Дело № 12-236/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Златоуст 19 сентября 2012 года Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Безродновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу Безродновой Е.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей <адрес>, заведующей МБДОУ детский сад № 93, расположенного <адрес>, на постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Асмачко Е.А. № 576 от 30 августа 2012 года о привлечении Безродновой Е.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 93 (далее МБДОУ детский сад № 93) Безроднова Е.А. обратилась в суд с жалобой на постановление № 576 о назначении административного наказания от 30 августа 2012 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Асмачко Е.А., по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере шести тысяч рублей. В обоснование своих доводов Безроднова Е.А. сослалась на то, что с постановлением не согласна, считает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям. На основании Устава МБДОУ детский сад № 93 является муниципальным учреждением и финансируется из средств бюджета ЗГО, то есть финансовое положение учреждения зависит от полноты и своевременности перечисления денежных средств из соответствующего бюджета собственником муниципального имущества. Обстоятельства, связанные с материальным положением МБДОУ детский сад № 93 - объемы выделенных денежных средств, фактическое расходование, достаточность для выполнения требований пожарной безопасности, возможность их выполнения без выделения дополнительных средств не исследовались должностным лицом при привлечении к административной ответственности. Выявленные нарушения пожарной безопасности требуют финансирования из местного бюджета, так как здание МБДОУ детский сад № 93 находится в муниципальной собственности. Нарушения, указанные в постановлении, выявлены впервые и ранее к устранению не предлагались. Ранее Безроднова Е.А. к административной ответственности не привлекалась, полагает, что вменяемое ей административное правонарушение не повлекло каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Считает, что несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности вменяемого административного правонарушения очевидна, вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к ней для предупреждения правонарушений в будущем. В судебном заседании Безроднова Е.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам. Суду пояснила, что согласна с выявленными нарушениями, однако для их устранения требуются значительные денежные средства. После того, как ей пообещали выделить деньги на замену двери, она смогла устранить это нарушение. За период, прошедший после проверки своими силами смогла устранить такие нарушения, как п.2 и п.3, т.е. подвергнуты испытаниям наружн6ые пожарные лестницы и на дверках пожарных шкафов повещены прозрачные вставки. На замену покрытий пола требуются большие вложения. Считает, что со своей стороны принимала все возможные меры и постоянно занималась устранением нарушений пожарной безопасности. Представитель - инспектор по пожарному надзору Асмачко Е.А. в судебном заседании пояснил, что при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 93 имело место нарушение требований пожарной безопасности, в связи с чем составлен протокол об административных правонарушениях и вынесено постановление о признании Безродновой Е.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, считает постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Нарушение, указанное в п.1 акта проверки (дверь вентиляционной камеры не имеет требуемого предела огнестойкости) вменялась в вину еще с 2009 года, мер не принималось и за неполный месяц, прошедший после проверки (состоялась 27 августа 2012 года) нарушение устранено. Считает, что у Безродновой Е.А. имелась реальная возможность устранить нарушение и ранее, также в короткий срок устранены и нарушения, отраженные в п.2 и п.3 акта. Полагает, что Безроднова Е.А. правомерна привлечена к адм.ответственности. Заслушав Безроднову Е.А., инспектора ОНД № 1 Асмачко Е.А., исследовав материалы дела, судья находит жалобу Безродновой Е.А. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Асмачко Е.А. № 576 от 30 августа 2012 года должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 93 Безроднова Е.А. 27 августа 2012 года в 10 часов 10 минут при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 93 <адрес> нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере шести тысяч рублей. Из материалов дела следует, что в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 10 минут 16 августа 2012 года, в период с 09 часов 00 минут до 10 часов 10 минут 27 августа 2012 года на основании распоряжения начальника ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО5 № 427 от 10 августа 2012 года с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении МБДОУ детский сад № 93. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности МБДОУ детский сад № 93 по вышеуказанному адресу. По результатам проверки составлен акт № 427 от 27 августа 2012 года и протокол об административном правонарушении № 576 от 27 августа 2012 года, согласно которому должностное лицо заведующая МБДОУ детский сад № 93 Безроднова Е.А. 27 августа 2012 года в 10 часов 10 минут при эксплуатации помещений МБДОУ детский сад № 93 <адрес> нарушила требования пожарной безопасности: 1. дверь вентиляционной камеры не имеет требуемого предела огнестойкости (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 1 ст. 88); 2. выход из подвала не обособлен от лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 1 ст. 88); 3. не подвергнуты эксплуатационным испытаниям наружные пожарные лестницы (Правила противопожарного режима в РФ п. 24); 4. на дверках пожарных шкафов отсутствуют прозрачные вставки, позволяющие проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ст. 64, НПБ 151-2000 п. 4.6); 5-6. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении 1-й ясельной группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 7-8. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении 2-й младшей группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 9-10. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении ночной группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 11-12. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении средней группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 13-14. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении 2-й младшей группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 15-16. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении подготовительной группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 17-18. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении и спальном помещении старшей группы больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134); 19. показатели пожарной опасности покрытия пола в помещении музыкального зала больше показателей класса КМ2 (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года ч. 7 ст. 134), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. С протоколом об административном правонарушении заведующая учреждением Безроднова Е.А. ознакомлена 27 августа 2012 года, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ Безродновой Е.А. разъяснены, имеются ее пояснения по существу протокола – «устранение нарушений требует вложения денежных средств, которые не предусмотрены в 2012 году. Был проведен аудит, чтобы привести здание в соответствие с ФЗ № 123-ФЗ постепенно». (дополнительно в судебном заседании представлено заключение). Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Федеральным законом от 22 июля 2008года №123-ФЗ К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Согласно ч. 7 ст. 134 в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. П. 4.6 НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» предусмотрено, что дверки ШП должны иметь прозрачную вставку, позволяющую проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий. Допускается изготавливать ШП без прозрачных вставок, при этом на дверки ШП должна быть нанесена информация о составе комплектующих изделий. П. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390 предусмотрено обеспечениеруководителем организации содержания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организация не реже 1раза в 5лет проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний. Согласно выписке из приказа Златоустовского ГорУО № 49 § 2 от 15 августа 1995 года Безроднова Е.А. назначена заведующей МДОУ – детский сад № 93 с 14 июля 1995 года. Согласно Уставу МБДОУ детский сад № 93 непосредственное руководство Учреждением осуществляется заведующей. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Безроднова Е.А. является должностным лицом. Вывод должностного лица о доказанности вины Безродновой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Материалы дела свидетельствуют о том, что Безроднова Е.А. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещения МБДОУ детский сад № 93. Доказательств невиновности Безродновой Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат. Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ. Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – заведующей МБДОУ детский сад № 93 Безродновой Е.А. обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения Безродновой Е.А. не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица, и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности. Доводы Безродновой Е.А. о недостаточном финансировании учреждения для принятия мер противопожарной безопасности судья находит не состоятельными, не исключающими вину должностного лица в несоблюдении Правил пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности заведующей МБДОУ детский сад № 93 Безродновой Е.А. не представлено, судьей не установлено. Кроме того, в соответствии с Уставом МБДОУ детский сад № 93 финансовое обеспечение указанного учреждения осуществляется не только за счет бюджетных средств. В соответствии с п.7.1 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются также и средства от оказания платных услуг и выполнения платных работ, а также средства спонсоров и добровольные имущественные взносы юридических и физических лиц. В соответствии с п.2.8 Устава средства, получаемые от оказания платных дополнительных услуг могут использоваться в том числе на функционирование и развитие материально-технической базы Учреждения. Привлечение Безродновой Е.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным. Оснований для прекращения производства по делу судья не усматривает. Учитывая, что нарушения пожарной безопасности, имеющие место в помещениях МБДОУ детский сад № 93 создают угрозу жизни и здоровью находящихся там детей в случае возникновения пожарной ситуации, правонарушение, совершенное Безродновой Е.А. обладает повышенной степенью общественной опасности. При назначении административного наказания государственным инспектором учтено отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие смягчающих – привлечение к административной ответственности впервые, принятие мер к устранению нарушений на момент рассмотрения дела должностным лицом. Таким образом, при рассмотрении жалобы судья не усматривает каких-либо оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении. Судья считает вину Безродновой Е.А. в совершенном правонарушении доказанной. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности заведующей МБДОУ детский сад № 93 Безродновой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, должностным лицом соблюдены. В постановлении должностное лицо подробно мотивировало свой вывод о виновности Безродновой Е.А. основанный на всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, нарушений должностным лицом требований закона, судьей не установлено, процессуальный порядок привлечения Безродновой Е.А. к административной ответственности в ходе производства по делу соблюден. Административное наказание Безродновой Е.А. назначено в пределах санкций в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена: взыскание наложено в установленные законом сроки. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, р е ш и л: Постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Асмачко Е.А. от 30 августа 2012 года, которым должностное лицо – заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 93 Безроднова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере шести тысяч рублей оставить без изменения, жалобу Безродновой Е.А. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд. СУДЬЯ: Решение не вступило в законную силу.
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.