 01 июля 2002 года ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, этот порядок устанавливает КоАП РФ.
Согласно выписке из приказа № 7 от 30 мая 1997 года Бабунова Т.И. назначена директором муниципального учреждения дополнительного образования детей – «Детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» с 30 мая 1997 года.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 настоящей статьи.
Положения ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Таким образом, вывод должностного лица о доказанности вины Бабуновой Т.И. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Бабунова Т.И. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации территории, зданий и помещений МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка». Доказательств невиновности Бабуновой Т.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – директором МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабуновой Т.И. обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше.
Привлечение Бабуновой Т.И. к административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Судья считает вину Бабуновой Т.И. в совершенном правонарушении доказанной.
Однако вместе с тем, судья находит постановление мирового судьи подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Так, из материалов дела, объяснений директора МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабуновой Т.И. следует, что ею принимались все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере пожарной безопасности.
Так из 19 пунктов нарушений требований пожарной безопасности постановления о назначении административного наказания № 385/386 от 15 июня 2012 года на момент составления протоколов об административном правонарушении исполнено 9 пунктов.
Кроме того, принимались меры к выполнению минерализованной полосы не менее 3 метров по периметру лагеря, однако в настоящее время устранить нарушения п. 1, 7 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не представляется возможным по объективным причинам, поскольку вырубка лесных насаждений для создания противопожарной минерализованной полосы по периметру лагеря запрещена, так как леса ЗГО, входящие в состав ЧОБУ «Златоустовское лесничество» относится к категории защитных лесов. В пределах периметра летнего лагеря создание минерализованной полосы также невозможно в связи с тем, что земля находится в федеральной собственности.
Кроме того, большая часть нарушений связана с применением декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, - обои и панели, данные нарушения будут устранены в ближайшее время, что подтверждается копиями договоров на выполнение работ по текущему ремонту корпусов.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, следует учесть конкретные обстоятельства дела, в том числе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также тот факт, что совершенное Бабуновой Т.И. административное правонарушение не повлекло угрозы причинения вреда здоровью потребителей и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным, а постановление подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению.
Принимая во внимание, что Бабуновой Т.И. принимались все меры, направленные на соблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности, отсутствие смягчающих обстоятельств, привлечение к административной ответственности впервые, судья считает, что степень виновности Бабуновой Т.И. значительно уменьшается, полагая ограничиться устным замечанием, освободив Бабунову Т.И. от административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО4 от 15 июня 2012 года, которым должностное лицо – директор МАОУ ДОД «ДООЦ «Лесная сказка» Бабунова Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в размере пятнадцати тысяч рублей отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ Бабунову Т.И. освободить от административной ответственности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.
СУДЬЯ: